Международное равновесие. Для обеспечения общего равновесия экспорт продовольствия из США должен быть равен импорту продовольствия Великобритании, и импорт в США одежды должен быть равен английскому экспорту этого товара.
В общем случае международное равновесие обеспечивается такими условиями торговли, при которых мировая торговля сбалансирована, и мировое предложение в точности равняется мировому спросу на всяком и каждом рынке. Все производители продают все, что они желают продавать, а все потребители покупают все, что они желают купить. Все удовлетворены и не имеют никакого стимула изменить свое поведение.
Воспользуемся рассмотренными кривыми предложения и установим с их помощью общий подход к определению общих условий равновесия. Совершенно очевидно, что международное равновесие будет иметь место в точке пересечения кривых предложения торгующих стран (США и Великобритании). Только при условиях торговли, соответствующих этому пересечению, будут полностью сбалансированы торговые потоки двух стран.
Проиллюстрируем это графической моделью, представленной на рис. 3.22, которая объединяет кривые предложения США и Великобритании, рассмотренные соответственно на рис. 3.20 и 3.21.
Рис. 3.22. Модель международного равновесия |
Кривые предложения США и Великобритании, совмещенные на одном графике, определяют все основные параметры международной торговли. Угол наклона ТОТ3 = ТОТ'3 представляет собой относительную цену, по которой осуществляется торговля между ними, отрезок OL - точное количество продовольствия, экспортированного США и импортированного Великобританией, отрезок OL' - точное количество одежды, экспортированной Великобританией и импортированное США. Точка пересечения кривых (К' = К) определяет точную относительную цену, по которой данное количество продовольствия будет обмениваться на данное количество одежды (p = 2).
При этом точка К (К') - единственная точка, в которой желательный объем импорта каждой страны в точности соответствует желательному объему экспорта другой страны. Например, в условиях торговли р = 1,0 (ТОТ2) предложение США намного меньше, чем его желаемый объем импорта со стороны Великобритании. В этом случае будет иметь место избыточный спрос на продовольствие, определяющий давление на цену продовольствия в сторону ее повышения. В то же
время будет иметь место избыточное предложение одежды со стороны Великобритании, обусловливая давление на цену одежды в сторону ее понижения.
В результате относительная цена продовольствия будет повышаться, пока не будет достигнуто состояние международного равновесия.
Рассмотренная нами модель международной торговли позволяет изучать все основные параметры международного обмена товарами и услугами и связанные с ним параметры национальной экономики. Она показывает условия производства (предложения) и предпочтения потребителей (спроса), а также объемы производства и потребления и относительные товарные цены в условиях отсутствия торговли, как и относительное преимущество каждой из стран. В условиях торговли модель показывает уровень специализации стран на производстве каждого товара, физический объем торговли, условия торговли, выигрыш от торговли и его распределение между странами.
Общее международное равновесие достигается в случае одновременного уравновешивания спроса и предложения на товар как во внутренней, так и в международной торговле, т. е. на внутреннем и мировом рынках.
1 Показатель, синтезирующий спрос и предложение и показывающий, какое количество импортного товара требуется стране, чтобы побудить ее продавать соответствующие количества другого товара, в экономической литературе называют иногда взаимным спросом.
3.5.6. Общий подход
к определению условий торговли страны
В рассмотренных выше моделях условия торговли определялись нами на основе категории альтернативных издержек производства товаров. Например, под относительной ценой продовольствия (или условиями торговли) для США мы понимали число единиц одежды, которые обмениваются на одну единицу продовольствия. Эти условия торговли часто называют товарными условиями торговли, или чистыми бартерными условиями торговли.
TOT = |
Индекс экспортных цен |
100 |
Индекс импортных цен |
Растущий показатель условий торговли (ТОТ 100) означает, что при росте совокупной цены экспорта страны по сравнению с совокупной ценой импорта на каждую единицу экспортируемого товара становится возможным приобрести все большее количество импортных товаров. При этом считается, что благосостояние страны в этом случае растет; если же ТОТ 100, то оно ухудшается. Однако такой вывод справедлив лишь при определенных условиях, в частности, когда "ухудшение" условий торговли в данной стране обусловливается результатами изменений у зарубежных партнеров, то есть экзогенными факторами.
Если же речь идет о действии внутренних (эндогенных) факторов, необходим более глубокий анализ последствий изменения под их влиянием условий торговли. Например, в стране в результате использования суперэффективной технологии резко возросли объемы производства некоторого экспортируемого товара при существенном снижении цены на него. Условия торговли при этом для данной страны ухудшатся, откуда вовсе не следует, что страна что-то потеряет или торговля для нее станет менее выгодной. Страна может получать при этом выигрыш как от роста эффективности производства, так и от увеличения объема экспорта товара по более низкой цене.
Таким образом, условия торговли дают важную информацию для оценки изменений в благосостоянии нации, но использовать ее следует только наряду с другими данными - об объемах торговли и о причинах изменения цен.
1 Обозначим: Qx - количество продовольствия; Qy - количество одежды; Рх - цена за единицу продовольствия; Ру - цена за единицу одежды; М - располагаемый объем средств. Тогда: Qx= М/РХ и Qy= М/Ру , а условия торговли у/х = Px/Py.
3.6.2. Теория жизненного цикла товара
В середине 60-х годов американский экономист Р. Верной выдвинул теорию жизненного цикла продукта, в которой пытался объяснить развитие мировой торговли готовыми изделиями на основе специфики этапов их жизни, т. е. периода времени, в течение которого продукт обладает жизнеспособностью на рынке и обеспечивает достижение целей продавца.
Теория жизненного цикла товара исходит из того, что некоторые страны специализируются на производстве и экспорте технологически новых товаров, тогда как другие - на производстве уже известных товаров. Наиболее развитые страны, обладающие большими объемами капитала и квалифицированной рабочей силой, в состоянии инвестировать большие средства в технологические нововведения, производить на их основе новую продукцию, получая таким образом
постоянное (динамическое) сравнительное преимущество перед другими странами.
В соответствии с данной теорией товар проходит пять стадий жизни в международной торговле.
1. Первая стадия называется стадией нового продукта. Новый продукт производится и потребляется в возрастающих масштабах только в той стране, где он был разработан. Обычно производство начинается с небольших масштабов и полностью ориентировано на внутренний рынок.
2. Вторая стадия называется стадией роста продукта. Товар совершенствуется, растут его продажи на внутреннем рынке, и начинается его экспорт за рубеж. Иностранной конкуренции пока нет, и страна имеет временную монополию в производстве и торговле данным товаром.
3. Третья стадия называется стадией зрелости товара. Технология товара отработана уже настолько, что становится неразумным его дальнейшее производство в самой стране, которая его разработала, с помощью ее рабочей силы. Куда эффективнее оказывается перенести часть уже стандартизированного производства в другие страны, где стоимость рабочей силы значительно ниже.
Другие страны начинают производить данный продукт по лицензии для своего внутреннего рынка.
4. Четвертая стадия называется стадией падения производства товара. Используя более дешевую рабочую силу, имитирующая страна (страны) начинает не только поставлять товар на свой внутренний рынок, но и продавать его на рынке страны, разработавшей товар, вытесняя с него местных производителей. Конкуренция технологий переходит в плоскость ценовой конкуренции.
Внутреннее производство в стране, разработавшей товар, быстро падает, и экспорт прекращается.
5. Пятая стадия называется стадией прекращения внутреннего товара. На ней имитирующая страна настолько опережает страну - разработчика товара, что последняя в итоге вынуждена вообще прекратить его внутреннее производство и насыщать внутренний рынок только за счет импорта из-за рубежа.