В слаборазвитых экономиках высокая доля сферы услуг часто связана с неразвитостью материального производства. В таких странах, особенно небольших, основная часть населения занята в традиционной сфере обслуживания - торговле, общественном питании, гостиничном бизнесе.
Услуги - это товар, ибо они производятся для продажи, но товар особый, отличный от товара в его натурально-вещественной форме. В отличие от товара услуги, как правило, невидимы, неосязаемы, не подлежат хранению и накапливанию. Как говорится, услуги - это чаще всего то, что можно продать, но нельзя уронить.
Однако имеются и исключения; некоторые услуги вполне осязаемы (например, компьютерная программа на дискете), видимы (стрижка), поддаются хранению (услуги телефонного автоответчика), не всегда требуют прямого взаимодействия продавца и покупателя (выдача денег по дебиторской карточке). Торговля товарами - это торговля видимыми товарами, торговля услугами - это торговля невидимыми товарами, "невидимая торговля".
Экспорт услуг не обязательно сопровождается вывозом самой услуги и пересечением границы. В отличие от товара, торговля которыми не связана с их производством, торговля услугами связана с их производством. Многие услуги относятся к неторгуемым товарам; однако некоторые услуги становятся торгуемыми, если они предоставляются нерезиденту, т.е. жителю другой страны.
Экспорт услуги означает ее продажу нерезиденту, импорт - получение услуги он нерезидента. Экпортные доходы от продажи услуг включают поступления, полученные от нерезидентов; расходы по импорту услуг включают платежи за услуги, полученные от нерезидентов.
Продажа услуги обычно требует непосредственного контакта продавца с покупателем, перемещения того или другого. Например, туристский бизнес связан не с вывозом услуг, а с привлечением покупателей услуг. Интернет расширяет возможности получения иностранных образовательных, медицинских и иных услуг.
Производство услуг чаще всего объединено с их экспортом (продажей нерезиденту) в рамках одного контракта и требует непосредственной встречи покупателя и продавца, при этом либо покупатель приезжает к продавцу, либо наоборот, или они движутся навстречу друг другу.
В международный оборот пока еще поступает незначительная часть услуг, которые широко торгуются на месте. В международном обмене доля услуг в 4-5 раз ниже товарной торговли. Международный рынок услуг расширяется за счет либерализации национальных рынков услуг, т.е. за счет допущения нерезидентов (иностранного капитала) в различные сферы деятельности, относящиеся к услугам.
Для России, в частности, актуальным является вопрос допущения иностранного капитала в банковское и страховое дело.
К услугам, которые являются предметом международной торговли (торгуемым) и включаются в текущие статьи платежного баланса, относятся виды услуг, приводимые в следующей класификации.
Классификация торгуемых услуг
Услуги делятся на факторные и нефакторные. Факторные услуги - это доходы и платежи, возникающие в связи с международным движением факторов производства. Это платежи за использование капитала - проценты, дивиденды, прибыль, платежи за использование земли - роялти, за технологию - лицензионные платежи, за труд - зарплата и другие выплаты нерезидентам.
К нефакторным услугам относятся все другие услуги.
Международные сделки с услугами различаются и по перемещению производителя или потребителя. Например, туризм требует перемещения потребителя; прямые иностранные инвестиции требуют перемещения производителя; предоставление компьютерных услуг нерезиденту не требует перемещения ни производителя, ни потребителя.
В структуре мирового экспорта услуг преобладают поездки - около 30%; велик удельный вес грузовых транспортных услуг - более 10% и прочих транспортных услуг - 15%; прочие услуги, оказываемые частным сектором, составляют около 40%, государственными организациями - менее 5%. Наиболее динамично развивается рынок информационных услуг, где действуют владельцы банков данных и посредники. Это связано и с удешевлением 1 бита информации в тысячи раз и с растущим спросом на информацию для выработки рыночной стратегии фирмы, разработки долгосрочных программ.
Повышение спроса на информацию вызвано общим усложнением структуры управления компаниями, необходимостью принятия ими аргументированных решений на основе прогнозной информации. В информационный рынок входят все виды информации, в том числе деловая, правовая, экологическая, медицинская, потребительская.
Предоставление услуг в большинстве случаев происходит одновременно с продажей товара или осуществлением инвестиций в ту или иную страну.
Значительная часть услуг поступает нерезидентам через инвестиции, т.к. в большинстве случаев предоставление услуг требует присутствия поставщика в стране потребления, в связи с чем продавец создает сеть предприятий и учреждений в принимающей стране. Посредством заграничных инвестиций осуществляется прямой экспорт услуг и предоставление услуг филиалами на месте. Большую роль в экспорте услуг играют ТНБ и ТНК, которые диверсифицируют свою деятельность, в том числе и посредством расширения сферы услуг.
Экспорт услуг начал возрастать с 1970-х гг. По некоторым оценкам, международная торговля услугами удваивается каждые 7-8 лет. За 1970-1990 гг. он увеличилcя в 12 раз и составил 811 млрд. долл., или 23,6% мирового экспорта товаров.
В 1995 г. доходы от экспорта услуг достигли 1,17 трлн. долл. - 22,8% мирового экспорта товаров. В 2000 г. доходы только развитых стран от экспорта услуг равнялись 1,18 трлн. долл. (28% экспорта товаров этих стран), расходы по импорту услуг составили 1,08 трлн. долл. (24,5%).
В экспорт-импорт услуг включаются платежи по нетоварным коммерческим сделкам, которые заключаются между резидентами двух и более стран и отражаются в платежном балансе. Эти данные не дают полного представления о международном обмене услугами, ибо не все доходы-расходы по услугам нерезидентам включаются в платежный баланс и не все услуги отражаются в соответствующих статьях.