d9e5a92d

Обеспечение безубыточности


     Для обеспечения безубыточности, т.е. для покрытия валовых издержек поступлениями, фирма должна производить как минимум Q1 или Q2 товарных единиц и продать их по определенной цене. Для получения максимальной прибыли ей необходимо произвести и продать Q3 товарных единиц по цене P за штуку. Исходя из поставленных целей, то есть масштабов намечаемой прибыли, фирма и определяет цену своей продукции и ее объем.
     Такой метод ценообразования на основе анализа безубыточности и обеспечения целевой прибыли требует от фирмы разных вариантов установления цен, исходя из складывающейся обстановки на рынке соответствующих товаров. Все большее число фирм при определении цены товаров исходят из ощущений ценности своих товаров. Основным фактором ценообразования они считают не только издержки фирмы, а покупательское восприятие потребительских качеств продаваемого товара. Для формирования в сознании потребителей представления о ценности товара они используют целый комплекс маркетинговых мероприятий, главными из которых являются неценовые воздействия на покупателя.

К неценовым факторам, как известно, относятся качество, долговечность, модность, престижность соответствующей продукции. Предприятия в условиях несовершенной конкуренции В условиях несовершенной конкуренции производитель может воздействовать на рыночную цену, чего не наблюдается в условиях совершенной конкуренции.
     Как же ведет себя фирма-монополист при определении цены и оптимальных размеров производства? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо вспомнить общие черты несовершенной конкуренции, рассмотренные в теме 3.
     При несовершенной конкуренции значительная доля рынка принадлежит отдельным предпринимателям, имеет место наличие барьеров проникновения в данную отрасль со стороны других фирм, неоднородность производимой продукции, неадекватность рыночной информации. Все эти факторы в отдельности или вместе взятые нарушают рыночное равновесие и с точки зрения равенства спроса и предложения.

  • К примеру, единственный производитель определенной продукции или группа объединившихся фирм в состоянии поддерживать завышенные цены на соответствующую продукцию, не рискуя потерять клиента:
  • Одним из критериев несовершенной конкуренции является понижение цен с ростом выпуска продукции фирмы. Экономический смысл этой закономерности состоит в том, что большие объемы продукции фирма может реализовать с помощью политики снижения цены.
  • Другой общей закономерностью рынков несовершенной конкуренции является наличие предела роста валового дохода (TR) фирмы. Напомним, величина валового дохода равна произведению цены на объем реализованной продукции: TR = PQ.
  • Третьей общей чертой рынков несовершенной конкуренции является падение предельного дохода фирмы при снижении цены на ее продукцию. При этом предельный доход фирмы-монополии меньше цены единицы продукции (при всех уровнях производства кроме первого). В чем причина такой закономерности изменения предельного дохода можно пояснить с помощью следующего числового примера (см. табл. 5.2).
Таблица 5.3. Предельный доход фирмы в условиях несовершенной конкуренции
Выпуск продукции Q
Цена P
Валовой доход TR
Предельный доход MR
1
10
10
10
2
9
18
8
3
8
24
6
4
7
28
4
5
6
30
2
6
5
30
0

Таблица свидетельствует о том, что, скажем, выпуская третью единицу продукции и продавая ее по более низкой цене 8 руб., фирма дополнительно за нее получит 8 руб. Однако продается не только третья единица, но и две предыдущие (8х3 = 24), но по более низкой цене; при этом теряется доход в размере 2 руб. Таким образом, получается, что дополнительный доход равен 6 руб. при цене 8 руб. за единицу продукции.
     В более общей форме можно сказать: падение предельного дохода вызвано тем, что продажа дополнительной единицы продукции по более низкой цене не только увеличивает доход на величину ее стоимости, но и сокращает его на величину удешевления всех предыдущих единиц.

  • Несовершенная конкуренция предполагает существование следующих видов рынков:
  • рынок чистой монополии,
  • рынок монополистической конкуренции,
  • рынок олигополии.


Поведение чистой монополии на рынке несовершенной конкуренции характеризуется тем, что монополия может возникнуть и существовать благодаря контролю над ценами, а также благодаря использованию методов нечестной конкуренции, неэкономических приемов ведения конкурентной борьбы. Оттеснив соперников, фирма-победитель становится монополистом и поддерживает свое монопольное положение, пользуясь своими возможностями.
     Посмотрим на примере, что происходит с монополией под воздействием изменения цен на выпускаемую продукцию (см. табл. 5.4).

Таблица 5.4. Изменение объемов производства, цены, предельного дохода и прибыли в условиях монополии
Количество
Цена
Валовой доход
Предельный доход
Средние валовые издержки
Валовые издержки
Предельные издержки
Прибыль(+)убытки (-)
0
172
0
-
-
100
-
- 100
1
162
162
162
190
190
90
- 28
2
152
304
142
135
270
80
+ 34
3
142
426
122
113,3
340
70
+ 86
4
132
528
102
100
400
60
+ 128
5
122
610
82
94
470
70
+ 140
6
112
672
62
91,7
550
80
+ 122
7
102
714
42
91,4
640
90
+ 74
8
92
763
22
93,7
750
100
- 14
9
82
738
2
97,8
880
130
- 142
10
72
720
-18
103
1030
150
- 340

Данная таблица свидетельствует о том, что цена на продукцию предпринимателя-монополиста имеет нисходящую тенденцию: при цене 152 реализуются 2 изделия, при цене 112 - 6, при цене 82 - 9 изделий. Второй характерной чертой является факт превышения цены над предельным доходом. Чистая монополия может увеличивать продажу только путем снижения цены на изделие. Это представляется причиной того, что предельный доход становится ниже, чем цена для каждого количества выпускаемой продукции, кроме первой единицы.

Для второй единицы он уже равен 142 при цене 152, для третьей 122 при цене 142 и т.д. Это объясняется тем, что снижение цены и, соответственно, дохода от второго изделия относится не только ко второму изделию, но и ко всем ранее выпущенным.
     Имея возможность влиять на цены, монополист решает: какой доход ему нужно получить и какую цену необходимо назначить на товар, чтобы обеспечить планируемый доход. Но это вовсе не значит, что монополист абсолютно свободен в выборе цен и объемов производства. Объем производства зависит от емкости рынка, а это, в свою очередь, влияет на возможную цену товара. В своей деятельности монополист подчиняется тому же правилу, что и конкурентный производитель.

Фирма будет производить каждую дополнительную единицу, пока предельный доход от нее будет больше, чем предельные издержки. Если мы сравним наши таблицы, предельные доходы и предельные издержки, то увидим (5-я единица изделия), что последнее изделие имеет доход 82 при предельных издержках 70. 6-ю единицу уже нет смысла производить, т.к. доход от нее составит 62, а предельные издержки будут равны 80.

Поэтому и сумма прибыли, полученной при производстве 5-го изделия, максимальна - она равна + 140.
     Чистая конкуренция и чистая монополия, которую мы рассмотрели, являются, чаще всего, исключениями из правил, а на рынке, как правило, существуют монополистическая конкуренция или олигополия.
5.5. Издержки производства в долгом периоде. Эффект масштаба

  • Положительный эффект масштаба (объема производства).
  • Отрицательный эффект масштаба.

Положительный эффект масштаба (объема производства) В течение длительного периода времени изменения в структуре ресурсов могут происходить как на уровне отдельной фирмы, так и целой отрасли. Долгосрочный период предполагает изменение масштаба своих производственных мощностей. Изменение производственных мощностей вследствие замены старых или наращивания этих мощностей новыми за счет инвестирования капитала в обновление машин, оборудования, зданий и сооружений.

Все это, так или иначе, влияет на рост масштабов производства, ведет к возникновению положительного или отрицательного эффекта масштаба производства.
Положительный эффект масштаба - это сокращение средних издержек, обусловленное ростом масштабов производства.
Причиной такого снижения издержек производства на единицу выпускаемой продукции является повышение эффективности труда, который характеризуется более глубокой специализацией и разделением труда. В предыдущем разделе данной темы было отмечено, как даже в небольшой фирме, когда все рабочие закреплены за определенной производственной операцией, обеспечивается более высокая производительность труда вследствие сокращения времени на выполнение закрепленных за рабочим операций. А более высокая производительность труда сокращает затраты основного капитала на единицу продукции.

Это происходит по той причине, что износ оборудования в расчете на один день, один месяц или один год, исходя из нормы амортизации, распространяется на большее количество производимой продукции.



Содержание раздела