Принято считать, что если НОД превысила 20%, то возникает угроза срыва графика платежей по обслуживанию долга. В среднем по развивающимся странам НОД в 1970 г. составляла около 10%, в 1986 г. 30, в 1991 г. 21%.
4. Особое внимание уделяется анализу процентных платежей. Они сопоставляются как с валовым внутренним продуктом: сумма процентных выплат/ВВП х 100, так и экспортом: сумма процентных выплат/экспорт х 100. При отсрочке платежей, как правило, переносятся сроки погашения основной суммы долга, а в отношении процентных выплат кредиторы придерживаются жесткой позиции.
5. Ликвидные позиции страны-должника характеризуются показателем, который рассчитывается: сумма золотовалютных резервов страны/сумма долговых платежей.
Кроме того, можно проводить анализ по соотношению суммы платежей по внешнему долгу и доходов государственного бюджета страны.
Рассмотрим значение некоторых показателей, характеризующих платежеспособность Российской Федерации (см. табл. 8.8).
Таблица 8.8
Динамика обслуживания внешнего долга России
Показатели |
1992 г. |
1993 г. |
1994 г. |
1995 г. |
1996 г. |
1997г. |
Плановые платежи, млрд долл. США |
14,4 |
20,7 |
20,2 |
20,2 |
18,1 |
13,7 |
Фактические платежи, млрд долл. США |
3,6 |
3,6 |
5,6 |
7,1 |
7,1 |
6,4 |
Коэффициент обслуживания долга, % (соотношение суммы обслуживаемого долга к стоимостному объему экспорта): |
||||||
по плану |
26,9 |
34,7 |
29,9 |
24,9 |
20,3 |
15,8 |
фактически |
6,7 |
6,0 |
8,3 |
8,8 |
8,0 |
7,9 |
Источник: Экономический мониторинг РФ: глобальные тенденции и конъюнктура в отраслях промышленности. 1995. № 45. С. 56; Обзор экономики России. 1998. № 1. Табл.
44, 53.
В соответствии с данными табл. 8.8 величина нормы обслуживания долга России согласно обязательствам по графику за период с 1992 г. по 1996 г. превышала пограничное значение в 20%. Наиболее тяжелыми годами для России в отношении обслуживания долга были 19931994 гг., когда НОД в расчете по плановым обязательствам составляла 34,7% и 29,9% соответственно.
Однако за счет использования возможностей по урегулированию внешнего долга фактическое значение НОД сократилось до значений 68%. В последующие годы наблюдается та же тенденция: значение НОД по плановым платежам близко к критическому, а фактически в 2 раза меньше.
Но такое положение с обслуживанием Россией своего внешнего долга не могло продолжаться постоянно, особенно в условиях переориентации круга заемщиков, происходившей в 19961997 гг., с межгосударственных кредитов на частные иностранные инвестиции. Кроме того, сложившийся российский график платежей по обслуживанию внешнего долга предусматривает выплату основных сумм в конце года (4-й квартал), что предопределило объявленный Правительством РФ в августе 1998 г. мораторий на выплаты по внешним и внутренним государственным обязательствам (см. табл. 8.9).
Таблица 8.9
График платежей по обслуживанию внешнего долга России
Показатели |
Девять месяцев 1996 г. |
Девять месяцев 1997 г. |
|||
График платежей по внешнему долгу РФ |
14,5 |
9,9 |
|||
Фактическое погашение внешнего долга |
5,4 |
4,9 |
|||
Валовый внутренний продукт в текущих ценах |
313,2 |
336,3 |
|||
Соотношение платежей по внешнему долгу и объема ВВП, % |
|||||
по графику |
4,6 |
2,9 |
|||
по факту |
1,7 |
1,4 |
|||
Доходы консолидированного бюджета |
71,4 |
77,1 |
|||
Соотношение платежей по внешнему долгу и доходов консолидированного бюджета, % |
|||||
по графику |
20,3 |
12,8 |
|||
по факту |
7,5 |
6,3 |
|||
Экспорт товаров и нефакторных услуг |
75,0 |
73,0 |
|||
Коэффициент обслуживания внешнего долга, % |
19,3 |
13,5 |
|||
Коэффициент фактического обслуживания внешнего долга, % |
7,2 |
6,7 |
Источник: Платежный баланс России за январь сентябрь 1997 г.; Финансовые известия. 1998. 19 февраля. № 12. С. 4.
Данные табл. 8.9 показывают, что обслуживание российского внешнего долга по плану в 19961997 гг. должно было потребовать значительных ресурсов из государственного бюджета около 1520%, а фактически это составило 6-7%, т.е. в 3 раза меньше. Нельзя забывать, что урегулирование платежей по внешнему долгу в 19921997 гг. влечет за собой их увеличение ускоренными темпами в будущем.
Таким образом, в сложившейся на сегодняшний день экономической ситуации в российской экономике и финансовой сфере величина внешнего долга и размеры по его обслуживанию составляют весьма существенные величины, являются обременительными для дефицитного бюджета России и в итоге все более затягивают страну в тиски долговой экономической и политической зависимости.