В эту систему входят Федеральная налоговая полиция на правах государственного комитета, территориальные органы (управления) по субъектам Федерации и местные органы налоговой полиции (межрайонные отделы управлений).
Возглавляет Федеральную службу налоговой полиции директор, который назначается на должность и освобождается Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Директор осуществляет общее руководство деятельностью федеральных органов налоговой полиции и ее координацию с деятельностью других правоохранительных, налоговых и иных государственных органов.
Федеральный орган исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью. В связи с существенными преобразованиями в сфере страховых отношений, в результате которых она перестала быть государственной монополией,* потребовалась перестройка организации и деятельности органов государственного управления в этой сфере.
379.
** СЗ РФ. 1992. № 7. Ст. 37.
*** ВВС. 1993. № 2. Ст. 56; СЗ РФ.
1998. № 1. Ст. 4.
Государственный надзор за страховой деятельностью согласно Закону осуществляется в целях соблюдения требований законодательства РФ о страховании, эффективного развития страховых услуг, защиты прав и интересов участников страховых отношений и государства.
Органы, осуществляющие государственный страховой надзор в РФ, действовали первоначально в лице Федеральной службы (Росстрахнадзор), подчиненной Правительству РФ.* Помимо центрального органа этой службы созданы территориальные органы страхового надзора по республикам (региональные инспекции Росстрахнадзора) и группам областей, краев.**
* См.: Положение о Федеральной службе по надзору за страховой деятельностью. Утв. пост. Правительства РФ от 19 апреля 1993 г. // САПП.
1993. № 17. Ст.1464.
** См.: пост. Правительства РФ О территориальных органах страхового надзора от 26 июля 1993 г. // САПП. 1993. № 27.
Ст. 2557.
В настоящее время на основании Указа Президента РФ функции по надзору за страховой деятельностью переданы Министерству финансов РФ,* в структуре которого создан Департамент страхового надзора.**
* См.: Указ Президента РФ О структуре органов исполнительной власти от 14 августа 1996 г. № 1177 // СЗ РФ. 1996. № 34. Ст.
4082.
** См.: пост. Правительства РФ О совершенствовании организационной структуры исполнительной власти Российской Федерации от 4 августа 1998 г. // С3 РФ. 1998. № 33. Ст.
4006.
Основными функциями органов страхового надзора согласно Закону РФ *О страховании от 27 ноября 1992 г. являются:
_ выдача страховщикам лицензий на осуществление страховой деятельности;
_ ведение единого Государственного реестра страховщиков и объединений страховщиков, а также реестра страховых брокеров;
_ осуществление контроля за обоснованностью страховых тарифов и обеспечением платежеспособности страховщиков.
Помимо них орган страхового надзора осуществляет также функции по организационно-правовому регулированию страховой деятельности:
— устанавливает правила формирования и размещения страховых резервов, показатели и формы учета страховых операций и отчетности о страховой деятельности;
— разрабатывает и утверждает нормативные и методические документы по вопросам страховой деятельности, обязательные для исполнения всеми юридическими и физическими лицами, в том числе методику расчета соотношений между активами и принятыми обязательствами страховщика для обеспечения его платежеспособности;
Таким образом, регулируется единый страховой рынок.
Для осуществления функций органы страхового надзора имеют права:
— получать от страховщиков установленную отчетность о страховой деятельности, информацию об их финансовом положении;
— получать информацию, необходимую для выполнения возложенных функций от предприятий, учреждений и организаций, в том числе от банков;
— проводить проверки соблюдения страховщиками законодательства РФ о страховании и достоверности представляемой ими отчетности.
Органы страхового надзора вправе применять меры принудительного воздействия:
при выявлении нарушений страховщиками требований законодательства РФ о страховании давать им предписания по устранению нарушений;
приостанавливать или ограничивать действие лицензий в случае невыполнения страховщиками данных им предписаний до устранения выявленных нарушений либо принимать решения об отзыве лицензий.
В случае неоднократного нарушения страховщиком законодательства РФ органы страхового надзора вправе обращаться в арбитражный суд с иском о его ликвидации.
Должностные лица органов страхового надзора обязаны соблюдать коммерческую тайну страховых организаций.
Банки. Банковская система. Банки принято именовать кредитными органами в связи с тем, что характерной для них является деятельность именно по кредитованию.
Система банков РФ, их правовое положение и содержание функций существенно изменились в 1990-х гг. Значительные преобразования были произведены уже в 1987 г., когда три существовавших в СССР банка (находившихся в государственной собственности) — Госбанк СССР, Стройбанк СССР и Внешторгбанк СССР были реорганизованы в банки, специализированные по отраслям народного хозяйства (при сохранении Госбанка СССР как главного банка страны): Промстройбанк СССР, Агропромбанк СССР, Жил-соцбанк СССР, Внешэкономбанк СССР и для обслуживания населения — Сбербанк СССР.*
* См.: О совершенствовании системы банков в стране и усилении их воздействия на повышение эффективности экономики. Пост. ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17 июля 1987 г. // СП СССР. 1987. № 37. Ст.
121.
Все они по форме собственности остались государственными, а по условиям деятельности являлись коммерческими. В 1988 г. на основе Закона СССР О кооперации* начали создаваться кооперативные банки, что положило начало формированию новой банковской системы. Впоследствии, в 1990 г., специальное союзное и российское законодательство** в связи с намеченным переходом к рыночным отношениям в экономике закрепило принципиальное изменение банковской системы. Банки перестали быть объектом исключительно государственной собственности.
Банковскую систему СССР составили Государственный банк СССР как центральный банк страны и коммерческие банки, которые могли иметь различные организационно-правовые формы и формы собственности. По российскому законодательству также была установлена двухуровневая банковская система: на одном уровне — Центральный банк РФ (Банк России), на другом все остальные банки. Такая система существует и в настоящее время.
* ВВС. 1988. № 22. Ст.
355.
** См.: Закон СССР О Государственном банке СССР и О банках и банковской деятельности // ВВС. 1990. № 52. Ст. 1154, 1155; Закон РСФСР О банках и банковской деятельности в РСФСР от 2 декабря 1990 г. и Закон О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) // ВВС.
1990. № 27. Ст. 357, 356.
Согласно Федеральному закону О банках и банковской деятельности* банковская система РФ включает: а) Центральный банк РФ (Банк России) и б) кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков. При этом иностранным считается банк, который зарегистрирован на территории иностранного государства и признан банком по его законодательству.
*' СЗ РФ. 1996. № 6. Ст. 492; 1998. № 31. Ст.
3829.
Центральный банк РФ (Банк России)* занимает особое место в банковской системе, а его правовое положение отличается существенными особенностями.** Это главный банк Российской Федерации, он является государственной федеральной собственностью. Как и другие банки, Центральный банк РФ имеет статус юридического лица. Однако получение прибыли не является целью деятельности Центрального банка РФ.
Вместе с тем, как экономически самостоятельное учреждение, он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов, делает отчисления от прибыли в федеральный бюджет в размере 50%.