d9e5a92d

Предприятия в условиях несовершенной конкуренции


Принцип максимизации прибыли

  • Объем производства в условиях совершенной конкуренции
  • Предприятия в условиях несовершенной конкуренции

Экономическая прибыль, к которой стремится каждая фирма в коротком периоде, может быть большей или меньшей в зависимости от разности между валовым доходом и валовыми издержками. Чтобы можно было определить объем производства, при котором максимизируется прибыль, необходимо сравнить данные о доходах и данные об издержках.
     Существуют два дополнительных подхода (принципа) к определению уровня производства, при котором конкурентная фирма будет получать максимальную прибыль при минимальных издержках и минимальных убытках. Первый принцип предполагает сравнение валового дохода и валовых издержек; второй - это сравнение предельного дохода и предельных издержек.

  • Каждый предприниматель, начиная свое дело, должен с самого начала иметь ответ на два следующих вопроса:
  • Стоит ли заниматься производством товаров или услуг, производить ли вообще?
  • Если производить, то сколько, какое количество продукции?

Ответ на эти вопросы зависит от тех условий, в которых действует фирма. Имеются в виду условия конкретного рынка: масштабы спроса, острота конкурентной борьбы, доступность экономических ресурсов. Существуют различные виды рынков, рыночных структур, но условно все их многообразие подразделяется на четыре основных типа рыночных структур: совершенная (чистая) конкуренция, чистая монополия, монополистическая конкуренция, олигополия. Эти типы рынков были рассмотрены в теме 3.
     Проблему определения оптимальных объемов производства мы рассмотрим для условий совершенной конкуренции. Большинство выводов будут применимы и для других рыночных условий, в том числе и для монопольной структуры рынка.
     Один из очевидных ответов на первый вопрос, производить или нет, заключается в следующем. Производить, если доход предприятия превышает расходы, то есть если валовые издержки меньше валового дохода.
     Ответив положительно на первый вопрос, для фирмы не менее важным является вопрос, сколько производить? В этом случае фирме следует производить такой объем продукции, при котором она максимизирует прибыль или минимизирует убытки.
     В течение короткого периода времени фирма может соединить постоянные мощности с изменяющимся объемом используемых ресурсов. В данном случае меняется объем затрат на единицу производимой продукции в зависимости от общего объема производства. Здесь проявляется закон убывающей отдачи, или, как его еще называют, закон убывающего предельного продукта. С определенного момента последовательное присоединение переменного ресурса к постоянному дает уменьшающийся добавочный или предельный продукт в расчете на каждую последующую единицу присоединяемого переменного ресурса.

Предельный продукт, умноженный на цену продукции, приносит фирме предельный доход.
Дополнительные издержки (МС), связанные с производством еще одной единицы продукции, называются предельными издержками.
Предельный доход (ТR) представляет собой дополнительный доход, получаемый при производстве дополнительной единицы продукции.
Величина предельных издержек связана с предельной производительностью труда. Их взаимосвязь отражается в следующем правиле: предельные издержки на производство каждой дополнительной единицы продукции будут снижаться до тех пор, пока предельная производительность труда каждого дополнительного рабочего будет возрастать.
     Вместе с тем, на определенном уровне затрат переменных издержек, то есть при производстве определенного объема продукции, вступает в действие закон убывающей отдачи. В этом случае производство дополнительной единицы продукции будет связано с возрастающими издержками, а значит, и с уменьшением прибыли предприятия. Очевидно, в этом случае нет смысла наращивать объемы производства и производить тот объем производства, который приносит максимальную прибыль.
      Следует указать, что закон убывающей отдачи основан на предположении, согласно которому все единицы переменных ресурсов, в данном случае речь идет о количестве рабочих, качественно однородны. То есть предполагается, что каждый добавочный рабочий обладает такими же профессиональными знаниями, образованием, квалификацией, трудовыми навыками. Предельный продукт начинает убывать не потому, что нанятые позднее рабочие оказались менее квалифицированными, а потому, что относительно большее количество занято при той же величине имеющихся капитальных фондов (см.



5.3).
     Спрос и предложение в рыночной экономике представляют собой два важнейших фактора, влияющих на объем производства фирм, возможные издержки производства и величину полученных доходов. Поведение самой фирмы, выбор стратегии развития, размер спроса на ресурсы и величины предложения собственных товаров зависят от типа рынка, на котором она действует. Наиболее важным условием, влияющим на функционирование фирм, является степень развития на нем конкурентных отношений между товаропроизводителями.
Объем производства в условиях совершенной конкуренции На рынке совершенной конкуренции действует множество производителей, лишенных каких-либо рычагов навязывания своей воли потребителям в форме диктата, в установлении уровня цен на свои товары и услуги.
     Основной целью деятельности конкурентной фирмы является максимизация прибыли. Как было отмечено ранее, прибыль представляет собой разницу между совокупным доходом и совокупными издержками за период продаж:
П = TR - TC = PQ - TC,

  • где П - прибыль,
  • TR - совокупный доход (выручка),
  • PQ - цена, умноженная на количество произведенной продукции,
  • TC - совокупные издержки.

Другими словами, в условиях совершенной конкуренции важнейшие решения фирмы по управлению своими делами связаны, прежде всего, с установлением оптимального объема производства, то есть такого объема производства, который приносит наибольшую прибыль.
     Максимизация прибыли, в частности, происходит при условии, что цена превышает величину средних совокупных издержек (P ATC min). Максимизация прибыли подчиняется определенным правилам. Это правило заключается в том, что посредством выпуска продукции повышается прибыль только в том случае, если доход от продаж дополнительной единицы продукции превышает издержки производства данной единицы, т.е. если предельный доход (MR) больше предельных издержек (MC).
     Напротив, когда издержки, связанные с выпуском еще одной единицы продукции, выше приносимого за счет ее реализации дохода (MR MC), то, произведя соответствующую порцию товара, фирма лишь сокращает свою прибыль или увеличивает убытки.
     Очевидно, что в этих условиях максимальная прибыль будет достигнута при том объеме производства, когда предельные издержки сравняются с предельным доходом. На 5.4 кривая предельных издержек в своем возрастании пересечет кривую предельного дохода, т.е. сравняется с ней. Другими словами, прибыль растет при приближении к точке равенства предельных издержек и дохода с любой стороны.

А, следовательно, максимум прибыли достигается в самой точке.


5.4
Эту закономерность в экономической науке принято называть правилом максимизации прибыли. Согласно ему, максимизация прибыли (минимизация убытков) достигается при объеме производства, соответствующей точке равенства предельного дохода и предельных издержек. Отметим, что указанное правило справедливо не только для условий совершенной конкуренции, но и для других типов рынка.
Фирма будет максимизировать прибыль, поддерживая величину выпускаемой продукции на таком уровне, когда предельный доход будет равен предельным издержкам при том условии, что цена продукции превышает средние совокупные издержки.
MR = MC (P ATC)
В рыночной экономике в условиях ограниченных ресурсов их распределение осуществляется так, чтобы максимизировать удовлетворение общественных потребностей. Этой же цели благоприятствует стремление производителей товаров использовать эти ресурсы с наибольшей эффективностью. Таким образом, в микроэкономическом анализе понятие "эффективность" подразделяется на две части - это эффективность производства и эффективность распределения ресурсов.

Они находятся в тесной взаимосвязи.
     Обеспечение безубыточности функционирования фирмы или достижения средней прибыли, или ориентация на получение максимальной прибыли требует не только глубокого анализа текущих цен на различные факторы производства и готовую продукцию, но и управление этими ценами.
     Фирмы-монополисты или предприятия на олигополистическом рынке стремятся установить цену на свои товары с таким расчетом, чтобы они обеспечивали ей желанный объем прибыли. Предположим, что фирма назначает на свою продукцию цены с таким расчетом, чтобы получить максимум прибыли на вложенный капитал. Методика расчетов на получение целевой прибыли основывается на графике безубыточности.


5.5
Этот метод позволяет в наглядной форме отразить движение не только валовых издержек (ТС), но и изменение объема производства (Q) и валового дохода (ТR) от реализации продукции, величины прибыли. На графике ( 5.5) представлены общие издержки и ожидаемые общие поступления прибыли при разных уровнях объема продаж.



Содержание раздела