d9e5a92d

Мероприятия, способствующие развитию инвестиционно-заемной системы





Баллы
1
Прожиточный минимум (т. р. / чел)
3
2
Заработная плата (т. р. / чел)
2
3
Уровень преступности (кол-во прест. / 100 тыс. жит.)
3
4
Задолженность поставщикам (т. р. / чел)
2
5
Задолженность покупателям (т. р. / чел)
2
6
Просроченная задолженность по зарплате (т. р. / чел)
3
7
Уровень безработицы (бирж. контингент / чис-ть нас.)
3
8
Отношение кол-ва безработных к числу вакансий
3
9
Уровень образования (численность лиц со средним и высшим образованием / 100 жителей)
1
10
Дифференциация доходов
3


По данному множеству показателей производится анализ состояния регионов (ранжирование), оценка "узких" мест и факторов. Далее производится разработка сценариев выхода из кризиса в зависимости от избранного подхода с оценкой рисков.
Данная методика является универсальной и в принципе может быть подобран такой набор показателей, который полностью отвечал бы концепции ИЗС конкретного региона.
Экономическая безопасность предприятия Под экономической безопасностью предприятия как правило понимается состояние наиболее эффективного использования корпоративных ресурсов для предотвращения угроз и обеспечения стабильного функционирования предприятия в настоящее время и в будущем. Оценка уровня экономической безопасности производится с помощью обобщающего критерия, определяемого с помощью системы частных функциональных критериев, рассчитываемых по наиболее важным функциональным направлениям (составляющим): финансовой, интеллектуально-кадровой, технико-технологической, политико-правовой, экономической, информационной, силовой.
Частные критерии сформированы по принципу оценки предотвращенного ущерба, модель которого имеет вид:

,
где
ЧФКi частный функциональный критерий уровня обеспечения i-ой функциональной составляющей экономической безопасности (ЭБ) предприятия;
Упрi предотвращенный ущерб по i-тому функциональному направлению;
Зi суммарные затраты на реализацию мер по обеспечению ЭБ по i-му направлению;
Упоi нанесенный ущерб по i-му функциональному направлению.
Свертка частных критериев в обобщающий осуществляется методом приоритетов (удельных весов i) с соблюдением правила
.
Обобщающий критерий экономической безопасности определяется по формуле:
.
Использование критериальных расчетов в управлении предприятием осуществляется методом аналогичным методу для регионов: оценка узких мест, разработка и реализация сценариев, выбор сценария, разработка плана мероприятий по обеспечению экономической безопасности.

Экономическая безопасность инвестиционно-заемной системы

Используя приведенные подходы к определению понятия экономической безопасности, попытаемся сформулировать таковое для инвестиционно-заемной системы. По нашему мнению оно может выглядеть так.
Под экономической безопасностью инвестиционно-заемной системы понимается экономическая защищенность системы и интересов ее участников от внешних и внутренних угроз, позволяющая надежно сохранить и эффективно использовать для исполнения своей миссии ее экономический потенциал.
При этом под миссией ИЗС будем понимать задачу привлечения заемных средств в целях удовлетворения инвестиционных потребностей региона, определяемых в рамках ИЗС по совокупной цене, удовлетворяющей требованию безубыточности функционирования инвестиционно-заемной системы.
Заметим, кстати, что потребность в постановке проблемы экономической безопасности определяется наличием внешних (экзогенных) и внутренних (эндогенных) деструктивных факторов (угроз) по отношению к ИЗС. К внешним деструктивным факторам, например, можно отнести экономическую и политическую нестабильность несовершенство законодательства, известную неготовность потенциальных инвесторов к взаимодействию с ИЗС, диверсионная деятельность непорядочных фирм, динамическая подвижность рынка ценных бумаг, отсутствие достоверной информации для инвесторов о состоянии рынка и эмитентов ценных бумаг и др.

К числу внутренних факторов, порождающих угрозы, чреватые рисками появления сбойных ситуаций можно отнести ограниченные возможности по страхованию рисков, отсутствие четких технологий взаимодействия профессиональных участников рынка облигаций, пока еще имеющая место институциональная незавершенность ИЗС как полноправного субъекта рыночной экономики Республики, сложная система взаимосвязей в системе, каждая из которых может стать очагом сбойных ситуаций и т.п.


Следует сказать, что с понятием "экономическая безопасность" тесно связаны такие понятия как:

  • мониторинг в ИЗС, как средство, позволяющее предвидеть и диагностировать возможные риски, связанные с появлением сбойных ситуаций;
  • рациональные мотивационные схемы экономических стимулов участников ИЗС, позволяющие учесть и удовлетворить их экономические интересы;
  • законодательная защищенность ИЗС, которая дает ей возможность существовать и развиваться в относительно стабильных условиях на обозримых временных горизонтах.

Рассмотрим теперь известные нам направления обеспечения безопасности, в том числе экономической безопасности больших систем, считая это своеобразным анализом состояния дел в данной области. Забегая вперед, отметим, что ни один из возможных подходов к решению этой проблемы целиком не применим, но при этом представляется возможность частичного использования этих подходов для формирования облика будущей системы управления экономической безопасностью ИЗС.

Мероприятия, способствующие развитию инвестиционно-заемной системы

Обеспечение политической безопасности страны

Это направление связано с милитаризацией экономики, созданием "социалистического щита" в виде Варшавского договора, созданием системы социалистической экономической интеграцией в рамках СЭВ, экономической поддержкой стран с некапиталистической ориентацией экономической экспансией, основанной на поставках оборудования и ресурсов по демпинговым ценам, поддержанием убыточных производств для базирования советского контингента (например, добыча угля на Шпицбергене), или удержании рынка услуг (например, эксплуатация малоприбыльных воздушных судов).
Примеры подобной "благотворительности" можно было бы продолжить, но и сказанного достаточно, чтобы дать обобщающую ее характеристику государственный патронаж, государственный протекционизм во имя достижения политических целей. Естественно, полностью отрицать подобное положение дел нельзя, поскольку во главу угла ставились политические цели.
Однако принцип государственной протекции и поддержки вполне применим и к нашей проблеме. И реализуется этот принцип посредством Правительственной поддержки рынка региональных облигаций, выражающейся довольно широким спектром мер, начиная от финансирования исследований по созданию ИЗС и кончая установлением государственной монополии на аукционное размещение облигаций внутренних и внешнего (валютного) займов.

Антикризисное управление экономикой переходного периода

Данное направление очень тесно корреспондируется с самой сутью инвестиционно-заемной системы, которая ориентирована на пополнение средств региона для реализации инвестиционной программы, развитие сферы финансовых услуг. При этом изначально постулируется правительственная (т.е. государственная) гарантия надежности и ликвидности республиканских ценных бумаг, а также государственная поддержка этого сегмента рынка заемных капиталов.

Кроме того устанавливается монополия на такого рода заемную деятельность, которая выражается в том, что никто не имеет права выпуска долговых обязательств от лица правительства Республики, кроме него самого.

Страхование

Страхование, как система экономических отношений, основанных на создание специализированных фондов средств для возмещения вероятных ущербов или предотвращение форс-мажорных обстоятельств. В контексте данной работы и концепции ИЗС страхование выступает в двух относительно самостоятельных аспектах.
Первый аспект внешний, состоит в том, чтобы пользоваться услугами некоей страховой компании, выступающей в качестве Участника ИЗС, либо действующей по договору с Уполномоченным представителем системы. Однако, на наш взгляд, применение страхования существенно ограничено по ряду причин.

Дело в том, что страховые выплаты при наступлении страхового случая производятся по истечении довольно длительного времени, связанного с установлением причинности и виновности, тогда как потребность в средствах проявляется в течение короткого срока.

В этом случае страхование не исключает необходимости наличия резервных средств. Применение страхования как метода обеспечения экономической безопасности в случае падения рынка ценных бумаг также проблематично, поскольку страховка должна иметь активы, соразмерные с объемами обслуживания регионального долга.

Таких компаний в настоящее время в России нет, да и подобный контракт в связи с подобными страховыми случаями также весьма и весьма проблематичен.

Таким образом, использование страховых компаний как партнера возможно только для тривиальных случаев таких как транспортировка ценных бумаг, страхование имущества и т.п.
Второй аспект внутрисистемный состоит в том, что при наличии временно свободных средств в системе может быть сформирован инвестиционный портфель, основными направлениями вложений, в котором являются вложения в ликвидные активы с заданными параметрами ликвидности, в этом случае в целях страхования валютного риска в системе предусматриваются операции хеджирования и валютного арбитража с использованием форвардных, фьючерских, опционных сделок, сделок СВОП и т.п.



Содержание раздела