d9e5a92d

В каком порядке предоставляется налоговый кредит?


11. Определите круг субъектов малого предпринимательства, на которых распространяется упрощенная система налогообложения? Каким законом регулируется эта система?
12. В чем состоит упрощенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства?
13. Что является объектом налогообложения по этой упрощенной системе?
14. Какие ставки определены по единому налогу, уплачиваемому по упрощенной системе? Как они распределены по бюджетам разных уровней?
15. Какой порядок применяется при упрощенной системе налогообложения в отношении индивидуальных предпринимателей?
16. Каким нормативным актом регулируется налоговый кредит и инвестиционный налоговый кредит?
17. Дайте понятие налогового кредита.
18. В каком порядке предоставляется налоговый кредит? На какой срок?

Что является основанием его предоставления? Что должен содержать договор о налоговом кредите?
19. Дайте понятие инвестиционного налогового кредита. Чем он отличается от налогового кредита и каково сходство между ними?
20. Каковы основания предоставления инвестиционного налогового кредита? Кому он предоставляется?

На какой срок?
21. Кто (какие органы) вправе принимать решения о предоставлении налогового кредита и инвестиционного налогового кредита?

3.7. Местные налоги и сборы
3.7.1. Особенности местных налогов и сборов
Конституция РФ закрепила право органов местного самоуправления устанавливать местные налоги и сборы (ч. 1 ст. 132). Эта норма получила развитие в федеральных законах Об общих принципах организации местного амоуправления в Российской Федерации и О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации.*
* СЗ РФ.1995. ,№ 35.Ст.3506;1997.№ 12.Ст.1378, № 39.Ст.4464.

В зарубежных развитых странах местные налоги и сборы являются главным источником доходов местных бюджетов. В Российской Федерации они таковыми пока еще не стали, хотя число их в 90-х гг. существенно возросло.
В указанные годы в Российской Федерации сформировалась новая система местных налогов и сборов взамен действовавшей на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 января 1981 г. О местных налогах и сборах* до вступления в действие Закона РФ Об основах налоговой системы в Российской Федерации от 27 декабря 1991 г.** В соответствии с названным Указом в число местных налогов входили лишь три платежа — налог с владельцев строений, а также земельный налог и налог с владельцев транспортных средств, не идентичные установленным позднее одноименным налогам. Предусматривалась также возможность введения нескольких местных сборов, не получивших широкого распространения.
* ВВС. 1981. №. 5. С. 121, 1984. № 45. Ст. 790; 1988. № 12.

Ст. 186. До этого акта действовал Указ Президиума Верховного Совета СССР О местных налогах и сборах от 10 апреля 1942 г. // ВВС.

1942. № 13.
** ВВС. 1992. № 11. Ст. 527; с изм. и доп. на 17 июня 1999г. // СЗ РФ.

1999. №25. Ст.3041.


Закон РФ от 27 декабря 1991 г. выделяет в налоговой системе группу платежей, именуемую местными налогами. В нее включены налоги в собственном смысле слова, помимо них — сборы и другие платежи, близкие по своим юридическим свойствам к налогам. Всего в Законе с учетом изменений и дополнений (на февраль 1999 г.) предусмотрено 23 таких платежа.
В отличие от названного Закона РФ Налоговый кодекс РФ (часть первая) 1998 г. резко сократил число местных налогов. К ним относится только пять платежей: земельный налог, налог на имущество физических лиц, налог на рекламу, налог на наследование или дарение, переведенный из перечня налогов федерального уровня, и местные лицензионные сборы (ст. 15 Кодекса). Однако эта статья еще не вступила в действие.*
* СЗ РФ. 1998. № 31. Ст.

3824, 3825.


Установление местных налогов и сборов относится к предметам ведения муниципальных образований (местного самоуправления) в числе других финансовых вопросов местного значения и находится в исключительной компетенции представительного органа местного самоуправления. Органы местного самоуправления также самостоятельно устанавливают и льготы по этим налогам.
В рассматриваемых правах органов местного самоуправления нашли отражение положения Европейской хартии местного самоуправения, принятой Советом Европы 15 октября 1985 г., в которой особо выделена компетенция местных сообществ, касающаяся местных налогов и сборов. В этом документе отмечается, что местные сообщества имеют право в рамках экономической политики государства на собственные достаточные ресурсы, которыми они могут свободно распоряжаться при осуществлении своих полномочий. По крайней мере часть финансовых ресурсов, — говорится в Хартии, — должна поступать за счет местных сборов и налогов, уровень которых они имеют право устанавливать в рамках закона (п.



1,3 ст. 9).
Местным налогам и сборам согласно законодательству РФ свойствен ряд общих особенностей, а именно:
а) использование поступлений по этим платежам на местные нужды в пределах территории, подведомственной соответствующему органу местного самоуправления;
б) зачисление их в местные бюджеты в качестве закрепленных доходов;
в) отнесение организации введения и взимания данных платежей к компетенции органов местного самоуправления;
г) нахождение поступления и использования платежей как составной части доходов местных бюджетов под контролем органов местного самоуправления;
д) наличие у органов местного самоуправления более широкой компетенции по правовому регулированию местных налогов и сборов в сравнении с налоговыми платежами других уровней.
Правовое регулирование местных налогов и сборов органы местного самоуправления осуществляют в пределах полномочий, определенных законодательством РФ.
Прежде всего, органы местного самоуправления, устанавливая местные налоги и сборы на своей территории, должны руководствоваться их перечнем, предусмотренным в Законе РФ Об основах налоговой системы в Российской Федерации (впоследствии — ст. 15 Налогового кодекса), за пределы которого они выходить не вправе. Другие вопросы местных налогов и сборов — установление ставок, льгот и др. также решаются в рамках, определенных законодательством РФ.

По упомянутым вопросам органы местного самоуправления принимают решения самостоятельно.
Местные налоги и сборы по действующему законодательству подразделяются на две группы в зависимости от порядка их установления:
• во-первых, налоги и сборы, устанавливаемые законодательством РФ и подлежащие обязательному введению на всей территории РФ. Конкретные ставки этих налогов определяются законодательными актами органов государственной власти субъектов Федерации, а также органами местного самоуправления, если иное не предусмотрено законодательством РФ;
• во-вторых, налоги и сборы, вводимые по усмотрению органов местного самоуправления, исходя из их перечня, предусмотренного федеральным законодательством.
К первой группе относятся: налог на имущество физических лиц, земельный налог, регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью. Сюда следует отнести и установленный позднее налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы. Другие платежи входят во вторую группу.
Среди рассматриваемых платежей налоги в собственном смысле слова составляют небольшую часть. Это — налог на имущество физических лиц, земельный налог, налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы (первая группа), налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне, налог на рекламу, налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров (вторая группа). Остальные — сборы.

Все они объединяются в Законе РФ Об основах налоговой системы в Российской Федерации (ст. 21) под условным наименованием Местные налоги.

В законодательстве особо урегулирован вопрос о порядке распределения расходов предприятий и организаций но уплате местных налогов и сборов. Так, расходы по уплате целевых сборов на содержание милиции, благоустройство территории, на нужды образования, налог на рекламу, сбор за парковку автотранспорта, сборы за проведение теле- и киносъемки, сборы за уборку территории населенных пунктов, налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы относятся на финансовые результаты, деятельности предприятий и организаций. Расходы по уплате земельного налога относятся на себестоимость продукции (работ, услуг).

Остальные местные налоги и сборы предприятия и организации уплачивают за счет части прибыли, остающейся после уплаты налога на прибыль; это относится к сбору за право торговли, лицензионному сбору за право торговли винно-водочными изделиями, сбору за право использования местной символики и др.
В случаях исполнения соглашений о разделе продукции, заключенных сторонами в соответствии с Федеральным законом О соглашениях о разделе продукции* взимание местных налогов и сборов заменяется разделом продукции.**
* СЗ РФ. 1996. № 1. Ст. 18.; 1999. №2. Ст.

246.
** СЗ РФ. 1999. № 7. Ст. 879. (п. З ст.

7).

Контроль за правильностью и своевременностью взимания в бюджет местных налогов, как и налогов других уровней, осуществляется налоговыми органами в соответствии с Законом О государственной налоговой службе РСФСР* и нормами части первой Налогового кодекса (гл'. 14 Налоговый контроль).



Содержание раздела