d9e5a92d

Раздел III МАКРОЭКОНОМИКА



А. Микроэкономика как часть современной экономической теории
Микроэкономика является одной из важнейших составных частей современной экономической теории. Предмет ее исследования хозяйственная деятельность различных экономических субъектов (их поведение в экономике) и механизм согласования их целей. К экономическим субъектам относятся потребители и производители, рабочие, вкладчики капитала, землевладельцы и т.д., т.е. фактически любые индивидуумы, которые играют значимую роль в функционировании экономики.

Государство также можно отнести к микроэкономике, но только в той части его деятельности, в которой оно выступает как производитель и потребитель материальных благ.
По видам целей и средствам их достижения экономические субъекты в микроэкономике делятся на потребителей (домашние хозяйства) и производителей (фирмы). Цель потребителя максимально возможное удовлетворение своих потребностей; цель производителя максимизация прибыли или другого показателя его деятельности.
Исторические корни микроэкономики уходят в труды экономической классической школы (А. Смит, Д. Рикардо, Ж.Б. Сей, Дж.

Милль и др.), хотя появление микроэкономики следует связывать с неоклассикой (трудами Г. Госсена, К. Менгера, А. Маршалла, Л. Вальраса, В. Парето).
Согласование хозяйственных целей экономических субъектов происходит посредством формирования системы равновесных цен. Отсюда логика изложения микроэкономики отражает логику рыночного ценообразования, а поэтому предметом микроэкономики отдельные экономисты объявляют механизм рыночного ценообразования (рыночный механизм).
В преподавании микроэкономики наряду с вербальным (устным, словесным) изложением предмета широко используются математические методы анализа и графическое представление экономических яв-
84
Глава 4. Рынок. Спрос и предложение

лений, что позволяет плодотворно сочетать глубину и доступность изложения изучаемого материала. Кроме этого здесь также используются научная абстракция, логический, исторический, экономико-статистический и другие методы экономической теории.

Глава 4. Рынок. Спрос и предложение

В процессе исторического развития рыночного (товарного) хозяйства изменялось понимание рынка и рыночного механизма, их сущности, изменялся и сам рынок, его механизм, вырастала их роль в экономике. Изучению этих вопросов посвящена данная глава учебника.

А. Маршалл отмечал необходимость того, чтобы применяемые экономической наукой понятия были четко определены. Для этого нам нужно проследить, как изменялось представление о том или другом понятии в процессе исторического развития, и определить, что же мы сегодня подразумеваем под ними. Важно и другое (по словам А. Маршалла) употребление терминов не должно быть слишком категоричным, чтобы не впасть в бессмысленный спор или что еще хуже допустить ошибку.
1. Понятие рынка и рыночного механизма
Рынок одна из самых распространенных категорий в экономической теории, одно из основных понятий хозяйственной практики и экономической теории. Зачастую понятие «рынок» применяется как всеми известное и не требующее каких-либо пояснений. В действительности имеется самое различное толкование рынка у нас и за рубежом.
Эволюция взглядов на рынок
Первоначально рынок рассматривался как базар, место розничной торговли, рыночная площадь. Объясняется это тем, что появился рынок еще в период разложения первобытного общества, когда обмен между общинами только становился более или менее регулярным, лишь приобретал форму товарного обмена, который осуществлялся в определенном месте и в определенное время. С развитием ремесел и городов торговля, рыночные отношения расширяются, за рынками закрепляются определенные места, рыночные площади.

Такое понимание рынка сохранилось и до наших времен как одно из значений слова.
1. Понятие рынка и рыночного механизма 85
По мере углубления общественного разделения труда и развития товарного производства понятие «рынок» приобретает все более сложное толкование, которое находит отражение в мировой экономической литературе. Так, французский экономист-математик О. Курно считал, что под термином «рынок» следует понимать не какую-нибудь рыночную площадь, а в целом всякий район, где отношения покупателей и продавцов свободны, цены легко и быстро выравниваются. В таком определении рынка сохраняется пространственная его характеристика, но она не является исчерпывающей.


С дальнейшим развитием товарного обмена, появлением денег, товарно-денежных отношений возникает возможность разрыва купли-продажи во времени и пространстве, и характеристика рынка только как места торговли уже не отражает реальность, ибо формируется новая структура общественного производства сфера обращения. В результате появляется новое толкование рынка как обмена, организованного по законам товарного производства и денежного обращения, как формы товарно-денежного обмена.
Если рассматривать рынок со стороны субъектов рыночных отношений, возникают новые определения рынка как совокупности покупателей (Ф. Котлер в кн. «Основы маркетинга») или всякой группы людей, вступающих в тесные деловые отношения и заключающих крупные сделки по поводу любого товара (Джевонс А. Маршалл в кн. «Принципы экономической теории»).
Но это всего лишь одна сторона рынка, такие определения рынка неполны, так как не охватывают всю совокупность субъектов рыночных отношений (производителей, потребителей и посредников), не включают отношения производства, распределения, потребления в сфере обращения.
Рынок сегодня рассматривают как тип хозяйственных связей между субъектами хозяйствования. Существуют два типа хозяйственных связей:
1) натурально-вещественные, безвозмездные, в соответствии с объемом и структурой потребностей;
2) товарные связи, осуществляемые посредством рынка.
Характерными чертами последнего типа отношений являются взаимные соглашения обменивающихся сторон, эквивалентная возмезд-ность, свободный выбор партнеров, наличие конкуренции. Товарные (рыночные) связи возможны только на основе свободной купли-продажи товаров и услуг. Прямое жесткое фондирование, использование
86
Глава 4. Рынок. Спрос и предложение

карточек и другие ограничения (в виде выездной торговли и т.д.) свидетельствуют о деформации рыночных связей.

Отсюда можно дать следующее определение рынка.
Рынок это конкурентная форма связи между хозяйствующими субъектами.
Внешне, на поверхности рынок выражает связь между продавцами, посредниками-торговцами и покупателями. При более глубоком понимании, принимая во внимание воспроизводственный аспект, рынок выступает как форма конкурентной связи между производством и потреблением.
С таким определением рынка тесно связано еще одно его понимание: рынок это общественная форма организации и функционирования экономики, при которой обеспечивается взаимодействие производства и потребления без посреднических институтов, регулирующих деятельность производителей и потребителей.
В экономической системе в целом взаимодействуют три самостоятельные хозяйственные подсистемы: государство, натуральное хозяйство (когда вся произведенная продукция потребляется внутри хозяйства, например личное подсобное хозяйство) и рынок ( 4.1).
В зависимости от тога, какая подсистема имеет наибольший удельный вес, характеризуется и вся экономическая система: если преобла-
Рынок как самостоятельная
подсистема хозяйствования
Государство как подсистема хозяйствования
Натуральное
хозяйство как подсистема
Рис 4.1. Структура экономической системы смешанной экономики
1. Понятие рынка и рыночного механизма
87
дает рынок, то и система рыночная, так возникает рыночная экономика; если преобладает государство, то и система адмнистратив-но-командная; если преобладает натуральное хозяйство, то такова и система в целом.
Сущность и функции рынка
Суть рыночных отношений сводится к возмещению затрат продавцов (товаропроизводителей и торговцев) и получению ими прибыли, а также удовлетворению платежеспособного спроса покупателей на основе свободного взаимного соглашения, эквивалентности и конкурентности. Именно это и составляет родовые, сущностные черты рынка. Материальная основа рыночных отношений движение товара и денег.

Но так как рынок функционирует в определенной экономической системе и в своем развитии превращается в самостоятельную подсистему, то это не может не вызвать специфику в формах его проявления (различный удельный вес рыночных отношений во всей экономической системе, различная организация рынка, различные формы, методы и размеры регулирования рынка и т.д.).

Наличие специфических черт у рынка (ассортимент товаров, организация рынка, традиций и т.д.) позволяет говорить о московском, российском, американском, японском и других рынках.
Сущность рынка в главных его экономических функциях, выражающих основное назначение данной категории и отражающих ее сущность ( 4.2).
Регулирующая
Стимулирующая
Ценообразующая (эквивалентная)
Контролирующая
Интегрирующая
Функции рынка
Посредническая
Информационная
Экономичности
Реализации интересов рыночных субъектов



Содержание раздела