d9e5a92d

Характер безвозмездной помощи различен.



Структура государственных расходов в каждой стране имеет свои особенности. Они обусловлены не только национальными традиция-Ми, организацией образования и здравоохранения, но главным образом характером административной системы, структурными особенно-
^Tl
390 Глава 15, Государственные расходы и налоги. Бюджетно-налоговая политика
стями экономики, развитием оборонных отраслей, численностью армии и др.
Первое место в бюджетных расходах должны занимать социальные статьи. В этом проявляется главная цель бюджетной политики, как и всей государственной экономической политики вообще, стабилизация, укрепление и приспособление существующего социально-экономического строя к меняющимся условиям. Эти расходы призваны смягчить дифференциацию социальных групп, неизбежно свойственную рыночному хозяйству, обеспечить национальную экономику квалифицированной и здоровой рабочей силой, следовательно, увеличить национальное богатство страны.
К числу важнейших статей государственных расходов относятся затраты, связанные с созданием наиболее благоприятных предпосылок для функционирования производственных секторов экономики. Государство выступает катализатором развития НТП: инновационных технологий, повышения конкурентоспособности национальной продукции на внешних рынках.
Во многих странах особое значение приобретают расходы на развитие аграрного производства, изменение его социального статуса и роли в обеспечении хозяйства сырьем и продовольствием. Характер этой безвозмездной помощи различен. В развитых странах, например в США, государство выплачивает премии фермерам за сокращение производства зерна и некоторых других видов сельхозпродукции.
В переходной экономике России аграрные субсидии государства направлены на поддержание фермерских хозяйств, их техническое оснащение и защиту.
Значительный удельный вес по-прежнему у военных расходов. Рассматривая военные расходы, необходимо учитывать не только прямые, но и косвенные затраты, к числу которых относятся выплаты процентов по военным долгам, пенсии и пособия инвалидам войн, ветеранам и т.д.
Определенное место в расходных статьях бюджета отводится на расходы по обслуживанию внутреннего и внешнего государственного долга, материальное обеспечение внешнеполитических связей и содержание аппарата управления.
Расходы бюджета на кредитование экспорта, страхование экспортных кредитов и иностранного инвестирования, ввозимого и вывозимого капитала, стимулируют экспорт на долгосрочную перспективу, оп-
1. Государственные (или правительственные) расходы и госбюджет 391
тимизируют сальдо платежного баланса страны, открывают возможность освоения новых зарубежных рынков, способствуют повышению авторитета и укреплению национальной валюты.
Часть расходов государство использует для обеспечения поставок на внутренний рынок зарубежных товаров.
Расширение функций государства сопровождается тем, что масштабы государственных расходов увеличиваются темпами, значительно превышающими темпы роста ВЫП. Например, в США государственные расходы в XX столетии выросли более чем в 350 раз.
Бюджетный дефицит и государственный долг
Идеальное исполнение государственного бюджета это полное покрытие расходов доходами и образование остатка средств, т.е. превышение доходов над расходами.
Доходы государственного бюджета на 85% формируются за счет налоговых поступлений, прибыли казенной промышленности, поступлений от приватизации собственности и т.д.
Превышение расходов над доходами ведет к образованию бюджетного дефицита.
Бюджетный дефицит по установившимся международным стандартам не должен превышать 5% ВВП. Покрывается он внутренними и внешними государственными займами в виде продаж государственных ценных бумаг, займов у внебюджетных фондов (фондов страхования по безработице, пенсионного фонда), а также путем дополнительной эмиссии денег. К последнему средству правительства прибегают особенно часто в критических ситуациях во время войны, длительного кризиса.

Широко практикуется избыточная эмиссия денег в развивающихся странах, особенно в ряде государств Латинской Америки и Африки, а в последнее время в России и других странах СНГ.


Последствия такой эмиссии общеизвестны. Развивается неконтролируемая инфляция, подрываются стимулы для долгосрочных инвестиций, раскручивается спираль «цены заработная плата», обесцениваются сбережения населения, воспроизводится бюджетный дефицит.
В случае финансирования дефицита госбюджета за счет денежной эмиссии государство получает особый доход (доход от печатания денег), так называемый сенъораж. Он возникает при превышении прироста денежной массы над приростом реального ВНП, что приводит к
1
392 Глава 15. Государственные расходы и налоги. Бюджетно-налоговая политика
повышению среднего уровня цен. В результате этого все экономические агенты платят своеобразный налог и часть их доходов перераспределяется в пользу государства через механизм повышения цен.
Если дефицит госбюджета финансируется за счет выпуска государственных займов, то это ведет к росту рыночной ставки банковского процента. А рост последней приводит к удорожанию кредитов и к уменьшению объема инвестиций, что снижает стимулирующий эффект фискальной политики.
Государственные займы менее опасны, чем эмиссия, но они оказывают негативное воздействие на экономику страны еще и тем, что ведут к государственному долгу и последующему нарастанию долговых последствий.
Государственный долг неизбежное порождение дефицита бюджета, причины которого связаны со спадом производства, ростом предельных издержек, необеспеченной эмиссией денег, возрастанием затрат по финансированию военно-промышленного комплекса, ростом объемов теневой экономики, непроизводственных расходов, потерь, хищений и т.д.
Со временем текущие займы превращаются в долги. Поэтому государства, имеющие большие долги, вынуждены постоянно к ним прибегать для погашения процентов по долгу. Покрывая старые долги, государство прибегает к еще большим займам.

Критическим моментом, угрожающим стабильности экономики и нормальному денежному обращению, считается ситуация, когда задолженность превышает величину годового ВНП более чем в 2,5 раза.
Государственный долг подразделяется на внутренний и внешний. Внутренний долг представляет собой величину задолженности своим гражданам и предприятиям. Он существует в виде суммы выпущенных и непогашенных долговых обязательств.
Внешний долг задолженность гражданам и организациям иностранных государств. Это наиболее тяжелый долг, поскольку по нему государство связано рядом целевых обязательств, с одной стороны, а с другой стороны, при его погашении приходится рассчитываться ценными товарами и платить большие проценты.
Россия вступила в третье тысячелетие со значительным грузом внешних обязательств. На январь 2000 г. вместе с процентами внутренний и внешний долг России достиг 140 млрд долл. Необходимость обслуживать накопленные долги еще долго будет определять развитие российской экономики (табл.

15.2).
I
2. Налоги: сущность, виды, функции
393
Таблица 15.2. Динамика погашения и обслуживания внешнего долга России в 19992005 гг., млрд долл.
Год
1999
Всего
17,05
В том числе:

погашение

основного

долга
8,01
выплата

процентов
9,04
2000
2001
2002
2003
2004
2005
15,2
14,58
14,61
20,49
14,72
15,9
6,89
6,55
6,89
13,19
8,01
9,65
8,31
8,03
7,72
8,32
6,71
6,25
Истопник: Бюро экономического анализа. Информационно-аналитический бюллетень. 1999.

Июнь. № 15. С. 12.
2. Налоги: сущность, виды, функции
Главной статьей бюджетных доходов являются налоги, взимаемые как центральными, так и местными органами власти.
Налог это принудительно изымаемые государством или местными властями средства с физических и юридических лиц, необходимые для осуществления государством своих функций.
Исторически налоги возникли с разделением общества на классы и появлением государства. Это взносы граждан для содержания публичной власти. Ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у подданных забирают, и той, которую оставляют им, писалось в прошлом.
Анализируя понятие налога, следует особо подчеркнуть, что это обязательный платеж, не зависящий от прихоти налогоплательщика. Таким образом, налог имеет принудительный характер, что коренным образом отличает его от добровольных пожертвований. Следующая характерная черта налога он может взиматься только на установленных законодательством основаниях.
Чрезвычайно важно помнить, что налоги это платежи, не предполагающие встречного исполнения обязательств за какую-либо услугу. Безэквивалентность налога не означает, что налогоплательщик вовсе не получит каких-либо благ от государства. Подобная компенсация может быть в форме организации государством бесплатного обучения, медицинской помощи и т.д.
Таким образом, налоги характеризуются следующими основными признаками: обязательностью, отсутствием специальной возмездно-сти, взиманием на основе законодательных актов, всеобщностью.
394 Глава 15. Государственные расходы и налоги.



Содержание раздела