d9e5a92d

Значение опыта ЕС


С 1972 по 1978 гг. действовала т.н. "европейская валютная змея", страны-участницы которой поддерживали курсы своих валют в современном плавании по отношению к доллару. Однако многие страны участвовали в "змее" нерегулярно, входя в нее и выходя, как, например, Франция. С 1979г. в рамках ЕС действует Европейская валютная система и введена расчетная европейская валютная единица /экю/. По условиям соглашения, курсы валют могут взаимно колебаться в пределах +- 2,25%. Для Великобритании 6 учитывая ее особую позицию Испании и Португалии как новых членов пределы колебаний увеличены до +- 6%.

В случае превышения пределов центральные банки государств-участников проводят интервенцию для восстановления равновесия на валютном рынке. С 1994 г. пределы колебаний валютных курсов были изменены на +- 15%, что свидетельствовало о кризисе валютной системы. Правда, вступивший в силу Маастрихтский договор предусматривает введение единой европейской валюты с 1.01.1999г.

Однако недостроенность валютной системы остается сегодня главным фактором, тормозящим дальнейшее развитие интеграционных процессов. В свете Маастрихтского договора чрезвычайно сложной выглядит проблема функционирования наднациональных органов и институтов ЕС. Несмотря на ясно выраженное в договоре намерение придать им властные функции, в самих странах Союза отношение к федерализации далеко не однозначное. С одной стороны, предпринимаются попытки повышения эффективности работы Европарламента, Евросовета, Комиссии ЕС, других органов, например, путем замены права "вето" любого государства на большинство голосов при решении важных вопросов интеграции /для второстепенных вопросов такое правило уже действует/.

Но подобные попытки встречают резкое противодействие целого ряда стран, прежде всего Франции. В обозримом будущем ЕС, видимо, сохранит организационные формы, являющиеся чем-то промежуточным между межгосударственной федерацией и ассоциацией стран, координирующих свою политику /в области обороны, безопасности, внешних связей/, но не склонных передавать основные национальные прерогативы наднациональным органам.

# значение опыта ЕС

Пожалуй, за время, прошедшее с момента подписания Римского договора об образовании ЕЭС, проблем, возникающих в связи с интеграцией, накопилось не меньше, чем реальных достижений. Но и успехи, и неудачи на этом пути весьма и весьма поучительны. Европейский Союз стал пионером, если не считать распущенный СЭВ, в деле организационного оформления и целенаправленного содействия интеграционным тенденциям.

По всей видимости, формы сотрудничества стран-участниц ЕС могут послужить в известном смысле образцом для стран других регионов, аналогичные проблемы в деле интеграции возникнут и в других конах мирового хозяйства, путь, пройденный Сообществом-Союзом, будет с известными отклонениями повторен.

РЕЗЮМЕ

Одной из отличительных черт развития мирового хозяйства на современном этапе является углубление специализации и кооперирования производства, ускорение этого процесса. От преимущественно межотраслевого разделения труда экономические агенты, и в первую очередь, национальные хозяйства все более переходят к более сложным формам внутриотраслевой специализации.
Развитие процессов специализации и кооперирования приводит к усилению связей между государствами и национальными хозяйствами, росту их взаимозависимости, что в итоге логически приводит к постепенному преобразованию совокупности национальных экономик в целостную систему, а впоследствии в единый народнохозяйственный комплекс. Именно эта тенденция и образует суть международной экономической интеграции - наиболее развитой степени международного разделения труда. Видимо, всем регионам мира, а затем и всему мировому хозяйству предстоит пройти путь от низшего до высшего уровней интеграции - политического союза.

Другой вопрос - что в прошлом политического единства, как ни парадоксально, достичь оказывалось быстрее.
Международная экономическая интеграция - многосложный и многослойный процесс, для успешного развития которого требуется целый ряд предпосылок и условий. На сегодняшнем этапе как минимум необходима географическая близость стран-участниц, а в более или менее отдаленной перспективе государствам не обойтись без согласованной, если не общей экономической политики в любых сферах, включая внешнеэкономическую.


Примером, даже моделью интеграционного объединения в современном мире служит Европейский Союз, достигший наивысшего уровня интеграции. Здесь свободно обращаются факторы и результаты производства, соблюдается единый внешний тариф, с трудом, но реализуется введение общей валюты. Наконец, созданы и действуют наднациональные органы власти и управления, пусть пока и не имеющие приоритета перед национальными структурами.

Вся логика развития международной экономической интеграции диктует именно этот путь. Главное - пройти его постепенно, без спешки, учитывая в первую очередь экономические законы и закономерности. С этой точки зрения, опыт ЕС бесценен.












Лекция 3.

НАЦИОНАЛЬНЫЕ СЧЕТА И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

План лекции

вступление
общественный продукт в национальных счетах
категории общественного продукта
методики исчисления валового продукта
общественный продукт и макроэкономический анализ
резюме

Любое общество заинтересовано в возможно более полном учете производимого в нем продукта. Достаточно указать на статистические службы, занимающиеся собственно учетом, то есть сбором и обработкой информации, поступающих от субъектов хозяйственной деятельности, планирующие и программирующие структуры, будь то на общегосударственном , региональном или внутрифирменном уровне. С развитием и усложнением всемирного хозяйства все более ощущается нужда в международных сопоставлениях и обобщениях для нужд регулирования всемирного воспроизводственного процесса.

В таком учете нуждаются финансовые, точнее фискальные органы для правильного и своевременного взыскания налогов, а также правоохранительные службы, поскольку не всякая хозяйственная деятельность является собственно законной, а неуплата налогов административную или даже уголовную ответственность. Наконец, информация такого рода крайне необходима в исследовательской работе, прежде всего для экономистов, изучающих макроэкономические процессы, экономическое положение участников мирового хозяйства и занимающихся моделированием воспроизводственных процессов.

# общественный продукт в национальных счетах

Из сказанного вытекает необходимость учета производимого продукта на национальном, т.е. общегосударственном уровне. Более того, весь общественный продукт только может быть учтен на таком уровне. Нарастающая необходимость международного учета и статистики, международных сопоставлений выносит эту деятельность на более высокий региональный и общемировой уровень.
Интенсивная разработка проблем, связанных с созданием и использованием общественного продукта, началось на Западе только после второй мировой войны. Это объясняется тем, что в практике хозяйственной жизни наряду с вопросами узкохозяйственной конъюнктуры все большее место начинают занимать общеэкономические процессы.
В понятие общественного продукта входит сумма произведенных в обществе за определенный период конечных товаров и услуг. Данное емкое определение, тем не менее, нуждается хотя бы в минимальном пояснении. Во-первых речь идет о сумме продукции, то есть здесь может быть использован только стоимостной показатель /при оценке, анализе конкретной отросли часто используется показатели натуральные/. При этом возникают две задачи методологического свойства. Объем произведенного общественного продукта может быть подсчитан в разной системе цен - в текущих или постоянных /неизменных/ ценах.

Постоянные цены отрахают изменение физического объема произведенных товаров и услуг. Текущие ценc включают также инфляцию. Элиминирование ценовых колебаний особенно важно для стран, где темпы инфляции значительны. В экономических исследованиях используется обе системы цен, важно только их не путать. Далее, для международных сопоставлений и анализа объема и динамики глобального общественного продукта необходимо выразить национальные общественные продукты в единой валюте.

Разумеется, наиболее удобной валютой для этой цели служит доллар США.
Во-вторых, общественный продукт включает лишь результаты хозяйственной деятельности, т.н. факторальные доходы. Общество не становится богаче от того, что его члены получают доходы в обмен на которые ничто Не производится /пенсии, пособия, стипендии, приписки и пр./ Нетрудовые доходы называются трансфертными поступлениями.
В-третьих, статистика общественного продукта учитывает лишь конечную продукцию. С развитием разделения труда и дифференциации отраслей неуклонно возрастает объем и удельный вес промежуточной продукции, стоимость которой входит в стоимость готового изделия /руда - стальной прокат - автомобиль, цветные металлы - интегральная схема - компьютер, шерсть - ткань - костюм и т.п./ При суммировании стоимости товаров и услуг возможен двойной, тройной, и т.д., словом, повторный счет одного и того же промежуточного продукта, "вес" которого тем больше , чем выше степень обработки готового изделия.



Содержание раздела