d9e5a92d

Совет Министров - главный орган ЕС.


Был создан целый ряд европейских институтов, наделенных соответствующими полномочиями. Главными органами ЕС являются следующие. Совет Министров - главный орган ЕС. В состав Совета входят представители стран-членов, как правило, на уровне министров. Совет уполномочен принимать решения, он наделен законодательной властью. Теоретически существует только один Совет, однако его состав и название меняются в соответствии с обсуждаемой тематикой.

Функционируют несколько советов: по сельскому хозяйству, финансам, образованию, общим проблемам и иностранным делам. Законодательные акты, принимаемые в форме регламентов, носят обязательный характер и включаются в национальное законодательство. Обязательными являются и директивы, однако выбор методов их исполнения оставлен на усмотрение государств-членов.
В промежутках между заседаниями оперативные вопросы решаются в рамках Комитета постоянных представителей (КОРЕПЕР). В соответствии с Единым европейским актом и Маастрихтским договором о создании Европейского Союза значительно расширен круг решений, которые следует принимать большинством голосов, а не единогласно. При этом количество голосов каждой страны-участницы зависит от её размеров и блокирование принятого решения - довольно сложная процедура. В Совете Министров действует система ротации, в соответствии с которой представитель каждого государства поочередно занимает пост председателя сроком на шесть месяцев.

На практике получил развитие т.н. институт "тройки" - действующий председатель Совета, его предшественник и преемник.
Европейская Комиссия (ЕК) - исполнительный орган Европейского Союза, состоит из 20 членов, назначаемых сроком на 5 лет национальными правительствами, но независимыми от них. Каждый из членов ЕК отвечает за определенный участок работы, курирует соответствующее подразделение - генеральный директорат. ЕК обеспечивает соблюдение договоров, выступает с законодательными инициативами, способствует претворению их в жизнь.

Комиссия обладает большими автономными правами, особенно в отношении политики в области конкуренции и проведении общей политики в экономике. ЕК представляет ЕС в ряде международных организаций.
Европейский Парламент, избирается с 1979 г. всеобщим прямым голосованием во всех странах-членах. В настоящее время в состав Европарламента входят 626 депутатов. Основные функции парламента - участие в законодательном процессе ЕС и контроль за деятельностью ЕК.

До принятия Единого Европейского акта в 1987 г. Парламент обладал лишь правами консультирования, после вступления в силу 1 ноября 1993 г. Маастрихтского договора Европарламент получил новые полномочия - право принятия решений совместно с Советом Министров по отдельным вопросам законодательства, регулирующего единый рынок, право поручать ЕК разработку предложений по некоторым направлениям политики и некоторые другие.
Суд, обеспечивает соблюдение законности в интерпретации и выполнении соглашений. Суд рассматривает ходатайства стран-членов, ЕК, Совета и даже любого другого лица, которого лично и непосредственно касается решение Совета и ЕК.
Европейский Совет, образован в 1974 г., но в то время большими полномочиями не обладал, хотя его роль постоянно возрастала. Впервые его статус был определен в Маастрихтском договоре, согласно которому он "призван давать необходимый импульс развитию Союза и определять его общие политические принципы".
Помимо этих пяти основных органов ЕС функционирует Контрольно-ревизионная палата, основная задача которой осуществление контроля за финансовой деятельностью, и два консультативных органа - Экономический и Социальный комитет ЕЭС и Евратома и Консультативный комитет ЕОУС.
В рамках Евросоюза существует большое количество различных институтов экономического и финансового профиля, которые создавались по мере расширения и углубления сферы деятельности, усложнения интеграционных процессов. Целесообразно указать некоторые наиболее авторитетные из них, играющие весьма важную роль не только в масштабе ЕС.
Европейский инвестиционный банк (ЕИБ), создан согласно Договора, на базе капитала, предоставленного странами-членами. ЕИБ наделен функциями коммерческого банка, функционирует на международных финансовых рынках, предоставляет кредиты государственным структурам стран-членов.


Европейский социальный фонд, согласно устава, обеспечивает адаптацию рабочей силы к новым условиям Общего рынка, облегчает ее перемещение и профессиональное обучение.
Европейский фонд ориентации и гарантирования сельского хозяйства (ФЕОГА), создан с целью финансирования рыночных интервенций в рамках общей сельскохозяйственной политики, для содействия операциям по экспорту излишков агропродукции за пределы стран Сообщества.
Европейский фонд регионального развития (ЕФРР), был задуман прежде всего как источник капиталовложений, субсидий, направляемых на создание или сохранение рабочих мест в экономике отсталых районов. В стратегическом плане, согласно решений Парижской встречи на высшем уровне 1972 г., ЕФРР вменяется разработка и осуществление подлинно региональной политики ввиду будущего расширения Евросоюза.
К середине 80-х годов в силу различных причин, как внутриесовского пространства, так и внешних, западноевропейцы ясно осознали, что без принятия новых решительных мер политического характера нужных темпов по созданию единого рынка достигнуто не будет. 1 июля 1987 г. вступил в силу Единый европейский акт. В первой части документа подтверждается стремление стран-членов последовательно продвигаться к цели - созданию подлинного Европейского Союза.

Экономическая интеграция и европейское политическое сотрудничество были сведены в единый магистральный процесс. Во второй части акта содержатся положения о процедуре взаимодействия между Советом, ЕК и Европарламентом, о процедуре принятия решений. Главное - отход от принципа единогласия в разработке коммунитарного законодательства. По мнению специалистов, принцип единогласного принятия решений тормозил интеграционный процесс.

Устанавливалась дата перехода к единому рынку, подразумевающего свободу движения капиталов, товаров, услуг и рабочей силы - 31 декабря 1992 г. В третьей части речь идет о сотрудничестве в области внешней политики. Поставлена задача выработки общей внешней политики стран ЕС, зафиксирована схема политического сотрудничества. В заключительной части документа содержатся общие положения о применении статей Акта.
Для конкретизации идеи создания единого рынка ЕК был разработан специальный план мероприятий из 300 пунктов по устранению различных препятствий в торгово-экономической сфере, т.н. "Белая книга". Целесообразно привести некоторые результаты выполнения этого плана, тем более, что они в большей или меньшей степени характеризуют сегодняшний уровень интеграции. Первая группа положений "Белой книги" относится к демонтажу физических барьеров сотрудничества. Речь идет в первую очередь о полной ликвидации механизма национального импортного контроля, т.е. по-существу правительства стран-членов лишаются формальной возможности действовать вопреки единой внешнеторговой политике.

Значительно облегчена процедура оформления грузов в рамках торговли между странами Евросоюза. Огромное значение имеет Шенгенское соглашение о полном устранении контроля за передвижением всех граждан (проживающих на территории стран, подписавших этот документ) и едином визовом контроле. Значительный шаг вперед сделан в реализации второй группы задач - устранение технических препятствий. В первую очередь речь идет о выравнивании норм и стандартов.

Важное место занимают финансовые услуги. С 1993 г. каждый банк-резидент имеет право на выполнение всех банковских операций в любом месте в любой стране - члене интеграционной группировки. Разрешена продажа долей уставного капитала гражданам и компаниям стран - членам ЕС, либерализованы страховая деятельность, рынок услуг (хотя имеется ряд нерешенных проблем), более прогрессивен регламент о свободе движения капиталов, расцениваемый как первый шаг к созданию экономического и валютного союза в рамках ЕС. Самые сложные проблемы возникли в ходе реализации третьей группы задач - налоговые проблемы. Подчеркивается, что функционирование единого рынка не требует быстрого и жесткого выравнивания национальных ставок косвенных налогов, основной проблемой является структура налогообложения, т.е. деление на налог, на добавленную стоимость и акцизы.

Предстоит решить довольно непростую задачу регулировки количества национальных ставок НДС, сближения ставок НДС до взаимоприемлемого уровня и т.д. Налоговая сфера на сегодняшний день является одной из тех, которая тормозит продвижение к единому рынку (о других будет сказано ниже).
Важнейшее значение в деле становления европейской интеграции играет Маастрихтский договор о Европейском Союзе, принятый в декабре 1991 г. на заседании Европейского Совета. В соответствии с договором учреждается:
единое европейское гражданство - все граждане государств-членов приобретают гражданство ЕС (имеется перечень соответствующих прав);
политический союз - общая внешняя политика, повышение роли европарламента, общая политика в области внутренних дел и правосудия;



Содержание раздела