d9e5a92d

МИГРАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ - перемещение населения между странами.


методы использования эмиграции в целях обеспечения ресурсами экономики страны путем привлечения валютных средств трудящихся-мигрантов. Для этого в национальных банках открывают эмигрантам валютные счета под более высокую процентную ставку, создают им выгодные условия использования своих валютных средств для приобретения товаров и производственного оборудования и т. д. Ряд государств прямо обязывает трудящихся-эмигрантов переводить в страну происхождения значительную (иногда дифференцированную по категориям) долю полученной за границей заработной платы.
Государство привлекает также средства частных посреднических организаций, занимающихся трудоустройством граждан за границей путем введения обязательных вкладов и страховок;
методы и средства по защите прав трудящихся-эмигрантов путем использования двусторонних соглашений и контрактной формы найма рабочей силы для работы за границей, которая призвана обеспечить определенные экономические и социальные гарантии (по заработной плате, оплате проезда, жилью, продовольственному обеспечению и медицинскому обслуживанию и т. д.), а также путем организации учреждений, фондов, представительств, назначения специальных должностных лиц и т. п. в целях контроля за выполнением условий международных соглашений по трудовой миграции, решения спорных вопросов в стране пребывания мигрантов и соблюдения их основных прав. В посольствах и представительствах некоторых стран за рубежом назначаются атташе по труду, которые призваны обеспечивать защиту прав трудящихся-мигрантов, в том числе разрешение спорных вопросов при их размещении, ведение переговоров с работодателями.
Заслуживает внимания опыт создания специальных фондов, в задачи которых помимо контроля за соблюдением прав трудящихся-мигрантов и членов их семей входит накопление средств (фонда благосостояния), предназначенных для обеспечения медицинского обслуживания, жилищного строительства, расширения сети школ и т. п. возвращающихся на родину мигрантов.
Меры, способствующие сочетанию как защиты государственных интересов, так и прав и свобод трудящихся-мигрантов.
Государство стремится выработать такой механизм регулирования миграции, который позволял бы совмещать защиту государственных интересов и его граждан. Одним из инструментов реализации данной задачи является введение порядка обязательного государственного лицензирования деятельности по найму граждан для работы за границей. Цель лицензирования - наделение правом посредничества при трудоустройстве за границей только тех организаций, которые обладают достаточными знаниями, опытом работы, располагают надежными международными связями и способны нести материальную и юридическую ответственность за результаты своей деятельности.
Меры, направленные на взаимную защиту интересов стран - экспортеров и стран - импортеров трудовых ресурсов (например, при проведении политики сдерживания масштабов миграции, нелегальных перемещений, стимулирования возвращения мигрантов на родину).

5. МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Россия не осталась в стороне от этих процессов. Распад СССР, переход к рыночным отношениям, экономические и политические перемены и неурядицы, межэтнические столкновения и войны привели к тому, что на территории России оказалось в середине 90-х гг. около трех миллионов беженцев. Эти потоки беженцев, прежде всего из стран СНГ и Балтии, продолжаются.
Рост безработицы подтолкнул сотни тысяч российских граждан, в том числе высококвалифицированных специалистов, трудоустраиваться за рубежом. Это один из крупнейших исходов населения в последние десятилетия нынешнего столетия. Об этом говорилось, и была признана безотлагательная необходимость международной помощи на Конференции стран СНГ в Женеве по проблемам беженцев и эмигрантов.

На территории России оказались сотни тысяч перемещенных лиц не только из стран СНГ и Балтии, но и других регионов (например, афганская община порядка 200 тысяч человек, а также мигранты - вьетнамцы, китайцы и т.д.).
Правительство Российской Федерации вынуждено в этих условиях формировать и осуществлять активную миграционную политику, искать поддержки - материальной и финансовой - у международных организаций, развивать сотрудничество с другими странами на двусторонней и многосторонней основе по проблемам миграции населения и трудовых ресурсов.


Выход России на внешние рынки труда предполагает формирование полноценной, обоснованной миграционной политики. В России уже сложилась правовая база регулирования миграционных процессов, в основе которой - Конституция Российской Федерации, законы и законодательные акты, постановления Правительства РФ, определяющие порядок выезда и въезда в страну, трудоустройство российских граждан за рубежом, меры по миграционному контролю и т.д.
Разработана федеральная миграционная программа. Правительство РФ наметило меры по выполнению задач в области миграционной политики страны, первоочередными из которых являются регулирование миграционных потоков, преодоление негативных последствий стихийно развивающихся процессов в этой области, создание условий для беспрепятственной реализации прав мигрантов /б/.
Практическому претворению в жизнь конституционных и законодательных норм, обеспечивающих права российских граждан на трудоустройство за границей, способствуют заключенные международные соглашения РФ с Германией, Китаем, Польшей, Словакией, Финляндией и рядом других стран.
Федеральной миграционной службой России предоставлены лицензии почти 150 организациям, занимающимся оформлением трудоустройства российских граждан за рубежом. Введение системы лицензирования позволило пресечь недобросовестную деятельность со стороны ряда фирм и агентств. В то же время многие вопросы, в том числе связанные с возвращением мигрантов, требуют дальнейшей доработки и детализации.

Формирование правовой и организационной базы регулирования миграционных процессов в РФ продолжается.
Наиболее важными аспектами российской миграционной политики являются:
1. Реализация гражданами РФ прав на свободу перемещения;
2. Гарантия защиты и поддержки трудящихся-мигрантов за рубежом;
3. Обеспечение беспрепятственного возвращения на родину и помощь в адаптации мигрантов.
Поскольку Россия в международной миграции является одновременно принимающей и направляющей стороной, при разработке российской миграционной политики приходится ориентироваться на реализацию многоцелевых направлений.
Так, в области импорта рабочей силы наиболее важными задачами, как показывает складывающаяся ситуация и опыт зарубежных стран, являются: обеспечение защиты национальной экономики от избыточного притока трудящихся-мигрантов из других стран; разработка мер по регулированию количественных и качественных параметров потока иммиграции; обеспечение рационального использования прибывающих трудящихся-мигрантов в экономических и политических интересах России. Немаловажное значение, как показывает опыт стран-импортеров, имеет выбор концепции иммиграционной политики.
В области экспорта рабочей силы при разработке эмиграционной политики России особое внимание уделяется: улучшению ситуации на рынке труда за счет сокращения безработицы; привлечению валютных поступлений в страну за счет денежных переводов трудящихся-мигрантов из-за границы; защите прав и обеспечению поддержки российских граждан, работающих за рубежом; получению мигрантами профессий, предпринимательского опыта и образования.
Принципиальное значение для РФ имеет создание приоритетных условий возвращающимся мигрантам для инвестирования в сферу экономики. С этой целью намечено создать специальную структуру, занимающуюся консультированием, информационным обеспечением возвращающихся мигрантов и оказывающую им конкретную помощь. Возможно также предоставление различных налоговых льгот и льготное кредитование.

Как и в большинстве стран мира, возвращающиеся мигранты должны иметь право беспошлинно ввозить средства производства для последующей производственной деятельности.
С целью дополнительного привлечения в страну валютных средств, заработанных мигрантами, и их адаптации к условиям российского рынка, требуется, по опыту зарубежных стран, принятие ряда мер, например:
введение специальных депозитных счетов;
продажа земельных участков под строительство;
выдача на льготных условиях ссуд на строительство домов под переводы, хранимые в строго определенных банках;
создание альтернативного жилого фонда для льготной реализации за валюту среди возвращающихся мигрантов;
открытие валютного счета для беспошлинного провоза машин, товаров длительного пользования;
создание специального пенсионного фонда.

резюме

Подвижность населения и трудовых ресурсов - одна из важных особенностей современных МЭО.
Страны - экспортеры и страны - импортеры трудовых ресурсов, международные организации по миграции совершенствуют законодательство, механизм регулирования миграционных процессов и потоков, руководствуясь принципами свободы и демократии с учетом национальных интересов.
Международная организация труда (МОТ) является уникальной среди всемирных организаций в том, что при разработке ее политики представители трудящихся и предпринимателей обладают равным количеством голосов с представителями правительств.Одной из ее наиболее важных функций является принятие конвенций и рекомендаций, устанавливающих международные трудовые стандарты в таких областях, как свобода ассоциаций, зарплата, продолжительность рабочего дня, социальное страхование, оплачиваемый отпуск, охрана труда, служба найма, рабочая инспекция.
Конвенции налагают обязательства - для государств-членов, которые их ратифицировали, рекомендации обеспечивают ориентир для национальной политики, законодательства, практики. Со времени основания МОТ было принято более 300 конвенций и рекомендаций. МОТ контролирует применение конвенций ратифицировавшими их государствами.
В России создана правовая и организационная база эмиграции и иммиграции трудовых ресурсов, разработана федеральная миграционная программа, заключены двусторонние соглашения с рядом стран по миграции населения и трудовых ресурсов. Важным направлением интегрирования России в мировое сообщество должна стать ратификация международных конвенций, регламентирующих процессы трудовой миграции.


ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
МИГРАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ - перемещение населения между странами. Нелегальная миграция - незаконное межстрановое перемещение населения и рабочей силы, вызывающее жесткую реакцию со стороны миграционных служб государства, вплоть до депортации.
ЭМИГРАЦИЯ - выезд граждан одной страны в другую страну с целью трудоустройства или смены места жительства и гражданства.
ИММИГРАЦИЯ - въезд в страну граждан другой страны на основании международных соглашений и контрактов.
МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА - политика государства в области миграции населения и трудовых ресурсов, включает два направления - иммиграционную политику, регламентирующую правила и нормы принятия иностранных граждан, и эмиграционную политику, регламентирующую правила и порядок выезда граждан страны за рубеж и защиту их прав в принимающих странах.

литература
1. Подробнее: Мировой рынок труда. Москва, "Наука", 1994, гл. 1-3.
2. Mueller Ch. The Economics of Labour Migration: A Behavioral Analysis, N. Y. 1982.
3. МТБ. Конвенции и Рекомендации, принятие Международной конференцией труда. 1919-1986.

Женева, 1988, с. 1428-1446.
4. там же.
5. "Неисповедимы пути иммиграции"/ "Российская газета" от 8 октября 1996 г., с. 3.
6. Федеральный закон Российской Федерации "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" от 15 августа 1996 г. ("Российская газета" от 16 августа 1996 г.).
7. Федеральная миграционная программа ("Российская газета" от 20 августа 1996 г., с. 46).









Содержание раздела