d9e5a92d

Приватизация в России породила разгул коррупции и преступности


2. В разговорах о целях и методах приватизации, о ее народном характере и т. д. обычно скрывается суть. А она состоит в перераспределении государственной собственности в пользу таких групп, как:

  • директора заводов;
  • чиновники госаппарата, министерская номенклатура;
  • политическая номенклатура (партии, движения, фонды и т. д.);
  • субъекты Федерации;
  • трудовые коллективы;
  • внешние акционеры.

Приватизация привела к резкому изменению как юридических отношений собственности, так и связей между основными социальными группами населения страны. Образовались новые социальные слои, которые не заинтересованы в возврате страны к прошлому и ориентированы на высокую эффективность экономики и развитие демократии в обществе.
В ходе приватизации резко возросла доля частных и снизилась доля государственных предприятий. Так, доля государственного сектора в общей численности занятых в 2001 г. составила 37%, в 1990 г. она была равна 83%1.
3. В процессе приватизации в России большинство государственных предприятий было акционировано, что означает коллективизацию промышленности без персонифицированного собственника. Это только первый (хотя во многих случаях и необходимый) шаг к приватизации, вслед за которым собственность будет перераспределяться, акции — перепродаваться, пока не появится настоящий собственник. Владение акциями еще не делает акционера собственником данного предприятия.

Последующее развитие российской приватизации призвано решить эти проблемы.
4. Процесс приватизации должен быть органически связан с массовым банкротством, скупкой нерентабельных предприятий и с борьбой против монополизации. Однако ни того ни другого в России пока не происходит. В настоящее время порядка 50% промышленных предприятий в стране убыточны.
Много и других недоработок. Так, в соответствии с законодательством российские акционерные общества вообще не обязаны выплачивать дивиденды. На практике имеет место массовое занижение в отчетности полученной прибыли с целью ухода от налогообложения. Широко распространено занижение капитализации российских компаний, сокрытие
1 См.: Общество и экономика. 2004. № 1. С. 8.
информации об их работе и отсутствие соответствующего контроля. Медленно идет процесс перехода на международные

стандарты по бухучету. Но главное заключается в том, что российские чиновники широко втянуты в бизнес не только как акционеры, но и как реальные функционеры в бизнесе, а действующее законодательство не препятствует этому. При этом если что-то происходит не так или не по закону, государство склонно винить в этом предпринимателей, а не своих чиновников, хотя именно они могли быть в центре имевших место нарушений.

Оснований для таких выводов немало. Например, государственные чиновники были замешаны в обогащении при строительстве финансовых пирамид ГКО-ОФЗ, пирамид для присвоения сбережений населения типа "МММ", хищении и нецелевом использовании средств государственного бюджета и т. д.

  1. Приватизация в России породила разгул коррупции и преступности. Практически она шла и идет не снизу, а сверху, государство часто сохраняет свой контроль над приватизированными предприятиями, государственные чиновники и различного рода теневые структуры не без успеха пытаются нажиться на этом процессе. Слабость новых финансовых институтов (банки, инвестиционные фонды и фирмы), неразвитость рыночной инфраструктуры вообще грозят восстановлением государственного бюрократического контроля как в Центре, так и на местах. Там, где мало рынка, возникает много бюрократии.
  2. В России слабо разработана система частного права. Без

серьезной и детально разработанной правовой основы ошибки и издержки в дальнейшем развитии приватизационного процесса неизбежны. Правовая защита собственника — важная задача государства, которая решается, к сожалению, не всегда грамотно и последовательно.
7. Российских реформаторов часто упрекают в том, что они все хотят делать быстро, не считаясь с социальными последствиями. Но с точки зрения исторической тенденции ясно одно: в конкретных российских условиях любая, даже самая несовершенная, но осуществляемая рыночная реформа лучше самой идеальной, но отложенной на потом. Решающим стал фактор времени.



Слишком сильна тяга к возврату в прошлое, пусть даже частично. Непростая сложилась и политическая обстановка в стране. Поэтому как реформу в целом, так и приватизацию, в частности, необходимо делать решительно, квалифицированно, грамотно, по возможности быстро и радикально.

Однако сегодня левая оппозиция и псевдопатриоты требуют пересмотра итогов приватизации, точнее, проведения новой национализации. Но встать на этот путь — значит свернуть страну в состояние политической дестабилизации. Правительство не раз заявляло, что этого оно не допустит1.

  1. Ход приватизации в России свидетельствует о необходимости серьезного участия в этом процессе государства. Требуется усилить роль государства не только в создании самофинансирующихся финансово-промышленных групп, но и в поддержке и более грамотном направлении всего процесса большой и массовой приватизации. Опыт показывает, что после акционирования на предприятиях почти ничего не делается для приведения в соответствие новому статусу их внутренней организации и управления. Появление нового собственника — это не конец, а начало приватизации. Здесь требуется целый комплекс организационно-экономических преобразований на самих предприятиях. Роль государства в данном случае должна проявиться в том, чтобы содействовать развитию консалтинговых услуг, договорного процесса, подготовке кадров, распространению информации и т. д., причем частично на коммерческой основе. Иными словами, необходимо, чтобы государство организационно обеспечивало перевод постсоциалистической экономики на рыночные рельсы.
  2. В целом можно заключить, что приватизация в России осуществляется эффективно. Конечно, имеются серьезные недостатки, но прогресс идет, его маховик продолжает раскручиваться, хотя и с замедлением. Приватизация делает предприятие свободным и ответственным, способным на инициативу, на нововведения, поиск и организацию новых рынков, повышение качества своей продукции, экономию ресурсов.

1 См., напр.: Независимая газета. 2003. 30 окт.
Приватизация в России принципиально отличается от приватизации на Западе, в странах с развитой рыночной экономикой. Еще совсем недавно собственность в России практически вся была государственной, т. е. ничейной или чиновничьей. Переход от государственной собственности к частной в России означает не просто смену собственности, а создание (или воссоздание) реальной собственности, разрушенной и вытравленной из сознания народа. В недавнем прошлом в стране не

было ни рынка капитала, ни рынка труда, ни банкротств, ни рыночной инфраструктуры. Поэтому цель приватизации
состоит в создании экономически независимых, берущих на себя всю ответственность и риск частных предприятий, которые должны стать основой рыночной экономики.
10. После приватизации бывшие государственные предприятия, как правило, начинают работать лучше, приносят прибыль, рабочие получают заметно увеличенную оплату труда. Весной 1996 г. эксперты Москвы и Санкт-Петербурга провели сравнительный анализ экономических результатов работы 2438 предприятий в восьми отраслях промышленности различных форм собственности. Обследование показало, что по всем основным показателям приватизированные предприятия значительно опережают государственные. При этом чем меньше доля государства в предприятии, тем выше его финансово-экономические показатели.

По общему показателю экономической эффективности отрыв увеличивается с течением времени.
Тем не менее принятая в России схема приватизации далеко не идеальна. Она является плодом компромиссов и политической борьбы. Никакой социальной справедливости или равенства она не несет. Однако это рабочая схема, и ее реализация на практике уже дала в целом неплохой результат. Практически завершена малая приватизация.

Большая приватизация протекает болезненно, ей предстоит еще долгий путь. Контрольные пакеты акций на акционированных предприятиях и фирмах еще длительное время будут переходить из рук в руки, пока не установится оптимальная структура собственности. Формально уже превзойден 50%-й рубеж в приватизации экономики. Но это лишь первый рубеж довольно продолжительного процесса, за которым последуют другие.

Не одно десятилетие удельный вес частного сектора в экономике России будет ниже, чем в экономике стран Запада.
Но жизнь все расставит по своим местам, появится и эффективный собственник, и эффективный инвестор. В послевоенной Германии Аденауэр и Эрхард, проводившие радикальные экономические реформы, не пользовались поддержкой значительной части населения страны, их ругали самыми последними словами. Но сегодня имена Эрхарда и Аденауэра в Германии произносятся с сакральным пиететом.

Они многое сделали для своей страны.

В заключение этой главы полезно привести текст из письма А. Чубайса и Б. Федорова президенту Б.Н. Ельцину в 1994 г.
... Идет тяжелая внутриправительственная борьба. Сначала в полускрытой, а теперь уже и в явной форме.



Содержание раздела