Особую роль конкуренции в объяснении причин развития внешней торговли, выхода фирм на внешний рынок показал в своих исследованиях авторитетный американский экономист Майкл Портер. Конкурентность страны, в соответствии с его доказательствами, определяется прежде всего комплексом конкурентных преимуществ ее ведущих фирм.
Для обоснования причин и особенностей развития международной торговли, в особенности с развивающимися странами, была использована теория "жизненного цикла товара". Суть этой теории в том, что поначалу производство новых товаров базируется в одной стране, затем эти товары экспортируются в другие страны, которые осваивают их производство. И уже страны, впервые наладившие производство этих товаров, начинают их оттуда импортировать, в результате жизненный цикл товара удлиняется и это влияет на позицию стран в международной торговле.
Помимо теорий, ставящих своей задачей объяснить и обосновать процессы международной торговли с позиций теории сравнительных преимуществ, в западной экономической мысли получает развитие направление, анализирующее внешнюю торговлю с позиции поведения отдельных международных компаний, прежде всего транснациональных компаний (ТНК). Объективной основой такого подхода является тот факт, что 1/3 мировой торговли осуществляется через трансфертные цены, т. е. цены, по которым продукт передается внутри межстрановой филиальной сети крупных компаний. По утверждению В. Б. Буглая и Н. Н. Ливенцева на внутрифирменные связи приходится около 70% всей мировой торговли, 80-90% продаваемых лицензий и патентов, 40% экспорта капитала. Все возрастающая роль ТНК в мировой экономике существенным образом влияет на качественные характеристики торгового обмена.
Действия международной монополии в процессе прямого инвестирования или закупок и поставок сырья и комплектующих частей зачастую противоречат теории сравнительных преимуществ. Транснациональные компании разбивают монополию отдельных стран на обладание сравнительными преимуществами. Они организуют производство там, где издержки производства наименьшие, и пользуются этими преимуществами в своих интересах.
3.2. Особенности динамики и изменений территориально-товарной структуры международной торговли
Со второй половины XX века, когда международный обмен по определению М. Пебро приобретает "взрывной характер", мировая торговля развивается высокими темпами. В период 1950-1998 гг. мировой экспорт вырос в 16 раз. По оценке западных специалистов период между 1950 и 1970 годами можно охарактеризовать как "золотой век" в развитии международной торговли. Именно в этот период был достигнут ежегодный 7%-ный рост мирового экспорта.
Однако уже в 70-е годы он снизился до 5%, еще больше сократившись в 80-е годы. В конце 80-х мировой экспорт продемонстрировал заметное оживление (до 8,5% в 1988 г.). После явного спада в начале 90-х годов, в середине 90-х он вновь демонстрирует высокие устойчивые темпы - в среднем 6% в год (см. рис.
3).
В свою очередь экспорт Германии приблизился к американскому, а в отдельные годы даже превосходил его.
Помимо Германии заметными темпами рос экспорт и других западноевропейских стран. В 90-е годы Западная Европа - главный центр международной торговли. Ее экспорт почти в 4 раза превышает экспорт США.
В 80-е годы значительный рывок в сфере международной торговли сделала Япония. В 1983 она впервые вышла на первое место в мире по экспорту машин и оборудования. Япония значительно опережает все страны по вывозу легковых, грузовых автомобилей, бытовой электроники и др. Одна треть японского экспорта приходится на США.
Дефицит США в торговле с Японией в 90-е годы находится на уровне 50-60 млрд. долларов в год.
Список ведущих мировых экспортеров в конце 90-х годов представлен на диаграмме (рис. 4).
Уменьшение доминирующей роли США в международной торговле в известной степени было связано со снижением конкурентоспособности американского производства. К концу 80-х годов Япония стала выбиваться в лидеры по фактам конкурентоспособности. В этот же период к ней присоединились "новые индустриальные страны" Азии - Сингапур, Гонконг Тайвань. Однако к середине 90-х годов США вновь выходят на лидирующие позиции в мире по конкурентоспособности. За ними вплотную идут Сингапур, Гонконг, Швейцария и др.
Япония, которая ранее на протяжении многих лет занимала ведущие места в результате затяжного кризиса 90-х годов откатилась на 14 место. Германия занимает 22 место. На 23 месте Франция. Существенный рывок в 90-е годы сделал Китай, поднявшись на 29 место
Россия в соответствии с анализом на 1997 г. Всемирного экономического форума, проведенного по 53 странам, занимает последнее место (см. табл. 4).
В целом экспорт развивающихся стран (за исключением НИС) растет неравномерно, как по группам стран, так и по отраслям.
Характеризуя основные тенденций в региональном аспекте, следует отметить, что устойчиво высокие темпы международной торговли поддерживаются за счет расширения торговли внутри стран ОЭСР (Организации экономического сотрудничества и развития). С середины 90-х годов доля стран организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в мировой торговле держится на уровне 72-73% (см. табл. 5, 6).