А. Микроэкономика как часть современной экономической теории
Микроэкономика является одной из важнейших составных частей современной экономической теории. Предмет ее исследования хозяйственная деятельность различных экономических субъектов (их поведение в экономике) и механизм согласования их целей. К экономическим субъектам относятся потребители и производители, рабочие, вкладчики капитала, землевладельцы и т.д., т.е. фактически любые индивидуумы, которые играют значимую роль в функционировании экономики.
Государство также можно отнести к микроэкономике, но только в той части его деятельности, в которой оно выступает как производитель и потребитель материальных благ.
По видам целей и средствам их достижения экономические субъекты в микроэкономике делятся на потребителей (домашние хозяйства) и производителей (фирмы). Цель потребителя максимально возможное удовлетворение своих потребностей; цель производителя максимизация прибыли или другого показателя его деятельности.
Исторические корни микроэкономики уходят в труды экономической классической школы (А. Смит, Д. Рикардо, Ж.Б. Сей, Дж.
Милль и др.), хотя появление микроэкономики следует связывать с неоклассикой (трудами Г. Госсена, К. Менгера, А. Маршалла, Л. Вальраса, В. Парето).
Согласование хозяйственных целей экономических субъектов происходит посредством формирования системы равновесных цен. Отсюда логика изложения микроэкономики отражает логику рыночного ценообразования, а поэтому предметом микроэкономики отдельные экономисты объявляют механизм рыночного ценообразования (рыночный механизм).
В преподавании микроэкономики наряду с вербальным (устным, словесным) изложением предмета широко используются математические методы анализа и графическое представление экономических яв-
84
Глава 4. Рынок. Спрос и предложение
лений, что позволяет плодотворно сочетать глубину и доступность изложения изучаемого материала. Кроме этого здесь также используются научная абстракция, логический, исторический, экономико-статистический и другие методы экономической теории.
Глава 4. Рынок. Спрос и предложение
В процессе исторического развития рыночного (товарного) хозяйства изменялось понимание рынка и рыночного механизма, их сущности, изменялся и сам рынок, его механизм, вырастала их роль в экономике. Изучению этих вопросов посвящена данная глава учебника.
А. Маршалл отмечал необходимость того, чтобы применяемые экономической наукой понятия были четко определены. Для этого нам нужно проследить, как изменялось представление о том или другом понятии в процессе исторического развития, и определить, что же мы сегодня подразумеваем под ними. Важно и другое (по словам А. Маршалла) употребление терминов не должно быть слишком категоричным, чтобы не впасть в бессмысленный спор или что еще хуже допустить ошибку.
1. Понятие рынка и рыночного механизма
Рынок одна из самых распространенных категорий в экономической теории, одно из основных понятий хозяйственной практики и экономической теории. Зачастую понятие «рынок» применяется как всеми известное и не требующее каких-либо пояснений. В действительности имеется самое различное толкование рынка у нас и за рубежом.
Эволюция взглядов на рынок
Первоначально рынок рассматривался как базар, место розничной торговли, рыночная площадь. Объясняется это тем, что появился рынок еще в период разложения первобытного общества, когда обмен между общинами только становился более или менее регулярным, лишь приобретал форму товарного обмена, который осуществлялся в определенном месте и в определенное время. С развитием ремесел и городов торговля, рыночные отношения расширяются, за рынками закрепляются определенные места, рыночные площади.
Такое понимание рынка сохранилось и до наших времен как одно из значений слова.
1. Понятие рынка и рыночного механизма 85
По мере углубления общественного разделения труда и развития товарного производства понятие «рынок» приобретает все более сложное толкование, которое находит отражение в мировой экономической литературе. Так, французский экономист-математик О. Курно считал, что под термином «рынок» следует понимать не какую-нибудь рыночную площадь, а в целом всякий район, где отношения покупателей и продавцов свободны, цены легко и быстро выравниваются. В таком определении рынка сохраняется пространственная его характеристика, но она не является исчерпывающей.
Но так как рынок функционирует в определенной экономической системе и в своем развитии превращается в самостоятельную подсистему, то это не может не вызвать специфику в формах его проявления (различный удельный вес рыночных отношений во всей экономической системе, различная организация рынка, различные формы, методы и размеры регулирования рынка и т.д.).
Наличие специфических черт у рынка (ассортимент товаров, организация рынка, традиций и т.д.) позволяет говорить о московском, российском, американском, японском и других рынках.
Сущность рынка в главных его экономических функциях, выражающих основное назначение данной категории и отражающих ее сущность ( 4.2).
Регулирующая
Стимулирующая
Ценообразующая (эквивалентная)
Контролирующая
Интегрирующая
Функции рынка
Посредническая
Информационная
Экономичности
Реализации интересов рыночных субъектов