d9e5a92d

Консульские учреждения не занимаются внешнеполитической деятельностью.


Права служащих внутренних войск аналогичны правам работников милиции, но при несении боевой службы им предоставлены дополнительные полномочия (ограничивать движение транспортных средств и пешеходов, обязывать граждан остаться на определенном месте или покинуть его, задерживать граждан и т.д.). Они могут применять не только оружие и специальные средства, но также боевую и специальную технику.

В систему правоохранительных органов входит Министерство юстиции РФ. Оно также подчинено Президенту РФ. Министерство юстиции не занимается организационным и материальным обеспечением судов, теперь эти вопросы находятся в ведении Судебного департамента при Верховном Суде РФ. Министерство обеспечивает реализацию государственной политики в области юстиции, участвует в обеспечении правовой базы для деятельности органов государства, по поручениям Президента РФ участвует в экспертизе законов, направленных ему для подписания, координирует работу федеральных органов, участвует в разработке законопроектов, вносимых Правительством, проводит юридическую экспертизу правовых актов, вносимых федеральными органами государственной власти, а также актов, принятых субъектами РФ (в случае несоответствия их Конституции РФ и федеральным законам дает мотивированное заключение), ведет учет и регистрирует нормативные правовые акты, издаваемые отраслевыми органами исполнительной власти РФ (министерствами, ведомствами). Последние должны направлять в Министерство юстиции свои акты в течение 10 дней после их принятия. Без регистрации и последующего опубликования они не вступают в силу. Министерство юстиции осуществляет систематизацию законодательства, разрабатывает предложения о приведении законодательства в соответствие с Конституцией РФ, контролирует правильность и своевременность публикации правовых актов. Оно может обращаться с представлением к Президенту и Правительству РФ о привлечении к ответственности должностных лиц за неисполнение Конституции, законов, указов Президента, актов Правительства. Министерство юстиции осуществляет контроль за использованием законодательства, регистрирует некоторые общественные объединения (в отношении других принимает решения о их регистрации другими регистрирующими органами, ведущими реестр юридических лиц), контролирует соответствие деятельности общественных объединений их уставным целям, вправе делать им предупреждения и обращаться в суд с требованием о роспуске нарушителей. Его органы регистрируют некоторых юридических лиц (в массовом порядке с 1 июля 2002 г. это делают органы Министерства по налогам и сборам), акты гражданского состояния (браки, рождения и др.), разрабатывают программы и реализуют правовую информатизацию государственных органов, ведут правовую пропаганду среди населения.

Министерство юстиции осуществляет руководство нотариатом (в частности, нотариусы удостоверяют документы), Службой судебных приставов (в их ведение входит охрана судов, соблюдение порядка в судебных заседаниях, опись имущества по гражданским делам и др.). Судебные приставы имеют право применять силу и оружие. В ведении Министерства юстиции находятся места заключения осужденных (тюрьмы, лагеря и др.).

Специфической частью государственного управления в административно-политической сфере является управление иностранными делами данного государства. Внешнеполитическая деятельность имеет своей целью защиту государственных интересов, выход на мировые рынки, создание различных форм интеграции с другими государствами и международными организациями в деле защиты миропорядка, защиту прав и законных интересов граждан государства, находящихся за границей, поддержание соотечественников (российской диаспоры), проживающих в других странах.

Согласно Конституции РФ, основные направления внешней политики государства определяет Президент РФ. Он представляет государство в международных отношениях, ведет переговоры и подписывает международные договоры (их ратифицирует парламент), при нем аккредитируются иностранные дипломатические представители (они ему вручают свои верительные грамоты от глав других государств). Президент РФ назначает министра иностранных дел, дипломатических представителей в другие государства и международные организации (после консультаций с комитетами парламента). Текущими внешнеполитическими мероприятиями, связанными с деятельностью Президента РФ, занимается Управление Президента РФ по внешней политике, ведомство Протокола Президента РФ.



Меры по осуществлению внешней политики РФ обеспечивает Правительство РФ. Оно организует представительства РФ в иностранных государствах и международных организациях, заключает межправительственные соглашения, исполняет международные договоры, руководит внешней торговлей и другими видами деятельности государства на международной арене.

Государственное управление в области международных отношений осуществляет Министерство иностранных дел РФ. Его возглавляет министр, непосредственно подчиняющийся Президенту РФ. Он ведет переговоры с официальными представителями иностранных государств, международных организаций от имени Президента и Правительства РФ, подписывает международные документы без специальных на то полномочий, в силу своей должности. Министерство разрабатывает общую стратегию внешней политики и представляет ее Президенту РФ, реализует внешнеполитический курс государства, координирует международные связи субъектов РФ (последние могут учреждать свои представительства за рубежом, являющиеся частью представительств МИД России, могут заключать международные соглашения, но не по политическим вопросам). Министерство дипломатическими средствами обеспечивает защиту суверенитета Российской Федерации, интересов государства, прав и интересов российских граждан и юридических лиц за рубежом, сотрудничество с другими государствами и международными организациями. Деятельность Министерства иностранных дел РФ охватывает все стороны отношений России с иностранными государствами и международными организациями: политические, экономические, культурные. МИД России является главным координатором внешней политики государства, все другие органы обязаны согласовывать с ним свои мероприятия на международной арене.

В стране пребывания Российскую Федерацию представляет посольство, которое является государственным органом внешних сношений. Посольство возглавляет Чрезвычайный и Полномочный посол, назначаемый Президентом РФ, но работающий под руководством МИД России. Посольство информирует органы власти о внешней и внутренней политике страны пребывания, участвует в подготовке проектов международных договоров Российской Федерации с этой страной, поддерживает постоянные контакты с органами власти страны пребывания, осуществляет координацию деятельности и контроль за работой находящихся в стране пребывания посольства российских делегаций, государственных учреждений и предприятий, групп специалистов. При посольствах действуют представители других министерств, органов по руководству экономикой, представители некоторых субъектов РФ.

При посольствах существуют консульские отделы. Консульские учреждения могут открываться также в крупных городах, морских портах. Основные задачи консульства защита интересов РФ, ее граждан, учреждений в стране пребывания. Консульские учреждения не занимаются внешнеполитической деятельностью. Они содействуют развитию экономических, научных, культурных связей РФ с государством пребывания, оказывают содействие учреждениям, морским и воздушным судам, ведут учет российских граждан, постоянно или временно находящихся в стране, выполняют нотариальные действия, совершают акты гражданского состояния.

Есть и другие органы, занимающиеся внешними связями, например межведомственная комиссия РФ по взаимодействию с НАТО.

§ 5. Государственное управление в сфере культуры и идеологии

Сфера культуры и идеологии деликатная сторона жизни общества, но государственное регулирование в какой-то мере распространяется и на нее. Выше уже говорилось о конституционных нормах, разрешающих или запрещающих (в тоталитарных государствах) идеологический плюрализм. К этой сфере относятся многие конституционные нормы о свободе слова, печати, информации, научной и иной творческой деятельности, свободе преподавания (в высшей школе), защите памятников истории и культуры и т.д.

Практической деятельностью по обеспечению этих норм занимаются многие органы государственного управления: министерства печати или информации, просвещения или высшего образования, культуры, комитеты по охране памятников культуры и др. Действуют государственные издательства, теле- и радиокомпании, издаются государственные (правительственные и др.) газеты и журналы. В России к этой сфере примыкает деятельность Министерства промышленности, науки и технологий, обеспечением информацией занимается Министерство связи. Культура связана со спортом и туризмом, а в этой части важная роль принадлежит Министерству транспорта, агентствам воздушных сообщений. Свободу собраний на открытом воздухе, уличных шествий и демонстраций обеспечивает милиция (полиция). Экономика обеспечивает культуру необходимыми материальными ресурсами.



Содержание раздела