d9e5a92d

Главный субъект региона


И если для небольших стран с унитарной формой правления это вполне приемлемо, то в крупных странах с федеративным государственным устройством проблемы взаимоотношения между регионами, между центром и регионами, а иногда и внутри регионов всегда присутствовали и будут присутствовать в силу разнонаправленных экономических интересов. Другой вопрос каков механизм разрешения подобных противоречий. Одно дело, когда речь идет о странах с развитой экономикой, старыми демократическими традициями, таких как США, Германия и совсем другое, когда мы рассматриваем экономику переходного периода России.
В последнее время все чаще обсуждается идея пересмотра экономических границ субъектов РФ. На наш взгляд, это кажется преждевременным в связи с тем, что:

  • во-первых, существенную роль здесь играет политический фактор, так как именно республики, края и области подписали Федеративный договор, а затем и индивидуальные договора о разграничении полномочий;
  • во-вторых, в каждом из них сформированы органы государственной власти и управления, приняты законодательные акты, которые порой существенно отличаются от соседнего региона, а иногда входят в противоречие с федеральным законодательством;
  • в-третьих, им присуща определенная экономическая самостоятельность и завершенность воспроизводственного процесса, сформировавшаяся в течение последних 80-ти лет.

Правомерно ли ставить вопрос о конкурентоспособности регионов в рамках единого государства. На наш взгляд, конкурентоспособность в самом общем виде это обладание некоторыми свойствами, создающими преимущества для субъекта экономического соревнования перед другими аналогичными субъектами.

При этом область или сферу, в которой ведется соревнование, можно назвать конкурентным полем.
На наш взгляд, можно утверждать, что существует прямая зависимость между уровнем конкуренции и конкурентоспособностью экономики, хозяйствующих субъектов: чем острее конкуренция и разнообразные формы ее проявления на национальном или международном рынке, тем, как правило, выше уровень конкурентоспособности.
По нашему мнению, конкурентная борьба между российскими регионами все-таки имеет место, хотя протекает в иных формах и влечет за собой несколько иные последствия, чем на микро- и макроуровне. Это можно проследить на примере основных субъектов экономики региона.
Так, предприятия региона конкурируют:

  • внутри региона между собой;
  • внутри региона с предприятиями других регионов и стран;
  • на национальном рынке;
  • на рынке таможенных или экономических союзов (СНГ, Евросоюз) и на мировом рынке.

Представители региональной власти ведут борьбу на федеральном уровне за предоставление региону более благоприятных экономических условий по сравнению с другими, отстаивают интересы крупных структурообразующих предприятий региона, ищут возможность для самостоятельного налаживания международных связей, пытаются административными мерами защитить местного производителя и т.д.
Однако главным субъектом региона, на наш взгляд, является население, поскольку именно здесь люди реализуют свои экономические интересы и удовлетворяют потребности. Как успехи предприятия в конкурентной борьбе, так и положение региональной власти во многом определяются той социально-политической обстановкой, которая складывается в регионе.
В этой связи представляется целесообразным при определении конкурентоспособности региона взять за основу критерии, характеризующие уровень и качество жизни населения. Тем более, что подобный подход широко распространен в мировой практике. Например, страны ОЭСР определяют конкурентоспособность как “способность компаний, отраслей, регионов и наций обеспечивать сравнительно высокий уровень доходов и заработной платы, оставаясь открытыми для международной конкуренции.”
В докладе президентской комиссии США по проблемам конкурентоспособности последняя определяется как степень, с которой страна при свободных и справедливых условиях рынка производит товары и услуги, удовлетворяющие требованиям мирового рынка, формируя и увеличивая при этом доходы своих граждан. Безусловно, что уровень жизни населения неразрывно связан с функционированием экономики региона, активной и профессиональной деятельностью региональной власти, других институциональных структур, выражающих интересы граждан.


По нашему мнению, наиболее полным будет такое определение конкурентоспособности региона, которое включает два основополагающих аспекта: необходимость достижения высокого уровня жизни населения и эффективность функционирования хозяйственного механизма региона. В настоящее время, в основе хозяйственного механизма региона региональный рынок при определенной законодательством регулирующей роли федеральных и местных органов власти.
Поэтому на наш взгляд, под конкурентоспособностью региона следует понимать его роль и место в экономическом пространстве России, способность обеспечить высокий уровень жизни населения и возможность реализовать имеющийся в регионе экономический потенциал (финансовый, производственный, трудовой, инновационный, ресурсно-сырьевой и др.). Потенциал региона реализуется в результате функционирования регионального рынка, вовлекающего в воспроизводственный процесс все имеющиеся в регионе ресурсы и эффективно их использующего.
В дальнейшем, через механизм ценообразования в каждом сегменте рынка (труда, товаров и услуг, финансовом и др.) устанавливаются цены, отражающие как стоимость основных факторов производства, так и стоимость готовых товаров и услуг. Формируемая на одном региональном рынке система цен через прямые и обратные связи воздействует на системы цен, действующие на других региональных рынках, и таким образом последовательно формируется единый рынок и система цен, соответствующая этому рынку.
Процесс этот довольно-таки сложный и длительный, так как существуют попытки отдельных регионов решить свои экономические проблемы с помощью выгодных им цен за счет других регионов (например, в добыче топлива и сырья, в сельском хозяйстве). Следовательно, под механизмом ценообразования подразумевается процесс формирования цен на отдельных типах регионального рынка с учетом воздействия органов государственной власти (федеральных и региональных) и внешних по отношению к региону субъектов хозяйственной деятельности.
Таким образом, можно построить следующую логическую цепочку: региональный рынок механизм ценообразования конкурентоспособность региона.
Например, выделенный нами в качестве основного критерия конкурентоспособности региона уровень жизни населения во многом зависит от уровня его доходов (заработной платы, социальных выплат, прибыли и т.д.), которые формируются на региональном рынке труда. Однако судить о реальном уровне жизни можно лишь после соизмерения величины доходов с ценами на рынке товаров и услуг.

Заработная плата, являясь в свою очередь элементом издержек производства для предприятия, во многом зависит от эффективности его функционирования ( 5).
Из схемы видно, что исходной категорией для анализа конкурентоспособности региона является региональный рынок. В этой связи представляется необходимым более подробно рассмотреть его сущность, функции, структуру с последующим выходом на особенности механизма регионального ценообразования
Обобщая подходы к проблемам взаимосвязи ценообразования и конкурентоспособности в системе экономических отношений, в исследовании предлагается сформулировать следующую функциональную зависимость факторов регионального рынка:
RC = f (P, FP, Y, SP),
где
RC конкурентоспособность региона;
P факторы регионального ценообразования (уровень цен по товарным группам, механизм их установления, зависимость от внешних рынков, удаление региона от источников сырья и основных рынков сбыта);
FP наличие, распределение и функциональная направленность основных факторов производства в регионе (трудовые ресурсы, полезные ископаемые, отраслевая структура капитала);
Y уровень жизни населения региона (доходы, их структура и дифференциация, покупательная способность, степень занятости и др.);
SP социально-политические факторы, характеризующие взаимодействие основных субъектов регионального рынка (администрации, населения, предпринимательства) между собой и их взаимоотношения с федеральным центром.




















5. Взаимосвязь конкурентоспособности региона, механизма
ценообразования и регионального рынка
Данная функциональная зависимость является исходной, базовой, которая в дальнейшем может уточняться и дополняться другими факторами.
Чтобы в конечном итоге выйти на критерии конкурентоспособности, необходимо более детально остановиться на анализе регионального рынка, в рамках которого взаимодействуют все перечисленные факторы.
Экономические отношения между этими субъектами осуществляются либо непосредственно:
федеральный центр

региональная власть
предприятие,
либо через соответствующие рынки: ресурсов, товаров и услуг, финансовый, внешние (других регионов, федеральный, мировой).
Каждый из перечисленных выше субъектов имеет свои конкретные интересы, которые ими движут при принятии того или иного решения в ходе своей экономической деятельности.



Содержание раздела