4) состояние государственного аппарата от него зависит организация системы помощи нерезидентам со стороны принимающего государства (наличие эффективной таможенной службы, информации о рынках и т.д.).
Страны-конкуренты обычно классифицируются по следующим критериям: размер рынка, динамика его роста, конкурентные преимущества, степень риска.
Таким образом, эффективность внешней торговли, определяемая системой показателей, характеризующих соотношение дохода к затратам, связанным с производством и экспортом продукции или приобретением ее по импорту, в значительной мере зависит от состояния валютного курса рубля. С увеличением реального курса чистый экспорт уменьшается, а отечественные товары становятся дороже по сравнению с импортными, что в конечном счете ведет к уменьшению активного сальдо торгового баланса страны.
В России ситуация обратная. Финансовый кризис 17 августа 1998 г. привел к резкой девальвации рубля. Это существенным образом сказалось как на российском экспорте, так и на импорте.
Хотя формально понижение валютного курса рубля привело к росту валютных поступлений в виде выручки экспортеров и некоторому увеличению золотовалютных резервов страны, реально стабилизировать обстановку в стране не удалось.
Последствием финансового кризиса стал банковский кризис, который проявился, в частности, в задержке банками платежей своих клиентов. Банки стали задерживать переводы уплаченных импортерами таможенных платежей. В результате импорт начал падать.
Решить вопрос с таможенными неплатежами можно лишь путем пересмотра списка уполномоченных банков.
Как известно, весной 1998 г. состоялся тендер среди коммерческих банков на право обслуживания таможен. В связи со значительными задержками импортных платежей необходимо пересмотреть список банков, обслуживающих таможенные посты. Целесообразно также вовсе отказаться от услуг коммерческих банков и создать так называемый специализированный таможенный банк.
Это обеспечит более жесткий контроль за валютными потоками и позволит установить четкое регулирование поступлений таможенных платежей в бюджет.
5.4. Формы внешнеторговой политики
Формы внешнеторговой политики были определены в теориях международной торговли, возникших в конце XVIII начале XIX вв.
Как известно, выделяют две основные формы внешней торговли: свободная торговля и протекционизм. При этом все видные представители экономической науки доказывали необходимость развития внешнеэкономических связей, поскольку они расширяют возможности развития производства товаров и услуг, влияют на увеличение богатства нации и повышение качества жизни широких слоев населения.
Большое внимание развитию внешнеэкономических связей уделял основоположник классической политэкономии Адам Смит, который отмечал, что свободный обмен товарами позволяет полностью использовать весь потенциал каждой страны по созданию национального богатства. Согласно теории «абсолютных преимуществ», изложенной А. Смитом в книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.), обмен благоприятен для каждой страны, так как каждая находит в нем абсолютное преимущество. Смит писал, что «правило каждого рассудительного главы семьи состоит в том, чтобы не пытаться сделать самому вещь, которую ему будет дешевле купить, чем сделать»*.
* Смит. А. Исследование о природе и причинах богатства народов. - М., 1993. - С. 23.
Обмен между двумя нациями позволяет каждой из них реализовать излишки конкурентоспособного производства и таким образом придать стоимость тому, что иначе было бы бесполезным. Путем расширения рынка за пределы национальных границ обеспечивается развитие производства внутри страны и тем самым повышается национальный доход.
В своем фундаментальном труде «Начала политической экономии и налогового обложения» (1817 г.) Давид Рикардо показывает, в каких пределах возможен и желателен обмен между двумя странами, и выделяет критерии международной специализации*.
* Рикардо Дж. Ст. Начала политической экономии и налогового обложения // Сочинения.
М., 1955. Т. 1.
Рикардо пришел к выводу о необходимости развития внешнеэкономических связей, которые оптимизируют использование труда.
В «Основах политической экономии» (1848 г.) он показал, при какой цене целесообразно осуществлять обмен между странами. При этом отмечал, что цена обмена устанавливается по закону спроса и предложения на таком уровне, что совокупность экспорта для каждой страны позволяет оплачивать совокупность ее импорта*. Милль раскрыл преимущества, которые может представлять международная торговля для различных стран.
* Милль Дж. Ст. Основы политической экономии.
М., 1980. Т. 1. С. 7.
Теория интернациональной стоимости товаров и услуг показала, что цены товаров на мировом рынке стимулируют обмен между странами. Это рыночные цены, которые зависят от спроса и предложения. Следовательно, благодаря конкуренции между производителями разных стран на мировом рынке удается довести мировые цены на товары до уровня их интернациональной стоимости, которая ниже национальной стоимости в менее развитых странах с невысокой производительностью общественного труда, но выше национальной стоимости в развитых странах.
Классический анализ XIX в. не объяснял происхождения сравнительного преимущества, которым располагала какая-либо страна относительно того или иного товара. В начале XX в. работы Эли Хекшера и Бертила Олина доказали, что это объяснение находится на уровне обеспеченности факторами производства.
Э. Хекшер в 1919 г. установил, что международный обмен проистекает из относительного изобилия или относительной редкости факторов производства (капитала, труда, земли), которые находятся в распоряжении различных стран. Каждая страна имеет тенденцию специализироваться на том производстве, для которого соотношение факторов производства, которыми она располагает, является наиболее благоприятным. В 1933 г. Бертил Олин уточнил этот анализ.
Международный обмен должен вызывать тенденцию к выравниванию ценовых факторов производства в долгосрочной перспективе. Это же подтвердил в 1948 г. Поль Самуэльсон, отметив, что в случае однородности факторов производства, идентичности техники, совершенной конкуренции и полной мобильности товаров международный обмен выравнивает цену факторов производства между странами. Эта теорема была названа теоремой HOS, по именам трех экономистов Э. Хекшера, Б. Олина и П. Самуэльсона.
В действительности, цены факторов производства продолжают различаться в странах мира. Издержки, неотделимые от международного обмена товаров (транспорт, страхование, торговые издержки), тормозят специализацию и препятствуют выравниванию цен на факторы производства. Государственное вмешательство и социальные составляющие экономической жизни также влияют на общую направленность движения товаров и услуг в международной торговле.
Таким образом, международный обмен оказывается экономически полностью оправданным. Он не только позволяет оптимизировать использование как производственных возможностей всего мира, так и национальных факторов страны, но и приводит с течением времени к выравниванию цен на факторы производства.
Современными экономистами Василием Леонтьевым, Раймондом Верноном и другими была развита теория сравнительных преимуществ, которая в настоящее время включает понятия технического прогресса и неравномерности его распространения между странами. Внешнеэкономические связи усиливают концентрацию производства, внефирменную экономию средств, благоприятствуют развитию существующих отраслей промышленности.
На национальных рынках товаров и услуг существуют определенные структуры, которые препятствуют установлению конкурентных условий по реализации товаров. К ним, в частности, относится экспортный картель, цель которого заключается в том, чтобы ограничить влияние конкуренции на цены. Наиболее известной как экспортный картель является Организация стран экспортеров нефти (ОПЕК). В 1973 г. ОПЕК сумела создать дефицит, чтобы резко поднять цены на нефть. В середине 80-х гг., ограничивая (контингентируя) экспорт, она пыталась задержать их понижение, вызванное силами рынка.
С тех пор эта/организация использует тот же самый метод для стабилизации цен. Ограничения нередко устанавливаются на двухсторонней или многосторонней основе, подобно международному соглашению по текстилю.
Другим действием, способным нарушить игру рыночных сил, является демпинг. Он может принимать различные формы. При прямом демпинге фиксация цены товара осуществляется его производителями на иностранном рынке ниже той, которая устанавливается на национальном рынке.
В результате ущемляются интересы национальных потребителей в деле увеличения объема продаж за границу, способствующих росту сальдо торгового баланса. Демпинг выгоден потребителям зарубежных стран, но приводит к подрыву конкуренции, которая может быть разрушительной для промышленности этих стран.
В случае обратного демпинга, когда цены за границей устанавливаются выше, чем на национальном рынке, производитель получает ренту за счет исключительности товара, созданной техническими, социологическими или историческими условиями.