Экономика предложения


сталкивается с проблемами морального и физического износа; кроме того ,развитие инф-
раструктуры недостаточно для решения задач экономического роста в будущем. Понадо-
бится существенно увеличить инвестиции государства в эту отрасль ,чтобы ускорить эко-
номический рост. Замедление экономического роста в период СССР в значительной степе-
ни объясняется недостатком капиталовложений в развитие инфраструктуры.
Государственное регулирование
экономического роста
Государство играет значительную роль в регулировании экономического роста и следует
рассмотреть какие меры государственного регулирования наилучшем образом могут стиму-
лировать этот процесс.
1. Кейнсианцы рассматривают экономический рост преимущественно с точки зрения фак-
торов спроса. Обычно они объясняют низкие темпы роста неадекватным уровнем совокуп-
ных расходов ,которые не обеспечивают необходимого прироста ВНП. Поэтому они пропо-
ведуют низкие ставки процента (политику “дешевых денег”) как средство стимулирования
капиталовложений. При необходимости финансово-бюджетная политика может использо-
ваться для ограничения правительственных расходов и потребления ,с тем чтобы высокий
уровень капиталовложений не приводил к инфляции.
2. В противоположность кейнсианцам , сторонники “экономики предложения” делают
упор на факторы ,повышающие производственный потенциал экономической системы. В
частности ,они призывают к снижению налогов как к средству ,стимулирующему сбереже-
ния и капиталовложения ,поощряющему трудовые усилия и предпринимательский риск.На-
пример ,снижение или отмена налога на доход от процентов приведет к увеличению отдачи
от сбережений. Аналогичным образом ,если облагать подоходным налогом суммы ,идущие
на выплаты по процентам ,это приведет к ограничению потребления и стимулированию
сбережений. Некоторые экономисты выступают за введение единого налога на потребление
в качестве полной или частичной замены личного подоходного налога. Смысл этого пред-
ложения состоит в ограничении потребления и стимулировании сбережений. В отношении
капиталовложений эти экономисты обычно предлагают уменьшить или отменить налог на
прибыли корпораций ,в частности предоставить значительные налоговые льготы на инвес-
тиции. Было бы правомерно сказать ,что кейнсианцы уделяют больше внимания краткос-
рочным целям ,а именно поддержанию высокого уровня реального ВНП ,воздействия на со-
вокупные расходы. В отличие от них ,сторонники “экономики предложения” отдают пред-
почтения долгосрочным перспективам ,делая упор на факторы ,обеспечивающие рост обще-
ственного продукта при полной занятости и полной загрузке производственных мощнос-
тей.
3. Экономисты разных теоретических направлений рекомендуют и другие возможные ме-
тоды стимулирования экономического роста. Например ,некоторые ученые пропагандиру-
ют индустриальную политику ,посредством которой правительство взяло бы на себя пря-
мую активную роль в формировании структуры промышленности для поощрения экономи-
ческого роста. Правительство могло бы принять меры ,ускоряющие развитие высокопроиз-
водительных отраслей и способствующие перемещению ресурсов из низкопроизводитель-
ных отраслей. Правительство также могло бы увеличить свои расходы на фундаменталь-
ные исследования и разработки ,стимулируя технический прогресс. Рост расходов на обра-
зования также может способствовать повышению качества рабочей силы и росту произво-

-4-

дительности труда.
При всей многочисленности и сложности возможных методов стимулирования экономи-
ческого роста большинство экономистов едины в том ,что увеличение темпов экономичес-
кого роста является весьма непростой задачей ,- капиталоемкость и склонность к сбереже-
ниям нелегко поддаются мерам регулирования.

СССР ,как пример экстенсивного экономического роста
Все проблемы экстенсивного экономического роста были гиперболизированы в во всех
сферах экономики СССР. Типичной в этом отношении является девятая пятилетка (1791 -
1795 гг.) в нашей стране.Надо сказать ,что один процент прироста национального дохода в
9-ой пятилетке был получен путем увеличения объема основных производственных фондов



на 1.7% и величины стоимости материальных затрат на 1.2%. Каждый процент прироста
национального дохода на 1/5 достигался за счет увеличения численности и на 4/5 за счет по-
вышения производительности их труда. Как видно ,в целом имел место затратный экономи-
ческий рост.
Преодолеть затратный характер развития мешает отставание страны от среднего в миро-
вой практике уровня использования сырьевых ресурсов. К этому надо прибавить большую
отсталость технологий ,изношенность производственного оборудования ,недостаточную
квалификацию многих работников. За 1986 -1990 гг. износ производственных основных фо-
ндов возрос с 38-41%. Фактические сроки службы промышленного оборудования вдвое пре-
вышают нормативные.
На хозяйственном развитие страны отрицательно сказываются диспропорции в размеще-
нии сырьевой и топливно-энергетической базы. Подавляющая частьпромышленного произ-
водства - более 2/3 - сосредоточены в Европейской части ,где имеется менее 1/3 всех природ-
ных ресурсов. Добыча же топливно-сырьевых продуктов в районах Крайнего Севера и к вос-
току от Урала ведет к их удорожанию в 1.5-2 раза. Стала падать добыча угля ,нефти ,желез-
ной руды и других природных средств производства.
Если в США показатель фондоотдачи в целом за послевоенный период практически не из-
менился ,то в СССР за последние 25 лет он упал почти в 2 раза. По оценкам западных эконо-
мистов ,СССР тратил на производство каждой единицы продукции в 2-3 раза большее коли-
чество энергии и сырья ,чем страны Западной Европы и США.
В 80-ые годы в нашей стране осложнилась и демографическая ситуация. У нас низка рож-
даемость при сравнительно высокой смертности ,почти наполовину снизился прирост трудо-
вых ресурсов. Страна впервые стала перед проблемой увеличения выпуска продукции без
всякого прироста трудовых ресурсов.

Заключение
Из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
1) Экономический рост можно определить как рост реального ВНП или рост реального ВНП
на душу населения. Он обеспечивает прирост производства ,используемый для решения вну-
тренних и международных социально-экономических проблем.
2) Экономический рост определяется следующими факторами: природные ресурсы ,трудовые
ресурсы ,капитал ,технологии.
3) При экстенсивном экономическом росте достигается сокращение уровня безработицы ,до-
стижения полной занятости ,которая позволяет увеличить темпы роста. Но это явление вре-
менно ,т.к. состояние полной занятости не может восполняться ежегодно и на следующий
год темп роста будет такой же.
4) При экстенсивном типе развития многие работнике не являются высококвалифицирован-
ными
5) Экстенсивный путь развития носит застойный характер ,фактически нет технического
прогресса ,морально и физически изнашиваются производственные основные фонды ,снижа-
ется фондовооруженность работников
6) Государство может играть значительную роль в экономическом росте при правильной на-
логовой политике и политике инвестирования
-5-

Рассмотрев выше изложенные проблемы ,мы приходим к выводу ,что экстенсивный путь
давно исчерпал себя. В условиях новых ,еще развивающихся , экономические отношениях он
ведет только в тупик,не давая ни каких шансов на экономическое возрождение. Поэтому объ-
ективно необходимо менять тип экономического роста и переводить народное хозяйство на
путь интенсивного развития. Однако не следует забывать ,что экстенсивный путь дал почву
для рождения нового типа развития - интенсивного. Создав базис для развития новых эконо-
мических отношений ,экстенсивный путь внес огромный вклад в развитие национального хо-
зяйства всего мира.













































-6-
Список используемой литературы
1) “Экономикс” ,том 1-ый,Кемпбелл Р. Макконнелл ,Стэнли Л. Брю ,М.,1992
2) “Экономика” ,том 2-ой ,П.Самуэльсон ,М.,1992
3) “Экономическая теория” ,Е.Ф.Борисов ,М.,1993
4) “Маркетинг” ,Дж.Р.Эванс ,Б.Берман ,М.,1990




















































































































Содержание  Назад  Вперед