d9e5a92d

Оффшорный бизнес развивается крайне динамично.


Таким образом, в современных оффшорных центрах прослеживается своеобразная «специализация» льготных территорий. Существуют юрисдикции, которые считаются традиционно холдинговыми (где размещаются холдинговые компании, в частности Гибралтар), другие рекомендуются для внешнеторговых фирм (о. Мэн, Швейцария, Гонконг). Имеются юрисдикции банковские, трастовые, страховые, инвестиционные (Каймановы о-ва, Ирландия, Багамские о-ва, Кипр, Панама, Барбадос). Среди страховых юрисдикции в свою очередь имеются такие, которые больше подходят для внутрифирменного (кэптивного) страхования (Гернси), для перестраховочных фирм (Теркс и Кайкос) и т.д.

Нередко возникает ситуация, когда Несколько юрисдикции конкурируют за привлечение корпораций определенного профиля. Например, регистрация оффшорных судовладельческих компаний осуществляется в Либерии, Панаме, на Кипре, на островах Мэн, Гернси и в других местах.
Методы и технологии оффшорного бизнеса становятся все более разнообразными. В оффшорных схемах в настоящее время задействованы не только предприятия корпоративного типа, но и другие организационно-правовые формы бизнеса. Так, во многих оффшорных юрисдикциях (а также в США) для создания структур оффшорного типа была адаптирована форма предпринимательского партнерства.

Все чаще встречаются и компании с ограниченной ответственностью (Limited Liability Company LLC), компании, ограниченные по гарантии, а также некоторые комбинированные формы.
Специализированные оффшорные территории стремятся предоставить оффшорным инвесторам новые возможности и льготы. В этой сфере ощущается довольно острая конкуренция за привлечение капитала.
В ряде стран существует и «антиоффшорное» законодательство. Однако с уверенностью можно сказать, что в сложной системе современного международного бизнеса для оффшорных фирм остается обширное поле деятельности. Оффшорный бизнес развивается крайне динамично.

В нем все время появляются новые деловые возможности для приложения капитала.
Новым явлением в практике создания СЭЗ стало появление эколого-экономических регионов (ЭЭР). Большинство из них расположено в промышленно развитых странах на уникальных, экологически значимых территориях. Как правило, это горные территории, территории с благоприятным климатом и потенциальными рекреационными возможностями.

Появление нового вида СЭЗ ЭЭР обусловлено сокращением природных ресурсов, нерациональным размещением производства и потребления, загрязнением окружающей среды, превышающим допустимые пределы, а также тем, что все накопившиеся проблемы невозможно было разрешить в рамках старой модели развития.
Важным отличием ЭЭР от других видов СЭЗ является характер осуществляемой здесь предпринимательской деятельности. ЭЭР специализируются на таких сферах бизнеса, которые не разрушают и не загрязняют природную среду, например, туризм, рекреация, валютно-финансовые операции, различного рода услуги (консалтинг, аудит, связь и телекоммуникации, дизайн и др.), сфера образования, медицина и т.д.
Эколого-экономическими районами можно считать отдельные кантоны Швейцарии, которые специализируются на выпуске экологически чистых продуктов питания и предоставлении рекреационных и финансовых услуг.
В нашей стране вопрос о создании СЭЗ остро встал в конце 80-х гг. Но до сих пор пакет необходимых юридических документов не сформирован. Концепция среднесрочной программы Правительства РФ на 19972000 гг. «Структурная перестройка и экономический рост» предусматривает разработку проекта федеральной программы формирования СЭЗ на территории России, создание локальных свободных зон в наиболее перспективных для привлечения иностранных инвестиций регионах и развитие на этой основе экспортного потенциала страны.

На сегодняшний день на территории России функционирует около 30 СЭЗ. Наиболее известные из них «Янтарь», «Находка», «Сахалин», «Ингушетия», «Калмыкия», «Адыгея». СЭЗ в России можно рассматривать как оазисы экономического роста.
Рассмотрим некоторые действующие в России специальные экономические зоны в разрезе их функционального назначения, т.е. по характеру деятельности.


Зоны свободной торговли в России существуют в форме таможенных складов и свободных таможенных зон.
Первый таможенный склад появился в бывшем СССР в 1980 г. в Бутово, а в 1991 г. были образованы еще 4 таможенных склада. К 1995 г. только в Москве насчитывалось 150 складов различной специализации, как оснащенных по последнему слову техники, так и немеханизированных. Толчком к их бурному росту послужил принятый в 1993 г. Таможенный кодекс, который установил ранее не существовавшие таможенные зоны беспошлинной торговли и переработки товара.
Режим таможенных складов определен для хранения ввезенных товаров без взимания таможенных пошлин, а также экспортных товаров с возвратом пошлин или освобождением от них. Предельный срок хранения товаров на складах 3 года. За это время они могут пройти сортировку, дробление партий, упаковку, маркировку и т.п.

Фактически владельцы таможенных складов предоставляют своим клиентам налоговые кредиты, в том числе и долгосрочные.
Еще более льготный режим имеют свободные склады. Кроме налогового кредита они предоставляют возможность для любой производственной и коммерческой деятельности (кроме розничной торговли). Ограничения на срок хранения товаров на свободных складах нет.
Аналогичные условия установлены Таможенным кодексом и для свободных торговых зон, где можно осуществлять производственную деятельность. Первые такие зоны в России «Шереметьево», «Московский Франко-Порт» и «Франко-Порт Гермина» были образованы в 1993 г. А в 1994 г. многие российские регионы, не дожидаясь правительственных решений, перешли к их созданию. Началось обустройство свободных торговых зон «Шерридан», «Гавань» (г.

Санкт-Петербург), «Ростов» (г. Ростов-на-Дону), принято решение создать подобную зону в Ульяновске.
Из всех СЭЗ, созданных на территории России, на сегодняшний день к понятию экспортно-производственной зоны наиболее близка СЭЗ «Находка». Здесь созданы и успешно функционируют более 470 предприятий, из которых 50% акционерные общества, полностью принадлежащие иностранному капиталу, 42% совместные предприятия, 8% филиалы инофирм.
СЭЗ «Находка» на сегодня имеет следующие налоговые льготы:
ставка федерального налога на прибыль, переводимую за границу, составляет 7%, а ставка аналогичного местного не более 3%;
прибыль и часть прибыли, переводимые за границу, полностью освобождаются от налогообложения на 5 лет (после объявления о регулярном получении прибыли);
часть прибыли, реинвестируемой в развитие производства, а также в объекты инфраструктуры и социальной сферы СЭЗ, полностью освобождается от налога.
Общий объем иностранных инвестиций в СЭЗ «Находка» на середину 1995 г. составил 380 млн долл. США, в том числе прямые иностранные инвестиции 80 млн долл. США и 300 млн долл.

США в форме займов и кредитов. Среди основных инвесторов американцы, южнокорейцы, японцы и китайцы. В 1994 г. 80 млрд руб. (16 млн долл.

США) здесь вложили русские предприниматели. Общий объем товарооборота СЭЗ «Находка» составил в 1994 г. 672 млн долл. США, в том числе экспорт 423 млн долл. США, импорт 149 млн долл.

США.
В результате в Находке создано более 50 важнейших предприятий, закладывающих основы финансовой и производственной инфраструктуры.
Формирование СЭЗ «Находка» не завершено. Размеры привлеченного иностранного капитала сегодня не идут в сравнение с планами развития зоны. Так, проекты по созданию российско-американского промышленного парка на сумму 200 млн долл. США и российско-корейского промышленного парка на сумму 700 млн долл.

США пока не реализуются.
В настоящее время Россией, КНР и КНДР осуществляется идея создания первой в мире международной СЭЗ путем объединения ряда национальных экспортно-производственных зон. Это региональный проект, «Туманган», который осуществляется под эгидой UNIDO (Комиссия ООН по промышленному развитию) с 1992 г. В соответствий с проектом в бассейне реки Туманная, протекающей по территории России, КНР и КНДР, будет создана трехсторонняя интегрированная СЭЗ с льготным таможенным, валютным и налоговым режимом. Управление СЭЗ «Туманган» должно быть совместным с передачей юрисдикции международному консорциуму, созданному участниками проекта.

Отметим, что в его реализации заинтересованы и такие страны, как Япония, Южная Корея, Монголия, США и Канада.
Общий объем инвестиций в реализацию проекта международной СЭЗ оценивается в 1015 млрд долл. США. В стратегии регионального развития проекта «Туманган» предполагается сделать акценты на создание промышленной и телекоммуникационной инфраструктуры.
В связи с этим необходимо отметить, что от создания первой международной СЭЗ «Туманган» страны непосредственные участницы проекта КНР, КНДР и Россия получат различные по своим масштабам результаты. В наибольшем выигрыше окажется Китай, так как основные инвестиции будут сделаны и привлечены именно этой страной. КНДР и Россия выиграют значительно меньше вследствие недостаточности собственных первоначальных инвестиций.

При этом нужно учесть, что для России участие в создании СЭЗ «Туманган» может иметь и прямо отрицательные последствия.



Содержание раздела