9) поли- и моновариантности возможности 8 для отдельных, 255 для совокупности носителей эволюции способов и механизмов развития и реализации каждый раз лишь одного из них;
10) законов сохранения одних, развития других параметров носителей эволюции;
11) эволюционного сохранения, уменьшения, увеличения степени сложности и разнообразия объектов-систем по числу и (или) качеству и (или) отношениям единства и (или) законам композиции «первичных» элементов;
12) необратимых и относительно обратимых направленных эволюционных преобразований композиций или их частей данной формы движения в композиции или их части той же, или (и) нижележащих, или (и) следующей непосредственно за ней вышележащей форм движения материи;
13) сохранения или изменения в ходе эволюции законов, механизмов сохранения, изменения, развития носителей эволюции, что с точки зрения ОТС вполне допустимо, поскольку форма движения материи как сверхсложная система объектов особого рода задается не одним, а множеством отношений единства и множеством законов композиции;
14) носителей эволюции как поли- и изоморфических модификаций, симметричных в одних, диссимметричных в других отношениях и обязательно принадлежащих по крайней мере одной эволюционной системе, одному эволюционному поли- и изоморфизму, одной эволюционной группе симметрии или диссимметрии;
15) эволюционных поли- и изоморфизаций, симметризации и диссимметризаций;
16) развития как развития-системы и системы развития а) противоположностей, названных в пунктах 1 15, б) его форм, видов, этапов, ветвей.
Этот итог вместе с развитыми ранее представлениями о формах развития и эволюционных формах сохранения материи, приложениями учений ОТС о поли- и изоморфизаций к селектогенетической и номогенетической теориям биологической эволюции конкретизирует диалектико-материалистические представления о развитии.
Сопоставляя 16 утверждений об изменении с 16 утверждениями о развитии, не трудно заметить наличие между ними существенного системного сходства. В этой связи уместно напомнить об установленном ранее математическом изоморфизме групп неэволюционных системных преобразований, антипреобразований, их инвариантов группам эволюционных системных преобразований, антипреобразований их инвариантам. Сказанное дает основание заключить, что тождественное, количественное, качественное, относительное, ..., тождественно-количественно-качественно-относительное изменения суть зачаточные формы соответственно стаей-, кванти-, квали-, изогенеза, ..., стаси-кванти-квали-изогенеза; изменение в зародыше «содержит» в себе все основные закономерности, противоречия и формы развития в целом.
До сих пор, говоря о развитии какой-либо формы движения материи, мы сознательно не выходили за ее пределы. Однако каждая форма движения постепенно подготавливает материальные условия не только для своего наивысшего расцвета, но и для преобразования ее в качественно другие формы движения, что, как мы видели, необходимо следует уже из факта существования данной формы движения как особого рода системы. Такое преобразование может быть реализовано в основном двумя способами: во-первых, посредством «вычитания», когда объекты-системы той или иной формы движения, регрессивно развиваясь, деградируют в объекты-системы одной или более «нижележащих», менее организованных форм движения.
И во-вторых, посредством «сложения», в результате чего все или часть объектов-систем данной формы движения, объединяясь и выступая в качестве «первичных» элементов, порождают примитивные объекты-системы новых форм движения, согласно постепенно формирующимся отношениям единства и законам композиции последних.
Реальная картина эволюции форм движения подтверждает этот удивительный по простоте закон прогрессивного развития. Например, в качестве «первичных» элементов атомов выступает множество протонов, электронов, нейтронов; молекул множество атомов; множество атомов и молекул служат «первичными» элементами, с одной стороны, тел кристаллографической, минералогической, геологической природы, с другой примитивных организмов. И каждый раз «первичные» элементы объединялись (видоизменяясь) в динамические объекты-системы высшей формы движения в соответствии с ее отношениями единства и законами композиции.
Достаточно привести пример прогресса человечества, сопровождающегося регрессивным глобальным по своим последствиям «вычитанием» из среды его обитания природы биотических и абиотических компонентов.
Что касается второго утверждения, то, рассматривая сочетания форм, мы придем к 15 = Сi4 всевозможным основным и производным формам развития, сводимым для случаев развития отдельных объектов-систем к 8 способам, и к 32 767 = Сi15 или к 255 = Сi8 основным и производным формам развития для случаев развития совокупности объектов-систем.
Рассматривая сочетания видов, мы придем к 31 =Сi5 всевозможным видам развития, сводимым к 16 принципиальным способам для случаев развития отдельных объектов-систем и к 2 147 483 647=Сi31 или к 65535=Сi16 основным и производным видам развития для совокупностей объектов-систем.
Приведенные с позиций ОТС 16 «компонентов» развития это необходимые, существенные и одновременно единые «компоненты» любого развития. Таковы результаты «совмещения» (В. И. Ленин) всеобщего принципа развития со всеобщим принципом единства мира, природы, движения, материи и т. д.
17. С-метод основной метод ОТС
Закон системности реально позволяет изучать любой материальный или идеальный объект не только в его всеобщей связи и обусловленности, но и в виде объекта-системы в системе объектов одного и того же рода. Это приводит как к «системному идеалу» научного объяснения и понимания (см. параграф 14), так и к С-методу. С этим методом связаны все учения ОТС и оба ее алгоритма алгоритм представления объекта как объекта-системы и алгоритм построения системы объектов одного и того же рода.
Поэтому в С-методе, как в фокусе, сконцентрирована вся ОТС, и поэтому же посредством него мы подведем своеобразный итог сказанному ранее.
Ниже на примере химических элементов и венчиков цветков растений [см. 93] покажем, что использование С-метода при исследовании явлений природы может привести к фундаментальным достижениям знанию, которое иначе как с помощью этого метода в ряде случаев получить невозможно. Итак, С-метод позволяет по крайней мере следующее:
1. Представить изучаемый объект как объект-систему. В частности, в случае с атомами химических элементов такое представление привело к атомам-системам, построенным из взаимодействующих по законам атомной физики протонов, нейтронов, электронов; в случае венчиков к венчикам-системам, построенным по закону ZB из циклически накладывающихся друг на друга лепестков.