d9e5a92d

Уровень тарифной защиты товарных рынков


Главным фактором снижения цен на металлопродукцию стал динамичный рост экспорта России, по объему которого страна вышла в 1996 г. на первое место в мире. Основным фактором конкурентоспособности российского металла на мировом рынке является сравнительно низкая стоимость трудозатрат из-за низкой оплаты труда по сравнению с другими странами. Это дало возможность российским экспортерам удерживать цены на черные металлы на 1520%, а на цветные на 712% ниже мировых.
По предварительным данным Государственного таможенного комитета РФ с учетом данных Госкомстата России, в январе ноябре 1997 г. Россия экспортировала товаров на 77,1 млрд долл. (без учета неорганизованной торговли), в том числе экспорт в страны дальнего зарубежья составил 62,4 млрд долл.
Однако возможности роста экспорта за счет ценового фактора были полностью исчерпаны еще в первой половине 1997 г. По итогам 11 месяцев 1997 г., сводный индекс контрактных цен по товарам, охватывающим около 80% экспорта, снизился до 0,96 (годом раньше был равен 1,12).
Механизм формирования мировых цен на сырьевые товары свидетельствует о том, что мировые и внутренние цены на однородные товары чаще всего не совпадают:
1) преобладает вариант, когда внутренние цены выше мировых; типичным примером служит Россия, где под влиянием высокой инфляции цены на большинство товаров не только достигли мирового уровня, но даже превысили его;
2) формирование более высоких внутренних цен не зависит от уровня экономического развития страны;
3) в большинстве стран, выступающих в качестве крупных экспортеров нефти и других сырьевых ресурсов, значение которых для производства велико, наблюдается иная картина более низкий уровень внутренних цен по сравнению с мировыми.
Циклы воспроизводства и цены. Существует общая закономерность зависимости цен от циклов воспроизводства: в зависимости от соотношения спроса и предложения динамика цен характеризуется их повышением при переходе от фазы депрессии к фазе оживления и их снижением при наступлении кризиса. Максимальными цены бывают в фазе подъема в связи с длительным превышением спроса над предложением.

Но при этой общей закономерности различные группы товаров реагируют на изменение конъюнктуры по-разному: наиболее резко меняются цены на сырье и товары длительного пользования (потребительские), слабее цены на полуфабрикаты, а затем на продукцию машиностроения производственного назначения.
Монополии и цены. Монопольная власть характеризуется способностью устанавливать цену выше предельных издержек. В качестве продавцов монополии стремятся продать свою продукцию по монопольно высоким ценам, а партнерам, выступающим в роли продавцов, навязывают монопольно низкие цены. Воздействие монополий на уровень цен зависит от степени монополизации рынка: чем она выше, тем выше монопольные цены. Монополист удерживает рынок в своей власти и контролирует объем выпуска продукции.

Однако возможности взвинчивания цен монополистами не безграничны, поскольку даже в высокомонополизированных отраслях имеются конкуренты, готовые отказаться от сверхприбылей, чтобы утвердиться на том или ином рынке. Конкуренты монополий, называемые аутсайдерами, имеются в большинстве монополизированных отраслей, и борьба между ними и монополистами оказывает самое непосредственное воздействие на уровень цен.
Кроме того, на уровень монопольных цен оказывает влияние и конкуренция монополий смежных отраслей. Типичным примером, в частности, является конкурентная борьба между угольными и нефтяными монополиями. На цены многих видов сырья влияет также конкуренция заменителей (синтетический каучук, химическое волокно и т.п.).
Научно-техническая революция, быстрое и непрерывное обновление промышленных изделий, решение многих технических проблем на стыке отраслей способствуют межотраслевой конкуренции.
Контроль государства над ценами. В большинстве экономически развитых стран на рынки оказывает влияние государство, причем правительство нередко регулирует даже рынки свободной конкуренции, и не только путем введения налогов, предоставления субсидий, но и другими способами.


Обычно политика монополий поддерживается государством, которое помогает на внутреннем рынке удерживать высокий уровень цен (при помощи гарантирования производителям уровня продажных цен и субсидирования издержек производства), а на внешнем более низкий уровень на экспортные товары для повышения конкурентоспособности монополий.
Регулирование цен было важной составной частью энергетической политики США в 60-е70-е гг. и продолжало влиять на эволюцию рынка природного газа в последующие годы.
Наибольшее распространение получило регулирование внутренних цен при помощи гарантирования производителям уровня продажных цен на продукцию сельского хозяйства. В США, например, это осуществляется путем предоставления субсидий из госбюджета производителям в случае, если цены на рынке понижаются относительно гарантированного минимума. Единые закупочные цены на продукцию сельского хозяйства были установлены в странах Общего рынка.
Влияние государства на цены промышленных изделий осуществляется посредством финансирования научно-исследовательских работ, бюджетного финансирования экспорта, а также проведением соответствующей таможенной политики: введением высоких импортных пошлин, максимального налогообложения импортируемых товаров и т.п.
С целью понижения экспортных цен и повышения конкурентоспособности правительства выдают своим экспортерам субсидии, своего рода доплату к экспортной выручке, если внутренние цены выше экспортных. Кроме того, может быть оказано и косвенное воздействие на экспортные цены через налогообложение экспортных товаров путем снижения уровня или отмены налогов на эти товары, сырье и материалы, из которых они производятся. Устанавливаются также и низкие пошлины (или отменяются вообще) на определенные виды сырья и материалов.
Многие страны в процессе исторического развития часто прибегали к перечисленным выше методам для защиты своих внутренних рынков. В 1820 г. в первой промышленной стране мира Англии уровень тарифной защиты внутреннего рынка готовых изделий составлял в среднем 50%. В дальнейшем каждой из стран, вступивших на путь индустриализации (США, Германия, Россия и т.д.), приходилось защищать таможенными барьерами свою молодую промышленность от конкуренции опередивших их в своем развитии государств.

В 1875 г. тарифные ставки на импорт готовых изделий в США доходил до 40 50%, в Австрии и Дании 1520%. Жесткие меры в этих странах отменялись лишь по мере становления там собственной промышленности. Вместе с тем в периоды экономических кризисов политика протекционизма возрождалась: в 1931 г., например, средний уровень импортных тарифов 10 ведущих экономически развитых стран Запада повысился до 32%. Только после Второй мировой войны под давлением США средний уровень импортных тарифов в странах Запада снизился до 16%, а к началу Уругвайского раунда в рамках ГАТТ в 1987 г. до 6,3%. Однако тарифные барьеры защищают внутренние рынки выборочно: менее всего защищены рынки сырья и топлива (см. табл.

3.3).
Таблица 3.3
Уровень тарифной защиты товарных рынков в промышленно развитых странах до и после Уругвайского раунда, %

Товарные группы

Средний уровень
Соотношение уровня цен*
до
после
до
после
Сырье и топливо
2,1
0,8
1,0
1,0
Полуобработанные продукты
5,4
2,8
2,6
3,5
Готовые изделия, в том числе:
9,1
6,2
4,3
7,8
продукты деревообработки
3,5
1,1
1,7
1,4
неэлектрические машины
4,8
1,9
2,3
2,4
потребительские товары
5,5
2,4
2,6
3,1
электрические машины
6,6
3,5
3,1
4,4
химические товары и фотоматериалы
6,7
3,7
3,2
4,6
транспортные средства
7,5
5,8
3,6
7,3


*Уровень защиты рынков сырья и топлива равняется 1.

Как и мировые лидеры, отстающие в развитии страны также осуществляют достаточно сильную защиту своих внутренних рынков: тарифные барьеры против импорта готовых изделий здесь в среднем втрое выше, чем в развитых странах.
Демпинговые цены. Демпинг это продажа товаров на внешних рынках по ценам, значительно ниже внутренних. Товарный демпинг возник еще до Первой мировой войны.

В то время предприятия для завоевания внешних рынков пользовались собственными накоплениями.
Демпинговые цены могут быть не только ниже цен производства, но и ниже себестоимости, а разница, т.е. убыток от демпинга, покрывается за счет сверхприбылей монополий, получаемых от реализации товаров на внутреннем рынке. Вместе с тем по мере сращивания монополий с государством разница между внутренними и экспортными ценами все чаще ликвидируется главным образом за счет государственного бюджета.
В условиях инфляции, когда внешнее обесценение валюты опережает внутреннее, возникают условия для валютного демпинга, суть которого состоит в том, что экспортер покупает товары на внутреннем рынке по высоким (из-за инфляции) ценам и продает их на внешнем рынке по ценам, ниже средне-мировых, но за более устойчивую валюту.
Курсовая разница, возникающая при обмене полученной более устойчивой валюты на обесцененную национальную, позволяет снижать экспортные цены, а сверхприбыль экспортеров обеспечивается за счет массового вывоза товаров.



Содержание раздела