Это значит, что системный изоморфизм допускает множество реализаций одного и того же посредством различных «первичных» элементов или (и) отношений единства или (и) законов композиции, другими словами, он допускает многообразие единого. И множество подобного рода примеров мы приводили в связи с открытием системной общности.
Наконец, в-седьмых, благодаря доказательству поли- и изоморфизации любых объектов-систем, на всех уровнях их организации, любых их субстанциональных, пространственных, временных, динамических свойств; раскрытию внутренней связи полиморфизации с изоморфизацией и наоборот, а поли-, изоморфизации с различного рода запретами и разрешениями (из-за их связи с законами сохранения системного сходства и симметрии) мы также глубже постигаем смысл диалектического положения о единстве многообразия и многообразии единого.
В. И. Ленин в «Философских тетрадях» писал, что «всеобщий принцип развития надо соединить, связать, совместить с всеобщим принципом единства мира, природы, движения, материи etc.» [43. Т. 29. С. 229].
Изложенные выше представления это экспликация ленинской идеи о принципе «единства мира, природы, движения, материи etc.». Поэтому далее остановимся прежде всего на принципе развития в его связи с принципами единства и многообразия мира.
16. Эволюционика системное учение о развитии
Очень широко распространено необоснованное, на наш взгляд, мнение, будто системный подход больше направлен на «статику», чем на «динамику», на «ставшее», чем на «становящееся», что системный подход надо «дополнить» учением о развитии.
Далее с позиций ОТС мы и постараемся развить начала системного учения о развитии вообще эволюционики (термин Ю. С. Ларина).
Как известно, понятие о развитии, конкретно-научные и философские учения о нем возникли вне ОТС [см.: 37]. Уже одно это заставляет строить эволюционику не конвенционалистски, а в согласии с современными данными науки. Это же заставляет исходить из фундаментального положения диалектического материализма представления о формах движения материи, эволюции конкретных форм и порождении ими других форм движения.
С точки зрения закона системности любая форма движения материи представляет собой систему, поскольку каждая из них, например химическая, это сложнейшая, самоподдерживающаяся динамическая система объектов-систем одного и того же рода (атомов, молекул): а) находящихся в согласии с определенными законами в отношениях 2-, 1-, 0-действия как друг к другу, так и к объектам-системам других форм движения; б) единых по всем или части «первичных» элементов (атомов), отношений единства (химического сродства) и законов композиции (стехиометрических, нестехиометрических и др.).
Как уже отмечалось, любая система даже только в силу своего существования либо покоится (относительно!), либо превращается в другие системы одного и того же или разных родов. По отношению к такой динамической системе, как та или иная форма движения материи, подобная неизбежность оборачивается не только воспроизводством множества «старых», но и массовым производством «новых» объектов-систем, 2-, 1-, 0-действий, отношений изоидичности (синергизма, антагонизма, нейтрализма), гетероидичности, антиоидичности, ..., характерных для рассматриваемой или (и) большего числа форм движения.
При этом, анализируя единичный акт такого производства элементарное изменение, мы должны говорить: 1) об определенных носителях объектах-системах такого изменения; 2) о форме и виде (в том числе механизме, стадиях) данного изменения как о ± тождественном, или (и) ± количественном, или (и) ± качественном, или (и) ± относительном (знак ± надо читать как «+ или »); 3) об устойчивости или неустойчивости объектов-систем; 4) о причинах устойчивости или неустойчивости внутренних (собственной «прочности» или «непрочности»), внешних (благоприятных и неблагоприятных факторах среды); 5) об уничтожении преобразовании неустойчивых объектов-систем одним из семи способов в компоненты других форм движения или в новые объекты-системы (n-ro, (n + l)-ro, ..., (n + k)-ro «поколений») данной формы движения и о сохранении устойчивых объектов-систем; 6) о направленном изменении объектами-системами среды и о направленном изменении этих систем средой; 7) о причинах направленности изменений запретах и разрешениях, связанных с законами сохранения, действием отбора, векторизованными действиями друг на друга среды и объектов-систем и т. д.; 8) о необходимых и достаточных условиях такого изменения в конечном счете о прямых и обратных переходах количества в количество и (или) качество и (или) отношение и (или) тождество всех или части «первичных» элементов; 9) о возможности множества 8 принципиальных способов и механизмов преобразований для каждой композиции и реализации каждый раз лишь одного из них; 10) о законах сохранения одних и законах изменения других параметров объектов-систем; 11) об увеличении, уменьшении, сохранении степени сложности и разнообразия объектов-систем по числу и (или) качеству «первичных» элементов и (или) отношений единства и (или) законов композиции (при нефиксированном Z); 12) об обратимых или необратимых преобразованиях композиций в композиции той же или других (нижележащих) форм движения материи и соответственно 13) о сохранении или изменении законов, механизмов сохранения, изменения, композиции; 14) об объектах-системах как о полиморфических модификациях, изоморфических модификациях, симметричных в одних и диссимметричных в других отношениях и обязательно принадлежащих по крайней мере одной системе объектов одного и того же рода, одному полиморфизму, одному изоморфизму, одной группе симметрии или диссимметрии; 15) о полиморфизации и изоморфизации, симметризации и диссимметризации, наконец, 16) об изменении как изменении-системе и системе изменения а) названных в пунктах 1 15 противоположностей, б) его форм, видов, стадий, ветвей. Этот итог наряду с представлениями о формах изменения и сохранения материи, составляя учение ОТС об изменении и сохранении, конкретизирует философские представления об этих категориях.