Шумпетеру также принадлежит теория эффективной конкуренции, в которой рыночный механизм в эпоху «большого бизнеса» рассматривается как плодотворное взаимодействие сил монополии и конкуренции, базирующихся на нововведениях. Ученый подчеркивает, что в реальности на рынках существует "гибрид" моделей «чистой монополии» и «чистой конкуренции». С одной стороны, стремление завоевать монопольные позиции является основным стимулом конкуренции, а с другой, монополистическая власть подстегивает конкуренцию, так как отрасли, получающие монопольную прибыль, привлекают других производителей.
Следовательно, монополия становится мощным стимулом обострения конкуренции. Вместе с тем Шумпетер отмечает, что конкуренция не всегда эффективна. Часто она носит расточительный характер, сопровождается нецелесообразным использованием ресурсов, деформацией спроса.
Шумпетер осуществляет анализ монополии и конкуренции с точки зрения динамики экономических процессов , что противостоит неоклассической теории, традиционно рассматривающей функционирование рынка лишь через призму статической эффективности, т.е. способности экономики обеспечивать потребителям наиболее полное удовлетворение спроса за счет имеющихся ресурсов.
Интересы акционеров перемещаются из материального производства в область функционирования фиктивного капитала, фондовых бирж, ценных бумаг. Регулирование экономической жизни все сильнее концентрируется в руках «социального» государства.
Процесс разложения капитализма сопровождается появлением социалистической цивилизации. В трактовке Шумпетера социализм это институциональная модель, в которой контроль над важнейшими средствами производства и крупной промышленностью находится в руках центральной власти. Остальная часть экономической системы регулируется на основе рыночного механизма, динамики спроса и предложения.
Шумпетер оставил глубокий след в истории экономической мысли.
Заслуга его заключается в разработке комплексной теорий динамики развития экономической системы. Данная теория впоследствии послужила основой для разработки и проведения специальной инновационной политики на уровне отдельных фирм и в рамках национальных экономик как основополагающего элемента политики экономического роста.
История возникновения и эволюция теории предпринимательства.
Предпринимательство - историческая категория. Оно не является чем-то окончательно сложившимся и застывшим. Меняются его содержание и форма, расширяется сфера приложения.
Развитие предпринимательства, являющегося продуктом рыночного хозяйства, неразрывно связано с эволюцией последнего. Исторически исходным пунктом приложения предпринимательской инициативы была торговая деятельность. Поскольку производство в своей массе еще не было ориентированно для работы на рынок, деятельность купцов была нацелена на использование существовавших несоответствий между спросом и предложением, а источником их дохода служили разницы в ценах перемещаемых с рынка на рынок товаров.
Поэтому в данный период функциональное содержание предпринимательства ограничивалось использованием возникавших рыночных неравновесий, а его доминирующим признаком была сопряженность с высокой степенью риска.
Ни за рубежом, ни у нас пока еще не создана общепринятая экономическая теория предпринимательства, хотя потребность в такой теории давно уже стала весьма насущной. «Три волны» развития теории предпринимательской функции - так условно можно охарактеризовать развитие процесса научного осмысления практики предпринимательства.
«Первая волна», которая возникла еще в XVIII в., была связана с концентрацией внимания на несении предпринимателем риска. «Вторая волна» в научном осмыслении предпринимательства связана с выделением инновационности как его основной отличительной черты. «Третья волна» отличается сосредоточением внимания на особых личностных качествах предпринимателя (способность реагировать на изменения экономической и общественной ситуации, самостоятельность в выборе и принятии решений, наличие управленческих способностей) и на роли предпринимательства как регулирующего начала в уравновешивающей экономической системе.
Современный этап развития теории предпринимательской функции можно отнести к «четвертой волне», появление которой связывается с переносом акцента на управленческий аспект в анализе действий предпринимателя, а следовательно - с переходом на междисциплинарный уровень анализа проблем предпринимательства.
Теория предпринимательства развивалась с развитием хозяйственной деятельности человека. Первым теоретиком в области предпринимательства был Ричард Кантильон, работы которого относятся к началу XVIII века. Он первый обратил внимание на расхождения спроса и предложения и нарушения рыночного равновесия, которые позволяют отдельным людям извлекать спекулятивный доход.
Он отмечал рисковую деятельность таких людей, гибкость их хозяйственного поведения, нестандартность принимаемых решений.
Около 1800 года Жан Батист Сэй следующим образом охарактеризовал предпринимателя: «Предприниматель перемещает экономические ресурсы из области с более низкой в область с более высокой производительностью и результативностью». Адам Смит считал предпринимателем человека, который использует капитал собственника для извлечения дохода.
В конце XIX века произошло разделение понятий «предприниматель» и «собственник на капитал». В этот период большой вклад в развитие теории предпринимательства внес Й.А. Шумпетер.
В своей работе «Теория экономического развития» он рассмотрел экономическую систему не как пассивный процесс обращения фондов, а как постоянно развивающуюся динамическую систему. В основе такого развития лежат новые комбинации факторов производства. Осуществлять эти комбинации и должен предприниматель. В понятие «осуществление новых комбинаций» Шумпетер вкладывает следующие элементы:
1. Создание новых благ или новых их качеств.
2. Внедрение новых технологий или использование имеющихся технологий, но новым образом.
3. Освоение новых рынков.
4. Получение новых источников сырья и материалов. Эти источники могли существовать и ранее, но не быть вовлеченными в процесс производства.
5.