d9e5a92d

Проблема реструктуризации задолженности.


на долю кредиторской задолженности приходился 91% от общей суммы используемых на эти цели средств, собственных источников — 8%, кредитов и займов — 1%. Наряду с изменением структуры источников пополнения оборотных средств произошло сокращение ликвидных активов за счет роста дебиторской задолженности. Доля денежных средств снизилась с 14% в 1992 г. до 3% на конец 1996 г., дебиторская задолженность возросла с 45 до 52%.
Произошло снижение взаимной задолженности предприятий и возросла задолженность предприятий во внебюджетные фонды. Удельный вес задолженности поставщикам составил 48%, во внебюджетные фонды — 18%, в бюджет — 21%.
В 1996 г. изменилось соотношение дебиторской и кредиторской задолженности по отраслям. В 1995 г. в электроэнергетике и строительстве дебиторская задолженность была выше, чем кредиторская, а к концу 1996 г. все отрасли являлись потенциальными должниками. В течение 1996 г. дебиторская задолженность росла более медленными темпами, чем кредиторская, что и привело к превышению кредиторской задолженности над дебиторской.

В сельском хозяйстве кредиторская задолженность превысила дебиторскую в 2,6 раза, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности — в 1,2 раза.
В 1996 г. более активно применялся в денежном обороте вексель. На 1 января 1996 г. в обращении находилось векселей, обеспечивающих задолженность покупателей, на сумму 3 трлн. руб., а на конец года — в 2,7 раза больше. Однако отсутствие практики учета векселей коммерческими банками и их переучета в ЦБ РФ негативно влияли на их обращение.
В 1996 г. была продолжена работа по совершенствованию российского законодательства. Была принята серия указов Президента РФ, касающихся урегулирования накопленной задолженности предприятий по платежам в бюджет и внебюджетные фонды. Это так называемая проблема реструктуризации задолженности.

Она решалась на протяжении всего 1996 г. по линии задолженности предприятий перед бюджетом и задолженности федерального бюджета перед бюджетами субъектов РФ.
В целях улучшения финансового состояния и укрепления дисциплины уплаты налогов было установлено, что предприятиям, полностью и своевременно выплачивающим текущие налоговые платежи, кроме взимаемых таможенными органами, и имеющим задолженUость по налогам, пеням и штрафам, предоставлялась отсрочка уплаты задолженности.
Было отменено взимание пеней с задолженности предприятий по налогам перед федеральным бюджетом.
Организациям, обладающим правом на выпуск облигационных займов и имеющим непогашенную задолженность по обязательным платежам в федеральный бюджет, предоставлялась возможность осуществить эмиссию облигаций, обеспеченных залогом их имущества или обязательствами третьих лиц. Было дано разрешение Минфину РФ принимать эти облигации в зачет части задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет с их реализацией на фондовом рынке.
В целях реструктуризации задолженности федерального бюджета перед бюджетами субъектов РФ была разрешена передача субъектам РФ находящихся в федеральной собственности и подлежащих продаже акций акционерных обществ, образованных в процессе приватизации. Правительство РФ по согласованию с субъектами РФ проводило зачет стоимости этих акций как поступлений средств от приватизации и расходов федерального бюджета по взаимным расчетам и другим передаваемым в бюджеты субъектов РФ средствам в объеме, установленном в федеральном бюджете.
В 1996 г. приняты важные меры по совершенствованию государственного финансового контроля. В качестве главных приоритетов были определены:
• контроль за полным и своевременным поступлением всех видов государственных доходов, страховых взносов в Пенсионный фонд РФ и другие федеральные внебюджетные фонды, а также заемных средств, направляемых на финансирование дефицита федерального бюджета;
• контроль за своевременным финансированием расходов на социальную сферу по объемам, структуре и целевому назначению, в том числе на оплату труда и денежное довольствие, выплату пенсий, стипендий, пособий и другие социальные выплаты.


В связи с обострением финансовой ситуации была создана Временная чрезвычайная комиссия при Президенте РФ по укреплению налоговой и бюджетной дисциплины. Целями Комиссии являлось обеспечение взимания налогов и других обязательных платежей в объемах, необходимых для своевременного и полного финансирования защищенных текущих расходов федерального бюджета, государственной поддержки науки и культуры, выплаты пенсий и социальных пособий, а также полного финансирования федеральной судебной системы.
Основные задачи Комиссии: контроль за своевременностью и полнотой уплаты налогов, таможенных и других обязательных платежей; разработка мер по обеспечению взимания налогов и других обязательных платежей в полном объеме; обеспечение законности и эффективности деятельности налоговых и таможенных органов, а также органов налоговой полиции; контроль за своевременным и целевым использованием средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов.
В связи с продолжавшимся спадом производства и неплатежами на протяжении всего 1996 г. принимались меры по повышению собираемости налогов и своевременности выплат заработной платы, пенсий, пособий.
В 1996 г. в целях обеспечения национальных интересов РФ была разработана государственная стратегия экономической безопасности РФ, являющаяся составной частью национальной безопасности РФ в целом и ориентированная на реализацию экономических преобразований в ближайшие годы. Без обеспечения экономической безопасности практически невозможно решить ни одну из задач, стоящих перед страной, как во внутригосударственном, так и в международном плане.
Внешнеэкономическая направленность государственной стратегии заключается в эффективной реализации преимуществ международного разделения труда, устойчивости развития страны в условиях ее равноправной интеграции в мирохозяйственные связи, недопущении критической зависимости России от зарубежных стран или их сообществ в жизненно важных вопросах экономического сотрудничества.
Государственная стратегия включает:
1) характеристику внешних и внутренних угроз экономической безопасности РФ как совокупности условий и факторов, создающих опасность для жизненно важных экономических интересов личности, общества и государства; определение и мониторинг факторов, подрывающих устойчивость социально-экономической системы государства, на краткосрочную и среднесрочную перспективу;
2) определение критериев и параметров, характеризующих национальные интересы в области экономики и отвечающих требованиям экономической безопасности РФ;
3) формирование экономической политики, институциональных преобразований и необходимых механизмов, устраняющих или смягчающих воздействие факторов, подрывающих устойчивость национальной экономики.
Выявление возможных угроз экономической безопасности и выработка мер по их предотвращению имеют первостепенное значение в системе обеспечения экономической безопасности.
Наиболее вероятными угрозами экономической безопасности, на ликвидацию которых должна быть направлена деятельность федеральных органов государственной власти, являются:
1. Увеличение имущественной дифференциации населения и повышение уровня бедности, что ведет к нарушению социального мира и общественного согласия; относительный баланс социальных интересов может быть нарушен в результате действия следующих факторов: расслоения общества на узкий круг богатых и преобладающую массу бедных, не уверенных в своем будущем людей; роста безработицы, что может привести к социальным конфликтам; задержки выплаты заработной платы, остановки предприятий.
2. Деформированность структуры российской экономики, обусловлення такими факторами, как: усиление топливно-сырьевой направленности экономики; отставание разведки запасов полезных ископаемых от их добычи; низкая конкурентоспособность продукции большинства отечественных предприятий; свертывание производства в жизненно важных отраслях обрабатывающей промышленности, прежде всего в машиностроении; снижение результативности, разрушение технологического единства научных исследований и разработок, распад сложившихся научных коллективов и на этой основе подрыв научно-технического потенциала России; завоевание иностранными фирмами внутреннего рынка России по многим видам товаров народного потребления; рост государственного внутреннего и внешнего долга России и связанное с этим увеличение расходов бюджета на его погашение.
3. Возрастание неравномерности социально-экономического развития регионов: объективно существующие различия в уровне социально-экономического развития регионов, наличие депрессивных, кризисных и отсталых в экономическом отношении районов на фоне структурных сдвигов в промышленном производстве, сопровождающихся резким уменьшением доли обрабатывающих отраслей; нарушение производственно-технологических связей между предприятиями отдельных регионов; увеличение разрыва в уровне производства национального дохода на душу населения между отдельными субъектами РФ.
4. Криминализация общества и хозяйственной деятельности, вызванная следующими факторами: ростом безработицы; сращиванием части чиновников государственных органов с организованной преступностью; возможностью доступа криминальных структур к управлению производством и их проникновения в различные властные структуры; ослаблением системы государственного контроля.



Содержание раздела