d9e5a92d

Динамика обслуживания внешнего долга России


Принято считать, что если НОД превысила 20%, то возникает угроза срыва графика платежей по обслуживанию долга. В среднем по развивающимся странам НОД в 1970 г. составляла около 10%, в 1986 г. 30, в 1991 г. 21%. 4. Особое внимание уделяется анализу процентных платежей. Они сопоставляются как с валовым внутренним продуктом: сумма процентных выплат/ВВП х 100, так и экспортом: сумма процентных выплат/экспорт х 100. При отсрочке платежей, как правило, переносятся сроки погашения основной суммы долга, а в отношении процентных выплат кредиторы придерживаются жесткой позиции.
5. Ликвидные позиции страны-должника характеризуются показателем, который рассчитывается: сумма золотовалютных резервов страны/сумма долговых платежей.
Кроме того, можно проводить анализ по соотношению суммы платежей по внешнему долгу и доходов государственного бюджета страны.
Рассмотрим значение некоторых показателей, характеризующих платежеспособность Российской Федерации (см. табл. 8.8).
Таблица 8.8
Динамика обслуживания внешнего долга России

Показатели
1992 г.
1993 г.
1994 г.
1995 г.
1996 г.
1997г.
Плановые платежи, млрд долл. США
14,4
20,7
20,2
20,2
18,1
13,7
Фактические платежи, млрд долл. США
3,6
3,6
5,6
7,1
7,1
6,4
Коэффициент обслуживания долга, % (соотношение суммы обслуживаемого долга к стоимостному объему экспорта):












по плану
26,9
34,7
29,9
24,9
20,3
15,8
фактически
6,7
6,0
8,3
8,8
8,0
7,9

Источник: Экономический мониторинг РФ: глобальные тенденции и конъюнктура в отраслях промышленности. 1995. № 45. С. 56; Обзор экономики России. 1998. № 1. Табл.

44, 53.

В соответствии с данными табл. 8.8 величина нормы обслуживания долга России согласно обязательствам по графику за период с 1992 г. по 1996 г. превышала пограничное значение в 20%. Наиболее тяжелыми годами для России в отношении обслуживания долга были 19931994 гг., когда НОД в расчете по плановым обязательствам составляла 34,7% и 29,9% соответственно.

Однако за счет использования возможностей по урегулированию внешнего долга фактическое значение НОД сократилось до значений 68%. В последующие годы наблюдается та же тенденция: значение НОД по плановым платежам близко к критическому, а фактически в 2 раза меньше.
Но такое положение с обслуживанием Россией своего внешнего долга не могло продолжаться постоянно, особенно в условиях переориентации круга заемщиков, происходившей в 19961997 гг., с межгосударственных кредитов на частные иностранные инвестиции. Кроме того, сложившийся российский график платежей по обслуживанию внешнего долга предусматривает выплату основных сумм в конце года (4-й квартал), что предопределило объявленный Правительством РФ в августе 1998 г. мораторий на выплаты по внешним и внутренним государственным обязательствам (см. табл. 8.9).
Таблица 8.9
График платежей по обслуживанию внешнего долга России

Показатели

Девять месяцев 1996 г.
Девять месяцев 1997 г.

График платежей по внешнему долгу РФ
14,5
9,9
Фактическое погашение внешнего долга
5,4
4,9
Валовый внутренний продукт в текущих ценах
313,2
336,3
Соотношение платежей по внешнему долгу и объема ВВП, %


по графику
4,6
2,9
по факту
1,7
1,4
Доходы консолидированного бюджета
71,4
77,1
Соотношение платежей по внешнему долгу и доходов консолидированного бюджета, %




по графику
20,3
12,8
по факту
7,5
6,3
Экспорт товаров и нефакторных услуг
75,0
73,0
Коэффициент обслуживания внешнего долга, %
19,3
13,5
Коэффициент фактического обслуживания внешнего долга, %
7,2
6,7

Источник: Платежный баланс России за январь сентябрь 1997 г.; Финансовые известия. 1998. 19 февраля. № 12. С. 4.

Данные табл. 8.9 показывают, что обслуживание российского внешнего долга по плану в 19961997 гг. должно было потребовать значительных ресурсов из государственного бюджета около 1520%, а фактически это составило 6-7%, т.е. в 3 раза меньше. Нельзя забывать, что урегулирование платежей по внешнему долгу в 19921997 гг. влечет за собой их увеличение ускоренными темпами в будущем.
Таким образом, в сложившейся на сегодняшний день экономической ситуации в российской экономике и финансовой сфере величина внешнего долга и размеры по его обслуживанию составляют весьма существенные величины, являются обременительными для дефицитного бюджета России и в итоге все более затягивают страну в тиски долговой экономической и политической зависимости.






Содержание раздела