Результаты работы могут быть использованы банковскими учреждениями для развития методологии анализа и обоснования инновационных проектов и принятия на их основе управленческих решений. Это связано с возможностью использования предлагаемой системы показателей состояния и управления банковским потенциалом.
Результаты работы представляют практический интерес для банковских учреждений с позиции совершенствования их функционирования и получения наиболее полной и достоверной информации об имеющихся потенциальных возможностях и способностях.
Банковский потенциал представлен как объект исследования и управления, характеризуются его состав, носители, место в системе социально-экономического потенциала страны; определяются задачи, методологические проблемы его оценки и направления анализа. Отмечены особенности подхода к определению потенциала кредитных учреждений с учетом специфики функционирования и развития банковского сектора в России, где основное назначение банка посредничество в перемещении денежных средств от кредиторов к заемщикам и от продавцов к покупателям.
Выявлены особенности роли государства и Центрального банка России в формировании общей денежно-кредитной политики и их влияния на деятельность отдельных банков и развитие банковской системы в целом.
Вместе с тем отмечена невозможность формальной проекции имеющихся на макроуровне разработок на конкретный коммерческий банк. Это связано, во-первых, с тем, что на уровне банков отсутствуют некоторые элементы СЭП, например, нельзя говорить, об экологическом или космическом потенциале банка, и, во-вторых, с тем, что, учитывая специфику банковских учреждений, понятия, определения и методика оценки и интерпретации показателей должны приниматься с определенной корректировкой.
Сформулированы основные особенности, принципы и подходы к управлению банковским потенциалом и его отдельными элементами. Банковский потенциал исследован в различных аспектах: по компонентам, по регионам, по специализации, по формам собственности и т.д.
Кроме того, банковский потенциал сам является составляющей социально-экономического потенциала страны, фактором экономического роста, инвестиционной привлекательности, развитости финансового рынка.
К числу основных факторов, определяющих наращивание банковского потенциала, относятся количественный рост объема ресурсов, положительные качественные изменения всех видов ресурсов, установление и стабильность необходимой пропорциональности всех видов ресурсов и всех компонентов потенциала и др. Исследованы ситуация, в которой приходится функционировать российским банкам, ее современные особенности. Кроме того, рассмотрены предпосылки наращивания потенциала всей банковской системы России.
Опережение темпов роста объемов денежной массы по сравнению с темпами роста инфляции может означать предпосылку реального роста масштабов банковских операций. Возросла активность физических лиц по валютно-обменным операциям.
Проведен анализ возможных моделей управления потенциалом банковского учреждения и его отдельных подразделений, состава характерных издержек, связанных данным процессом.
В зависимости от уровня управления, направлений деятельности, а также характера задач, стоящих перед подразделениями, предложено использовать перечень основных параметров качества в деятельности структурных подразделений банка. Рассмотрены особенности применения таких инструментов управления, как стимулы, проверки, аттестация и др.
В работе дан качественный анализ управления всеми элементами банковского потенциала, включая ресурсы, возможности, организационную структуру, трудовой потенциал как фактора эффективного функционирования банковской системы, каждого банковского учреждения.
Организационная структура основа деятельности любой хозяйственной единицы. Именно через организационную структуру, через взаимодействие подразделений банка, делегирование полномочий между работниками, уровень профессиональной, психологической, этической подготовки сотрудников проявляется способность оперативно принимать решения по всему спектру банковских проблем, вырабатывать стратегию и тактику развития. Высокая степень взаимосвязи между организацией работы банка и всесторонней подготовленностью сотрудников, с одной стороны, и результатами деятельности кредитного учреждения с другой, предопределяет значение интеллектуальных ресурсов как составляющей банковского потенциала.
Важное место в анализе интеллектуального потенциала кредитного учреждения и управлении им занимает адекватная оценка качества и эффективности в работе структурных подразделений коммерческого банка, рассмотрение критериев и методологических аспектов которой нашло отражение в данной работе..
Ключевая проблема связана с разработкой системы показателей, характеризующих банковский потенциал, и методов их исчисления, с определением общего объема БП и его компонентов, с выявлением факторов его роста в рыночной экономике и разработкой методов определения их влияния. В работе построена система статистических показателей, призванная дать всестороннюю оценку интеллектуального и трудового потенциала банковского учреждения совокупности всех способностей и возможностей его носителей специалистов банка.
Группировка показателей осуществлена по различным критериям: по подразделениям банка, уровню и характеру задач, результатам реализации банковского потенциала и др.
Рассмотрена и апробирована возможность применения весовых коэффициентов для оценки значимости отдельных показателей, характеризующих банковский потенциал. Проблема количественного определения значимости весовых коэффициентов может решаться на основе изучения мнения экспертов.
Однако нами предложено использование достаточно разработанного метода регрессии.
Осуществлена оценка потенциала ведущих банков страны, а также одного из подразделений Сбербанка России, причем по последнему в динамике. Сделан вывод о положительном эффекте проведенных управленческих мероприятий, результатом которых стало не только наращивание потенциала кредитного учреждения, но и увеличение эффективности его реализации, что предопределило прогрессивное (опережающими темпами по отношению к потенциалу) увеличение прибыли.
Такие результаты возможно было получить во многом благодаря внедрению новой автоматизированной банковской системы, позволяющей не только сократить время совершения операций и повысить культуру обслуживания населения, но и предложить клиентам новые варианты оформления операций, расширить ассортимент банковских услуг, что является характеристикой высокой мобильности банковского учреждения.
Перспективность разработки и совершенствования методологии оценки, анализа и управления банковским потенциалом не вызывает сомнений. При этом поставленные задачи могут быть решены только на основе использования свежих, существенных и достоверных материалов.