Логистика предполагает координацию действий различных служб, связанных с планированием и управлением производством.
Следует особо подчеркнуть, что логистика как составляющая менеджмента это процесс планирования, организации, контроля и управления сквозными материальными (товары), нематериальными (услуги), информационными и финансовыми прямыми и обратными потоками на всех звеньях цепей поставок. Для логистики существенно не то, сколько квадратных метров склада использует предприятие, как далеко и каким видом транспорта возит свою продукцию, а то, насколько эффективно это осуществляется, насколько полно удовлетворяются потребности потребителя и как в конечном итоге это отражается на прибыли предприятия.
Логистика (логистический менеджмент) начинает применяться в экономике только с середины ХХ века (1960-70-е гг.). Это связано с достижениями в области коммуникационных технологий, с возможностью сквозного мониторинга всех элементов материального и информационного потоков.
Принципы, выработанные в военной логистике согласованность, рациональность и точный расчет, стали успешно применяться и в бизнесе.
Содержание понятия логистика применительно к экономической сфере неоднозначно во времени. Можно выделить два принципиальных взгляда на логистику. Согласно первому подходу, логистика рассматривается как управление всеми физическими операциями, выполняемыми при доставке товара от поставщика к потребителю.
Например, логистика складирования, транспортировки. Второй, помимо управления операциями товародвижения, включает маркетинговую составляющую (анализ рынка поставщиков и потребителей, координацию спроса и предложения), а также гармонизацию интересов участников процесса товародвижения или логистику цепи поставок (supply chain management).
В итоге в теории возобладала расширительная трактовка, и была сформулирована концепция так называемой бизнес-логистики, содержащая принцип координации. По определению Совета по менеджменту физического распределения (США), логистика это широкий диапазон деятельности, связанный с эффективным движением конечных единицами.
1.1. Российский рынок логистических услуг
В 2006 г. эксперты оценивали потенциал рынка логистических услуг в России в $120 млрд. Ежегодный прирост составляет от 6 до 7%. По оценке экспертов, в отрасли работает свыше 6000 предприятий.
Что касается рыночной структуры, то на склады приходится примерно 13% потенциала рынка, на экспедиторские услуги 55% и на управление цепочкой поставок 32%.
Потенциал российского рынка логистических услуг оценивается в 120 млрд, долларов США экспедиторских компаний на 44%, а складских операторов около 35%). Поэтому жесткой конкуренции на рынке пока нет.
Среднее значение рентабельности по отрасли за 2006 г. составило примерно 7,5% (разрыв значений от 0,2% до 38%). Положительный показатель рентабельности связан, прежде всего, с эффектом от масштаба производства: чем больше объем предоставляемых услуг, тем ниже издержки, тем больше возможностей для снижения цен, а значит, и для дальнейшего роста объема услуг. Вторым фактором повышения конкурентоспособности фирм является дифференциация услуг компаний, предоставляющих логистические услуги.
Для успешной деятельности в современных условиях конкуренции необходимо, чтобы предлагаемые товары или услуги отличались от товаров и услуг конкурента.
Рейтинг логистических операторов России в определенной мере отразил функциональную структуру ведущих операторов: складские операторы занимают существенные позиции (32%).
Также государственное регулирование направлено на защиту прав потребителей складских услуг и поддерживается принятием госстандартов (например, Постановление 98 от 09.02.2000 Госстандарта РФ о регистрации в Государственном реестре Системы добровольной сертификации услуг товарного склада, а 30.06.2003 Постановление Госстандарта 70 о государственной регистрации Системы добровольной сертификации услуг зернового товарного склада).
Рынок логистических услуг России находится на этапе бурного развития, для которого характерны следующие тенденции:
- увеличивается прозрачность логистических компаний: они согласны предоставлять информацию, которая позволяет строить планы долгосрочного сотрудничества и партнерства;
- взаимоотношения в цепи поставок все чаще носят долговременный характер (контракты заключаются на 3-5 лет);
- развивается межрегиональный доступ к рынкам сбыта;
процесс требует оперативного исполнения заказов, что невозможно без интенсивного оборота складских запасов и обработки грузов.
По прогнозу специалистов в будущем многие склады общего пользования объединятся в партнерства или ассоциации, представляющие полный набор услуг от обработки заказов до их исполнения и окончательной поставки продукции. В дополнение к стандартным складским услугам они предложат управление запасами, транспортное и финансовое обслуживание.
Для развития рынка логистических услуг, например, Минтранс планирует построить принципиально новую логистическую систему. Она включает в себя пятнадцать терминалов с четырьмя управляющими центрами в Мурманске, Новороссийске, Москве и Владивостоке.
Среднегодовые темпы роста регионального рынка складских услуг в РФ (без московского региона) к 2010 г. прогнозируются на уровне 17-18% при опережающем росте публичного предложения качественных складских площадей для аренды или ответственного хранения (свыше 30% годовых). Серьезный фактор повышения значения региональных центров с точки зрения развития транспортно-логистического рынка России выход в регионы российских и западных розничных сетей (пик активности приходится на 20062009 гг.), а также производителей потребительских товаров.
Эта тенденция роста складских площадей не только московского, но и других регионов иллюстрируется приведенной схемой.
Так, активное развитие розничных торговых сетей инициировало создание ими собственных оптовых и распределительных центров.
Первопроходцем здесь стала компания Перекресток (собственный распределительный центр в 10 тыс. кв. м.). Этому примеру последовали и другие сети Пятерочка в Санкт-Петербурге, Дикси в Московской области, а также Седьмой Континент и Копейка.
Не отстают в приобретении или аренде складских мощностей и известные производители бытовой техники. Например, еще в конце октября 2006 года в Московской области двумя корейскими компаниями Samsung Electronics и LG были приобретены собственные складские площади для хранения бытовой техники и мобильных телефонов, а весной 2007 года к ним присоединилась Motorola.
Так, по данным информационно-аналитического портала Арендатор.Ру, еще несколько лет назад общий объем инвестиций в российскую складскую недвижимость не превышал четверти миллиарда долларов США в год, тогда как на конец 2006 года данный показатель составил $3 млрд. Рассмотрим последние тенденции на примере московского региона.
Крекшино, расположенный на Киевском шоссе в 20 км от Московской кольцевой автодороги. В августе 2006 года была введена вторая очередь проекта.
Завершение строительства логистического парка площадью более 130 тыс. м2 прошло в конце 2007 года.
- Складской комплекс класса А Ленинградский терминал. Логистический парк расположен на Ленинградском шоссе в 13 км от Московской кольцевой автодороги.
Общая площадь объекта составит 200 тыс. м2. Сейчас завершается строительство второй фазы.
- Логистический парк класса А Пушкино, который находится на Ярославском шоссе в 15 км от Московской кольцевой автодороги. В 2006 году в рамках проекта введено в эксплуатацию 180 тыс. м2 складских площадей.
Арендаторами в подобных случаях, как правило, выступают логистические операторы и крупные компании.
Еще одной особенностью складского рынка является развитие специализированных складских центров для отраслевых нужд, например, холодильников, что повторяет ранее существующие тенденции в развитии рынка развитых стран. Например, идет проектирование строительства к 2012 г. логистического центра для крупнейшего российского производителя двигателей ракетоносителей и космических систем ФГУП Красноярский машиностроительный завод (Красмаш); Ликероводочный завод Бутурлиновский намерен построить логистический центр класса А строительство начнется в 2009 г.
Эксперты единодушно заявляют, что в складском девелопменте в ближайшие 2-3 года будут доминировать логистические операторы и дистрибуторы. Во-первых, у логистических компаний срок окупаемости склада составляет 4-7 вместо обычных 8-9 лет, во-вторых, их услуги пользуются растущим спросом.
Сегодня в России можно выделить следующие тенденции развития рынка складских услуг:
- высокая инвестиционная активность, в том числе в регионах;
- увеличение числа крупных складских проектов, соответствующих международным стандартам;
- увеличение масштабов строящихся и заявленных складских проектов;
- избирательный подход девелоперов к выбору арендаторов с учетом последующей продажи объекта;
- аренда складских помещений крупными логистическими компаниями, а также формирование практики сделок продажи собственной площади с обратной арендой (sale leaseback);
- заключение долгосрочных предварительных договоров аренды на ранней стадии строительства объектов;
- появление новых крупных провайдеров логистических услуг (Logicon, Monblan, GTI, Cargo Care), а также бурный рост существующих;
- развитие специализированных складских центров для отраслевых нужд.
В связи с этим все большее распространение в мировой практике приобретает аутсорсинг (outsourcing). Термин аутсорсинг обозначает сокращение или отказ от собственного бизнес-процесса, обычно не ключевого (не профильного) и/или не прибыльного для компании, и передачу его специализированным компаниям, что позволяет предприятию сконцентрироваться на его основной деятельности.
Компании могут отдать на аутсорсинг практически любую функцию: от управления людскими ресурсами до логистики, информационного обслуживания, обработки платежных ведомостей и даже производства.
Введем несколько важных определений.
Итак, аутсорсингом логистических услуг называется передача части или всех логистических функций (операций), в основном непроизводственного характера, сторонним логистическим организациям провайдерам логистических услуг (3PL провайдерам).
3PL (Third Party Logistics) компания компания, способная решать все вопросы логистической направленности для своих клиентов: от выполнения отдельных операций в сфере логистики до предоставления комплексных услуг (включая складирование, транспортировку грузов, управление заказами, физическое распределение и пр.) и интегрированного управления логистическими цепочками предприятия клиента (включая оптимизацию бизнес-процессов на протяжении всей цепи поставок); процесс управления грузопотоками, запасами в сети распределения и в цепочках поставок осуществляется от имени клиента, то есть на аутсорсинге.
4PL (Fourth Party Logistics) компания системные логистические интеграторы, основной функцией которых является уже не дистрибуция товаров, а планирование и координация информационных потоков клиента, оптимизация цепочки поставок, включая интеграцию клиентов компании, клиентов и поставщиков.
Современная классификация логистических операторов и их развитие представлены на нижеприведенной схеме. По общим оценкам до трети 3PL операторов не владеют собственными активами, а используют на контрактной основе (аутсорсинг), другие имеют их в собственности или приобретают по лизингу. В основном в развитых странах, 3PL провайдеры являются дочерними компаниями, которые выделились из бизнеса основной родительской организации (компании-экспедитора, компании, оказывающей услуги
Исключение составляют операции по перевозке и доставке внешнеторговых грузов, требующих использования различных видов транспорта и выполнения комплекса специфических логистических услуг.
Масштабы деятельности западных розничных сетей и транснациональных компаний, ориентированных на широкое привлечение услуг ЗРЬпровайдеров, еще не столь велики, чтобы оказывать ощутимое влияние на уровень конкуренции и развитие транспортнологистического рынка России. Как правило, на начальном этапе освоения рынка иностранные компании используют преимущественно собственные или местные логистические ресурсы и лишь при существенном расширении объемов операций начинают привлекать крупных западных операторов.
Многие крупные европейские провайдеры FM-Logistic, Kuehne Ыадеі, Schenker, Exel уже присутствуют на российском рынке. Однако объем их операций относительно невелик.
Основными задачами ближайшей перспективы для большинства западных 3PL-компаний является наращивание активов (включая строительство складов и приобретение транспортных средств), а также адаптация форм и методов работы к условиям российского рынка.
Статистика демонстрирует, что внимание 3PL-операторов привлекают: розничная торговля, электроника, автомобильная промышленность, продовольствие и напитки.
Кроме того, передача логистики на аутсорсинг 3PL-провайдерам позволяет компании извлечь выгоду из их профессионального опыта и возможностей. У компаний, ввозящих товары из-за границы, импорт приводит к большему количеству сложностей в цепи поставок и более длительному времени поставки, что делает использование 3PL-услуг еще более привлекательным.
Например, Национальная логистическая компания (НЛК) обеспечивает услуги 3PL как в Московской области (Colgate), так и в регионах (Mars, Nestle, Объединенные кондитеры).
Используется электронная система штрих-кодирования и обеспечивается ежедневная отправка в магазины вместе с основными заказами.
В ряде случаев, развивая собственную логистику, компании получают значительную экономию на издержках. Однако компания должна располагать значительным объемом свободных средств для инвестирования в непрофильную инфраструктуру. Например, строительство современного логистического комплекса площадью 10 тыс. кв. м обойдется в $5-10 млн. в зависимости от места расположения и типов оборудования.
Кроме того, компания будет вынуждена значительно увеличить количество персонала и решать, связанные с ним проблемы, быть готовой эффективно управлять бизнес-процессами в непрофильной для себя области.
Многие предпочитают инвестировать данные средства в открытие новых торговых точек, выход на новые рынки, создание либо развитие бренда, инновационные разработки и многое другое, что принесет новые доходы, расширение доли рынка.
В качестве примера аутсорсинговой услуги логистических операторов можно привести логистику возвратов сервис, который все больше интересует фирмы в основном из сегмента электроники и бытовой техники. Возвраты достигают 28% в предновогодний период и составляют около 17% в остальное время.
При работе с некондиционным товаром продавцы сталкиваются с необходимостью организации специального подразделения, выделения площадей для хранения некондиционного товара, необходимостью его проверки, сортировки, упаковки/переупаковки, возврата дистрибутору или производителю.
Набирает популярность такой прием, как свободный возврат купленного товара в течение определенного периода времени, что важно для торговли в области одежды и обуви. Все это, несомненно, увеличивает значение предоставления складами услуг добавленной стоимости.
Итак, Россия еще с 2005 года вошла во второй этап развития логистики (логистический аутсорсинг) и за счет сетевого ритейла входит в третий этап интегрального управления логистическими цепочками. Следует отметить, что переход к 3 этапу позволил бизнесу в Восточной Европе снизить логистические издержки на 8,2 %, сократить непрофильные логистические активы на 15,6 %, уменьшить средний цикл заказа продукции с 10,7 до 8,4 дней.
Вместе с тем, по мнению аналитиков, продвижение ЗРЬуслуг на основе аутсорсинга на российском рынке сдерживается не только ограниченным наличием складских комплексов класса А, но и собственно низким качеством организации работы логистических провайдеров, а именно: недостаточной скоростью обработки товаров; отсутствием опыта работы со специфическими товарами; неоправданно большим вниманием к дополнительным услугам с высокой добавленной стоимостью (штрих-кодирование, системы идентификации товаров) и, как следствие, завышенными ставками аренды складских площадей. Это приводит к организации собственных складских комплексов класса А крупнейшими представителями ритейла (например, Техносила в Подмосковье, Эльдорадо в Новосибирске), что также повышает уровень их капитализации.
Выбор в пользу собственного складского комплекса класса А эффективен для крупных региональный компаний.
Пример. Агроторг-Ростов (развивает по франчайзингу сеть магазинов Пятерочка) в мае 2008 г. приступил к строительству собственного логистического комплекса класса А площадью 7500 кв. м в г. Шахты. Инвестиции в проект составят 250 млн. руб. заемных средств.
Срок окупаемости проекта оценивается в 5-7 лет при обороте сети около 200 млн. руб. в месяц. Собственный логистический комплекс, по оценке менеджмента, снизит примерно на 10% затраты на приемку, хранение, сортировку изделий, включая затраты на персонал, оборудование и коммуникации.
Эта ситуация связана с недостатком предложения складов класса А в регионе и высокими ценами на аренду (единственный логоцентр Национальной логистической компании в Батайске, цена аренды в нем 700-800 руб. за 1 кв. м).
Данной стратегии наличия собственных складских комплексов в регионе придерживаются и другие сетевые провайдеры: Магнит (около 250 магазинов в Ростовской области) открыл в Батайске распределительный центр в 16 000 кв. м, Мега-Дон (управляющий сетью Империя продуктов из 60 магазинов) построил в Ростове логистический комплекс площадью 8000 кв. м.
Остановимся на позиции складов и складских услуг в цеп поставок.
Представим простейшую логистическую систему, в которой объектом приложения логистических функций (или логистической деятельности) выступает материальный (товарный) поток, идущий от поставки сырья до поставки продукции потребителю.
10).
Давайте рассмотрим финансовую сторону дела. Вся собственная логистика попадает в фиксированные затраты предприятия (свои склады, транспорт и зарплаты людей, обслуживающих цепочки поставок).
При переходе компании на аутсорсинг вся логистика переходит в раздел переменных затрат (variable costs), что существенным образом снижает постоянную затратную часть и прямо повышает инвестиционную привлекательность предприятия.