Здесь нужно принимать во внимание, что балансовая стоимость активов, обеспечивающих логистические процессы, как правило, очень высока.
либо функции приводит к тому, что в этой области уменьшаются или совсем исчезают внутренние экспертные знания;
2) рост уязвимости фирмы, так как она становится частично или полностью зависимой от сервисного учреждения;
3) изменение политики организации, поскольку компании придется модифицировать существующую политику предприятия для того, чтобы эффективно взаимодействовать с поставщиком услуг и соответствовать по качеству необходимому современному клиенту уровню сервисных услуг.
разгрузочных работ;
- отпуск и загрузка автотранспорта;
- страхование товаров на складе;
- страхование ответственности хранителя;
- сортировка бракованного товара;
- услуги кросс-докинга;
- рассортировка груза;
- комплектация и сортировка заказа;
- упаковка и паллетирование товаров по специальным требованиям заказчика;
- компрессирование;
- маркировка, стикеровка;
- переупаковка;
- утилизация (например, бракованной продукции);
- таможенная очистка грузов и оформление всей необходимой документации;
- предоставление необходимых отчетов о движении груза на складе;
- возможность партионного и серийного учета;
- отслеживание товара по срокам годности;
- и так далее вплоть до частичной сборки.
На заводах концерна Peugeot-Citroen в Европе на складе автозапчастей с целью оптимизации всего технологического (конвейерного) процесса для конвейерной сборочной линии на складе организована такая услуга добавленной стоимости, как доработка бамперов: оснащение электрической проводкой и установка фар. И уже после оснастки бамперы грузятся на специальные тележки по 8-10 штук и затем в грузовики, курсирующие между заводом и складом, чтобы доставить их именно в тот момент, когда на конвейерной линии необходимо по технологии приступить к установке на машине бампера.
Другая услуга добавленной стоимости это создание готовой продукции из комплектующих. Например, амортизаторы поступают на склад в виде двух составляющих: металлической и пластиковой деталей, которые соединяются на складе в одну.
Это происходит на специально оборудованных столах. Затем уже готовые амортизаторы доставляются со склада на завод к конвейерной линии.
Необходимо сформировать подарочные наборы, что может за компанию производителя с успехом сделать логистический оператор. Для этого со стороны клиента предоставляются все упаковочные материалы. В данном случае коробки с сигаретами разбиваются на блоки, а упаковки с зажигалками на штуки.
Из этих товаров формируются наборы, упаковываются и передаются клиенту для последующей продажи.
Ограниченность сроков нахождения продукции на складе предполагает слаженную работу сотрудников по четко разработанным инструкциям (рис.11).
докинга
Кросс-докинг проходит в один или два этапа. При использовании одноэтапного кроссдокинга получатель адресует товар определенной торговой точке, и груз проходит через склад как отдельный заказ без изменений.
Тогда цель кросс-докинга распределение по магазинам торговой сети. Фуры, поставленные под разгрузку, выполняют функцию резервной складской зоны, а трейлеры для отправки являются продолжением зоны
1. Это совокупность операций с заказами, а не с товарами.
2. Заказ комплектуется не на складе, а продавцом товара при отгрузке, что позволяет значительно уменьшить стоимость его обработки.
3. Ответственность за сохранность комплектации товара лежит на поставщике. Склад контролирует только количество паллет.
4. Заказ поступает на склад непосредственно перед отгрузкой.
Кросс-докинг целесообразен для различных товаров конечного потребления, но особенно для товаров с небольшим сроком годности, поскольку сокращает логистический цикл, количество посредников и снижает издержки хранения.
Рассмотрим процесс кросс-докинга на примере.
Крупная сеть формирует заказ на те или иные товары, затем эта информация отправляется одному или нескольким поставщикам. В заказе отмечена точная дата доставки товара день Х. Поставщик упаковывает товар, часть заказа, в транспортную тару, указывая на каждой единице тары номер заказа, и доставляет его на склад накануне дня Х. Доступ к товару полностью исключен. Для выполнения этого требования поставщики используют стрейч-пленку, а также специальную упаковочную ленту и шпагат с пломбами, укрепляя товар на паллете.
Задача склада при приемке только проверить целостность упаковочной пленки.
За каждым магазином-заказчиком, использующим на складе метод кросс-докинга, закреплена определенная ячейка, например, на 50 паллетомест. Все части заказа, поступившие для одного покупателя от разных поставщиков, доставляются в зарезервированную за ним ячейку.
В течение дня формируется единый заказ, который на следующий день отправляется по адресу получателя (день Х).
Например, предприятие Звездный (г. Москва), как производственное подразделение компании Хлебный дом по выпуску не только хлеба, но и продуктов глубокой заморозки (подразделение финского концерна FAZER), связано в логистической цепочке и использует услугу кросс-докинга в региональных центрах и, в частности, в Санкт-Петербурге.
- гибкость в компенсации краткосрочного спроса, например, сезонного;
- доступ к квалификации и опыту, который организация не имеет;
- наличие современного оборудования и складских технологий;
- отсутствие крупных капитальных инвестиций;
- доступ к более широкому географическому региону;
- использование экономии от масштаба производства и снижение затрат от складирования;
- снижение затрат на транспортировку при объединении грузов с грузами других организаций;
- снижение рисков менеджмента.
Там, где есть преимущества, есть и недостатки: компании придется смириться с утратой контроля над складом и ростом затрат за оплачиваемые услуги складской деятельности.
Договорные склады это форма использования товарных складов общего пользования, основанная на долгосрочном контракте (а также уникальные и специализированные услуги для одного клиента). Предполагает договор о сотрудничестве, по которому поставщик и клиент разделяют риски, связанные с функционированием склада.
У собственного склада более высокие постоянные издержки, но более низкие операционные затраты (переменные издержки) на единицу продукции, а на складах общего пользования наоборот - низкие постоянные, но более высокие переменные затраты на единицу затрат, что соответственно отразится в более высоком росте общих затрат (TC) по мере роста товарно-материального потока.
На рис. 13 график TC0 представляет зависимость затрат на хранение запасов на складе общего пользования (наемном складе) от прогнозируемого размера грузооборота, а зависимость затрат на хранение запасов на собственном складе от прогнозируемого размера грузооборота представлена на графике линией ТСС.
Функция ТСС определяется суммированием постоянных (FCC) и переменных затрат собственного склада (VCC). Постоянные затраты (FC^ не зависят от грузооборота (хотя постоянные издержки на единицу обрабатываемых грузов с ростом последних снижаются) и к ним относятся расходы на аренду складского помещения (САР) или аренду земли, если склад собственный, амортизация техники (САМ), оплата электроэнергии (СЭЛ), зарплата управленческого состава и специалистов (СЗАР).
'ЗАР FCc - Сар + Сам + Сэл + С:
Переменные затраты собственного склада (?Сс) определяются на базе расценок собственного склада за выполнение логистических операций в зависимости от грузооборота. Затраты наемного склада (или склада ответственного хранения) определяются как переменные затраты (ТСО = ?СО) на основании рыночных тарифных ставок.
Заметим, что если используется склад общего пользования, то возможно сохранение части постоянных затрат на наем, например, постоянной рабочей силы и покупку части оборудования (что было рассмотрено ранее при анализе выбора между арендой склада и услугой ответственного хранения). Как видно, основная выгода при аренде складских помещений состоит в сокращении инвестиционных затрат. Но при передаче складской деятельности на аутсорсинг полностью все затраты становятся переменными.
Сравнение и в первом, и во втором случае необходимо проводить по общим (суммарным) затратам на складскую деятельность при прогнозируемом размере грузооборота, опираясь на актуальные рыночные расценки на подобные услуги.
Зависимость переменных затрат от грузооборота можно определить по формуле:
?С- a x Sn x t,
где:
a тариф (руб.) на услуги наемного склада (хранение и грузообработка) или суточная стоимость одного метра грузовой площади склада;
Sn потребность в площади наемного склада (м2);
t число дней хранения на наемном складе (важно при сезонном хранении и может быть равно годичному хранению в 365 дней).
Sn = (З х Г) / ( T х q),
где:
З размер запаса в днях оборота (дней);
Г годовой грузооборот (тонн/год);
Т число рабочих дней в году;
q нагрузка на 1 м2 площади хранения на наемном складе (т/м2).
Мезонинные стеллажи выполняют в разных вариантах от легких до тяжелых с нагрузками в 1 т/м2.
разгрузку и изготавливаются для одно- или двухстороннего использования.
образование
Следует обратить внимание на размещение груза непосредственно на консоли: если указана максимальная нагрузка на консоль, то это значит, что груз с обозначенной массой должен находиться вплотную к вертикальной стойке консольного стеллажа.
Системы глубинных стеллажей применяются при размещении больших объемов однородного товара на длительное хранение, некритичного к сроку хранения, где необходимо максимально использовать складское пространство, например, в помещениях с жестким микроклиматом промышленных холодильниках. Процент заполнения ячеек в случае набивных или проходных глубинных стеллажей составляет примерно 80-90% от максимально возможного заполнения.
Скорость же грузооборота в системе глубинных стеллажей, по сравнению с фронтальными, остается по-прежнему высокой.
Глубинные стеллажи бывают двух типов: набивные (въездные) и проходные. Металлические глубинные стеллажи набивного или проходного типа представляют собой жесткую конструкцию из рам, внутрь которых загружают по горизонтальным направляющим поддоны с товарами, с шириной прохода между рядами стеллажей обычно 1350 мм.
Основным необходимым требованием в случае набивных паллетных глубинных стеллажей является наличие специальной складской техники по ширине уже коридоров между рядами набивных стеллажей (1350 мм).
Во въездном (набивном) типе ' стеллажей выполняется принцип LIFO: последним загрузили первым забрали, отсутствие проходов между стеллажами позволяет максимально использовать складское пространство.
Эффективность использования площади склада вырастает до 50-60% от общей площади, что на 25% выше, чем при использовании фронтальных паллетных стеллажей. Скорость грузооборота в системе остается очень высокой.
Однако, для того чтобы достать внутреннюю паллету в случае глубинных стеллажей двойной (и более) глубины, сначала нужно выгрузить внешний поддон, что неудобно в случае с продукцией широкой номенклатуры.
Системы паллетных глубинных стеллажей (например, стеллажи двойной глубины) представляют собой комбинацию (сдвоенные ряды) стандартных фронтальных паллетных стеллажей. Однако для работы с глубинными стеллажами чаще всего применяется специальная техника высоко подъемные ричтраки или самоходные электроштабелеры с телескопическими вилами, в некоторых случаях специальные погрузчики.
Система проходных (проездных) глубинных стеллажей (drive-in системы) демонстрирует принцип FIFO, то есть поддон, загруженный в проходной стеллаж последним, выгружен будет соответственно также последним.
по складу с длинными коридорами набивные стеллажи оборудуются направляющими рельсами, а погрузчики боковыми роликами.
Более сложные многоярусные конструкции глубинных стеллажей разбивают по высоте на независимые каналы. Тогда появляется возможность каждый канал дополнительно оснастить направляющими для груза и направляющими для погрузочного механизма.
Однако стоит отметить, что стоимость глубинных стеллажей примерно в два раза выше, чем фронтальных, монтаж также обходится примерно в два раза дороже по причине более сложной конструкции.
Полочные стеллажи наиболее распространенный тип стеллажей. Элементы их конструкции являются основой для других типов.
Они в основном используются для хранения штучного товара, товара в коробках, пластиковых или металлических контейнерах на полках. Полочные стеллажи могут быть выполнены как в стационарном, так и в передвижном вариантах.
Стационарные стеллажи могут быть как одно-, так и многоярусными.
Стреппинг-машины позволяют плотно обвязывать полипропиленовой или полиэстеровой стреппинг-лентой коробки, пачки и другие предметы. Это дает возможность быстро закреплять груз, формировать группы предметов для удобства складирования и транспортировки, минимизировать применения ручного труда.
лентой, например, ленторазматывателей, предназначенных для экономии стреппинг-ленты при упаковке грузов полимерной или стальной лентой.
, максимум трехъярусным хранением. Незаменим при разгрузке/погрузке паллет с автомобилей, если нет оборудованного пандуса.
Отличительная особенность гидравлических штабелеров маневренность, то есть ему достаточно рабочего коридора небольшой ширины.
Ручной штабелер предполагает низкую интенсивность грузопотока, массу груза до 2 т, высоту подъема до 3,0 м.
втором уровне складирования. Это быстро передвигающиеся, маневренные, иногда удлиненные (для сбора нескольких заказов одновременно) машины.
Оператор находится на специальной платформе, откуда удобно и легко он может набирать товар на поддон, продвигаясь вдоль стеллажей.
b. подборщики высокоуровневые (с кабиной для оператора) третий-четвертый уровень складирования. Оператор перемещается в кабине вверх-вниз и вдоль стеллажей одновременно (диагональное перемещение).
Поддон для набора товара находится на вилах, возле оператора, что позволяет быстро комплектовать заказы. При работе в узких проходах комплектовщики оборудуют боковыми
роликами.