d9e5a92d

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


создание банка и постоянное обновление данных о предприятиях, действующих на местном рынке;
проведение анализа на местном рынке;
сбор, обработка и накопление информации, касающейся проблем конкурентоспособности рассматриваемых объектов, конъюнктуры рынка;
маркетинговая коммуникация, то есть создание системы налаженного обмена между внутренними и внешними информационными средами муниципальных структур;
организация общественного мнения муниципальных структур («паблик рилейшнз»);
кадровое обеспечение как самой организации, так и служб маркетинга различных уровней.
Структурное построение специализированных независимых организаций и фирм, занимающихся маркетинговыми исследованиями зависит от стоящих перед ними задач. При разработке организационной структуры фирмы, занимающейся муниципальным маркетингом, наиболее подходящим является смешанный вариант: ориентации на товар, когда существуют подразделения по группам товаров (например, средств производства, товаров народного потребления, сельскохозяйственной продукции и т.д.), услуг, и ориентации на рынок (собственного муниципальной структуры, города, региона, других регионов Российской Федерации, зарубежный рынок).
В муниципальных образованиях с достаточным бюджетом наиболее целесообразно в условиях формирования рынка ввести маркетинговую службу в состав аппарата местной администрации, что позволит ей, используя банк данных, результаты конъюнктурного анализа и другие разработки этого подразделения, эффективнее регулировать рыночные отношения, в том числе в сфере торговли, решать проблемы насыщения внутреннего рынка и социальной защиты населения, а также поддержки приоритетных отраслей экономики и привлечения в них инвестиций. Наиболее целесообразной, на мой взгляд, представляется матричная модель Центра муниципального маркетинга со смешанным финансированием как за счет средств городского бюджета, так и за счет взноса учредителей.
В проекте организационной структуры Центра должно быть предусмотрено создание следующих подразделений:
стратегического планирования как самостоятельного звена, отвечающего за прогнозирование, стратегическое планирование и достижение определенных стратегических целей;
фирменной информации, обеспечивающего систематизацию, учет и хранение информации о хозяйствующих объектах;
рекламно-издательского, в функции которого входит как реклама товаров, производящихся предприятиями муниципальных структур, так и информирование потенциальных потребителей о товарах, поступающих из других муниципальных структур и регионов России и импортируемых из-за рубежа;
организации общественного мнения («паблик рилейшнз»);
юридической службы;
подготовки и обучения специалистов - маркетологов;
служб, занимающихся изучением разных групп товаров как производимых на внутреннем рынке, так и ввозимых из других регионов России, ближнего и дальнего Зарубежья.
Руководитель Центра со своим аппаратом, по моему мнению, должен выполнять следующие функции:
обеспечивать рекомендации по выбору наиболее выгодного рынка в соответствии с ресурсами и экспортными возможностями;
постоянно анализировать ситуацию на рынке;
планировать деятельность по получению информации относительно действующих покупателей (конечных пользователей) на рынке (рынках), где выступает предприятие - заказчик исследования;
рекомендовать типы и параметрические ряды товаров, которые следует производить, и постоянно следить за ними;
изучать тенденции рынка и прогнозировать объемы продажи в зависимости от внешней среды и товаров;
рекомендовать рыночные стратегии, включая выбор каналов товародвижения, сбыта и применяемые методы продажи, проводит практическую деятельность, постоянно анализируя правильность принятых решений;
рекомендовать к внедрению имидж предприятия, планировать мероприятия по внедрению имиджа и координировать необходимые действия;
проводить и координировать маркетинговые действия, вытекающие из решений других руководителей;
рассматривать бюджеты и кадровую политику всех подразделений Центра (рыночных исследований и др.).
Большую роль в эффективной работе Центра имеет служба, отвечающая за организацию общественного мнения (так называемая «паблик рилейшнз»), так как в число ее задач входит предвосхищение возможных осложнений в отношениях с общественностью и заказчиками, разбор жалоб, работа со средствами массовой информации, укрепление образа фирмы и т.д.


Заданные параметры образуемой структуры обеспечат ее гибкость, динамичность и постоянную обновляемость, быстрое восприятие перемен экономической ситуации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


На основании выше изложенного можно сформулировать следующие выводы и предложения:
1. Формирование социально ориентированной рыночной экономики в Российской Федерации основной своей целью ставит повышение уровня качества жизни населения. Немаловажное значение в ее достижении принадлежит торговой сфере.

В определение понятия «торговой сферы муниципальных структур» необходимо рассматривать такие категории как торговая сеть (система взаимосвязанных торговых предприятий), торговая инфраструктура (специализированный транспорт, хранилища, информационные, рекламные, сервисные центры, тарное хозяйство и т.п.) и потребители.

Сущность ее деятельности состоит в максимальном удовлетворении потребительского спроса в товарах и услугах в удобное для потребителя время, нужном ассортименте и необходимом количестве. Основными функциями торговой сферой при этом являются:
функция количественного выравнивания (между спросом и предложением);
преодоление расстояний;
хранение;
регулирование производства;
консультирование и информация.
При формировании системы муниципального управления торговой сферой необходимо учитывать, во-первых, специфику отрасли как посредника в товародвижении, основные закономерности ее хозяйственного механизма и управления им; во-вторых, принципы местного самоуправления и муниципального менеджмента, и, естественно, особенности переходного периода развития российской экономики.
2. Состояние и основные тенденции развития потребительского рынка указывает на существенные проблемы в их организации и управлении.
Происходящие экономические преобразования наиболее контрастно проявились именно в торговле. Бурное развитие частной формы собственности, увеличение объемов продажи товаров на вещевых и смешанных рынках, опережающий рост потребительских цен.

На товары и услуги по сравнению с ростом денежных доходов большинства населения муниципальных структур оказали негативное влияние на организацию товароснабжения местного населения.

Данная ситуация, очевидно, нуждается в исправлении и регулировании именно на муниципальном уровне.
3. Одной из мер, позволяющих смягчить негативное влияние кризисного состояния российской экономики на организацию товароснабжения населения муниципальных структур, является кооперация торговых предприятий. При этом под кооперацией понимается сотрудничество нескольких самостоятельных (с правовой и хозяйственной точек зрения) предприятий на основе добровольных соглашений в целях повышения общей конкурентоспособности и более эффективного решения производственных задач, чем это возможно на индивидуальной основе.
Основными сферами кооперации, очевидно, могут стать следующие:
закупочная кооперация;
кооперация в сфере складского и транспортного хозяйства;
сбытовая кооперация;
управленческая кооперация и др.
Развитие интеграции, кооперации и самоорганизации торговых предприятий нуждается в развитии и поощрении со стороны местных органов власти.
4. В условиях становления рыночных отношений программному методу регулирования экономики принадлежит важное место. Он предполагает разработку и реализацию системы комплексных мер целевого назначения как эффективного способа направленного воздействия органов местного самоуправления на процессы экономического и социального развития и формирования местных, региональных и межрегиональных пропорций и связей.

Программный метод выступает в качестве основного механизма реализации политики развития потребительского рынка муниципальных структур и, в частности, их торговой сферы.
Программные мероприятия по регулированию потребительского рынка должны быть направлены на оздоровление финансового положения местных предприятий, и, следовательно, стабилизацию доходной части бюджетов, без наполнения которых практически невозможно решение социальных проблем муниципальной структуры. Так, с учетом ситуационных характеристик конкретной территории, программные мероприятия в данном направлении могут включать:
осуществление мер протекционизма по отношению к местным товаропроизводителям;
создание нормальной конкурентной среды, защита от недобросовестной конкуренции, борьба с теневым оборотом;
регулирование цен на основные продукты питания;
реализацию мер государственной поддержки предприятий торговли и общественного питания, осуществляющих социально значимые функции на муниципальном уровне;
создание системы гарантированных заказов и стабильных потребителей для сельхозтоваропроизводителей и предприятий перерабатывающей промышленности муниципальной структуры;



Содержание раздела