Заказать дизайн проект создадим и реализуем дизаи проект.         d9e5a92d

Экономика мирохозяйственных связей


В 1994 г. эти показатели составили 22% к ВВП по экспорту и 17% по импорту, увеличившись в 4 и 3 раза соответственно.
Процесс заметного роста экспорта сопровождается тем, что к 1996 году вывоз многих важнейших видов продукции стал заметно менее прибыльным, либо вообще убыточным. Это обусловлено рядом факторов, в частности, выравниванием внутренних российских и мировых цен. В 1996 г. подавляющая часть товаров традиционного российского экспорта стоила внутри страны дороже, чем на внешних рынках; экспорт терял доходность под воздействием относительного удорожания рубля по отношению к доллару.

Курс доллара в России рос с отставанием от темпов инфляции, поэтому рублевые затраты на экспортную продукцию увеличивались быстрее рублевого эквивалента экспортной выручки.
Одновременно со снижением доходности экспорта снижалась и доходность импорта. Этот процесс был обусловлен усилением государственной политики регулирования импорта. В середине 90-х годов средневзвешенная ставка российского импортного тарифа составляла около 15% (в 1992 г. импорт осуществлялся беспошлинно). Импортные товары облагаются также налогом на добавленную стоимость и акцизами.

Уменьшению доходности экспорта и импорта способствовали также рост транспортных тарифов и стабильно дорогой кредит.
Ситуация в стране складывалась таким образом, что даже низкоэффективный экспорт несет меньшие убытки, чем- сворачивание соответствующих экспортных производств. К тому же наращивание экспорта в условиях обострившейся проблемы неплатежей в российской экономике минимизирует риск поставленной продукции и дает больше возможности получения за нее реальных финансовых средств.
Рост экспорта ряда традиционных российских товаров был не в последнюю очередь обусловлен и заметным сокращением спроса на эти товары на внутреннем рынке в результате экономического кризиса, в котором оказалась Россия.
Выявляя факторы, обусловливающие положительную динамику объемов внешней торговли, следует прежде всего назвать повышательную ценовую конъюнктуру на мировом рынке. Изменение мировых цен на важнейшие товары российского экспорта, поначалу носившее понижательный характер, к середине 90-х годов приобрело повышательный характер. Так, средние контрактные цены по экспорту увеличились примерно на 8% по сравнению с 1992 г. Мировые цены на товары, импортируемые в Россию, имели резко выраженную повышательную тенденцию.

Уровень средних контрактных цен по импорту в середине 90-х годов превышал подобные цены в 1992 г. примерно в 2,3 раза.
В результате рVст внешнеторгового оборота России происходил при увеличении физического объема экспорта и уменьшении физического объема импорта.
Другим важным фактором существенно ловлиявшим на достаточно устойчивый рост российской внешней торговли послужило то, что внешняя торговля, как отмечалось выше, стала источником реальных доходов, "живых денег" для участников внешнеэкономической деятельности.
Помимо роста официальной внешней торговли в 90-е годы (особенно в их середине) был отмечен значительный прирост оборота так называемой неорганизованной "челночной" торговли, не попадающей в официальные статистические отчеты. По некоторым оценкам в 1996 г. общий оборот этой торговли превысил 15 млрд. долл. При этом "челночный" экспорт составил чуть более 1 млрд. долл., остальное пришлось на импорт. Оборот челночной торговли товарами народного потребления в несколько раз превысил цифры официальной торговли.

В середине 90-х годов "челноки" обеспечивали более 15% импорта России. Это свидетельствует в пользу того, что положение на российском рынке товаров народного потребления в середине 90-х годов и, видимо, в ближайшей перспективе, определяли и будут определять "челноки".
В товарной структуре российского экспорта 90-х годов сохраняется сырьевая направленность с преобладанием в ней энергоносителей. Доля сырьевых отраслей в экспорте страны составляет около 90%. Между тем окупаемость вложенного рубля в эти отрасли достигает 10-12 лет, тогда как в машиностроении 3-5, в электронике - 2-3, сфере обращения - 1-1,5 года.
Некоторые российские и многие зарубежные экономисты не видят большой беды в сырьевой экспортной ориентации страны. Если подобная экспортная специализация, считают они, выгодна, значит ее следует поддерживать, одновременно добиваясь повышения глубины и качества переработки первичных ресурсов, тем более, что другой альтернативы нет. Между тем избранная стратегия накопления валютных ресурсов для нужд рыночных реформ (в том числе для выплаты внешнего долга) за счет массированного экспорта сырья и энергоресурсов чревата превращением страны в ресурсно-сырьевой придаток глобального мирового рынка.



И чтобы не попасть в эту ловушку, необходимо учитывать многие факторы.
Мировой опыт свидетельствует, что среди развитых стран немало экспортеров сырья. Так, например, у Норвегии доля чистого экспорта сырья в ВВП даже выше чем у России - 19,5% против 14,5%, а у Новой Зеландии - 14%. У таких стран, как Австралия, Канада, Нидерланды этот показатель значительно меньше - от 7,5% до 6,5%.
Экспорт сырья влияет на уменьшение объемов выпуска промышленной продукции. Эта закономерность прослеживается во всех сZранах мира: чем больше объемы чистого экспорта сырья, тем меньше доля обрабатывающей промышленности в валовом внутреннем продукте (ВВП). В России эта доля пока достаточно высока - 21%, у Великобритании - 22%, Японии - 27%, ФРГ - 29%. В Норвегии и Австралии доля продукции обрабатывающей промышленности в ВВП составляет 15%, Канаде и Нидерландах - 18%, что ниже чем у России.

Принимая во внимание вышеприведенные показатели, можно предположить, что Россия с ее богатейшим научно-техническим и интеллектуальным потенциалом, не менее значимым, чем сырьевые богатства, должна идти путем сбалансированного роста вывоза сырья с увеличением экспорта высоких технологий и научных разработок.
В свою очередь, экспорт машин и оборудования в последние годы сокращался. В 1995 г. он составил 4,6 млрд. долл. Его доля снизилась до 6% в общем объеме российского экспорта.

Еще в 1993 г. он составлял 7%. Его объемы держатся в основном на поставках спецтехники.
Структура импорта формируется под влиянием платежеспособного спроса, а также падения производства внутри страны. В частности, эти факторы обусловливают значительный объем импорта продовольствия. Доля потребления импортного продовольствия (по стоимости) в общем объеме потребления продуктов питания населением России превысила в середине 90-х годов 50%, что заметно перевалило за допустимые границы продовольственной безопасности страны.
Падают закупки машино-технической продукции, продукции инвестиционного назначения. Это означает, что замедляется процесс восстановления производственных фондов.
Одна из главных проблем российской внешней торговли - это необходимость стимулирования промышленного экспорта. С 1997 г., по мнению экспертов, прирост экспорта сырья станет невозможным. В результате приостановится рост внешнеторгового оборота.

Положительное сальдо торгового баланса станет трудно достижимым.
Федеральная программа поддержки экспорта, разработанная Министерством внешнеэкономических связей РФ, ориентирована, главным образом, на обрабатывающие отрасли и предполагает рост доли готовой продукции в российском экспорте до 70% в 2005 году (см. табл. 3). Для обеспечения устойчивого роста доли готовой продукции в российском экспорте необходима поддержка в размере не менее 0,3-0,35% от национального дохода, что соответствует 0,7-1 млрд. долл.
Следует, однако, иметь в виду, что расширение экспорта может в значительной степени означать лишь отток ресурсов и капиталов за рубеж, если не будет сформирован эффективный механизм внешнеторгового контроля, а также благоприятный инвестиционный климат внутри страны. В противном случае наращивание экспорта, в том числе готовых изделий, будет означать разбазаривание ресур ов и утечку капитала за рубеж.
Создание экспортной базы в условиях острой конкурентной борьбы на мировом рынке, несет с собой не только явные, но и скрытые проблемы. Так, например, ряд стран, в том числе США, предусматривают применение санкций против стран, применяющих так называемый "таргетинг", т. е. целевое наращивание экспортного потенциала. Сейчас перед лицом таких санкций оказались "новые индустриальные страны", используются они и в отношении Японии.

При выработке внешнеэкономической политики Россия должна учитывать имеющиеся обстоятельства и строить свой курс в соответствии с ними и собственными реалиями.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. В. Б. Буглай, Н. Н. Ливенцев, Международные экономические отношения.- М.: ФиС, 1996.
2. Основы внешнеэкономических знаний / Под ред. И. П. Фаминского.- М., 1994.
3. М. Пебро. Международные экономические и валютно-финансовые отношения.:- М., 1994.
4. П. X. Лимдерт. Экономика мирохозяйственных связей.- М., 1992.
5. В. И. Фомичев. Международная торговля.- М.: Инфра-М, 1998.
6. Экономика внешних связей России / Под ред. А. С. Булатова.- М.: Бек, 1995.




Содержание раздела