d9e5a92d

Предприятия в рыночной экономической системе


Существуют многочисленные классификации этих направлений, но все они достаточно условны, так как существует тесная взаимосвязь между всеми направлениями. Например, политику занятости, направленную на сокращение безработицы, можно выделить как отдельное направление, а можно включить в состав социальной политики или в состав структурной политики.

  • В современных условиях выделяются следующие основные направления экономической политики правительства в рыночной экономике:
  • бюджетно-финансовая (фискальная),
  • денежно-кредитная (монетарная),
  • внешнеэкономическая,
  • структурная.

Каждое из основных направлений включает в себя разные виды или формы экономической политики, например внешнеэкономическая политика включает в себя внешнеторговую политику, политику по отношению к иностранному капиталу, валютную политику. Некоторые конкретные виды экономической политики упоминались выше, когда рассматривалась вторая экономическая функция государства, то есть когда речь шла об устранении и компенсации недостатков рыночного хозяйственного механизма.
      Характеристика тех или иных направлений экономической политики определяется многими факторами, зависит от того, (1) каков "пакет" методов, или инструментов, для ее реализации, (2) в каком направлении используются эти инструменты в зависимости от экономической конъюнктуры, (3) какова сфера действия тех или иных инструментов, (4) от длительности периода, на который рассчитана экономическая политика, (5) от ее внутри- или внешнеэкономической направленности.

  • В зависимости от этих критериев могут использоваться, в частности, следующие характеристики экономической политики правительства:
  • стимулирующая (экспансионистская), сдерживающая (рестриктивная), стабилизационная;
  • макроэкономическая, микроэкономическая;
  • краткосрочная, среднесрочная, долгосрочная;
  • внутренняя, внешняя.

Из приведенных выше характеристик необходимо остановиться на понятиях макро- и микроэкономической политики. Макроэкономическая теория изучает экономику в целом, взаимодействие между такими общеэкономическими величинами, как темпы экономического роста, норма безработицы, темпы инфляции, масштабы государственных расходов и доходов и др. Поэтому макроэкономическая политика - это совокупность мер правительства, направленных на изменение общеэкономических величин и влияющих на экономику в целом.

Традиционно к макроэкономической политике относят бюджетно-финансовую и денежно-кредитную политику.
     Микроэкономическая теория изучает поведение потребителей и отдельных производителей, формирование издержек производства и цен на товары и факторы производства. Таким образом, микроэкономическая политика - это совокупность мер правительства, направленных на изменение поведения отдельных производителей и потребителей на индивидуальных рынках и создающая благоприятные условия для действия механизма конкуренции, например антимонопольная политика, политика дерегулирования, социальная и демографическая политика. Методы микроэкономической политики могут быть общеэкономическими, действовать в рамках всей экономики, но они направлены на отдельные субъекты хозяйственной деятельности.

То же антимонопольное законодательство действует в рамках всего государства, но направлено только на те фирмы, которые ограничивают конкуренцию и взвинчивают цены.
     С точки зрения результатов, оба вида экономической политики двойственны в том смысле, что обе обладают и макроэкономическим, и микроэкономическим эффектом. Так, меры правительства микроэкономического характера непосредственно влияют на принятие решений фирмами в области цен, капиталовложений, ставок заработной платы, размеров полученных ими кредитов и т.д. (микроэкономический эффект). Но накопленный в течение длительного времени микроэкономический эффект ведет к изменению макроэкономических величин - темпов роста экономики, масштабов потребления и накопления и др. (макроэкономический эффект микроэкономической политики).
     Проведение определенной экономической политики предполагает существование в рыночной системе механизма ее осуществления, или реализации. Механизм реализации экономической политики - это механизм государственного регулирования экономики, включающий в себя систему административно-правового регулирования и систему экономических методов регулирования.


  • Соответственно все методы проведения в жизнь экономической политики можно объединить в две общие группы:
  • административно-правовые методы регулирования экономики,
  • экономические методы регулирования экономики.

Административно-правовые методы регулирования экономики - это прежде всего хозяйственное законодательство, которое определяет правовые рамки и нормы при реализации экономической политики. Это законодательство включает в себя такие разделы, как законы о собственности и о компаниях, налоговое законодательство, закон о денежном обращении, банковское законодательство, антимонопольное, внешнеторговое и т.д. (см. раздел об инфраструктуре рынков труда, капитала, земли, товаров и услуг, о макроэкономической инфраструктуре).

  • Экономические методы регулирования экономики условно можно объединить в несколько групп:
  • бюджетно-финансовые методы регулирования экономики, включая налоговые и бюджетные методы, например изменение налога на прибыль корпораций и государственных расходов на приобретение вооружения;
  • денежно-кредитные методы регулирования экономики, например изменение ставки процента по кредитам, которые государственный центральный банк предоставляет коммерческим банкам;
  • планирование и программирование экономического развития, в частности разработка планов развития экономики и целевых программ развития отраслей, регионов, программ технической модернизации промышленности.

Позднее, в разделах учебника, посвященных макроэкономике и международной экономике, мы более подробно познакомимся на основных направлениях экономической политики, теоретическом обосновании этой политики, методах ее осуществления.
Важнейшие термины и понятия 2.1. Различные экономические системы

экономическая система
традиционная экономика
материально-техническая структура экономики
натуральное хозяйство
социально-экономическая структура
товарное хозяйство
организационно-хозяйственная структура
рыночная экономика
фундаментальные экономические проблемы
централизованно планируемая экономика
критерии классификации экономических систем
смешанная экономика

2.2. Общая характеристика рыночной экономики

рынок
рыночная инфраструктура
экономические агенты
инфраструктура рынка труда
основные формы рынков
инфраструктура рынка капитала
модель экономического кругооборота
инфраструктура рынка земли
условия возникновения и развития рыночной экономики
инфраструктура рынка товаров и услуг
инфраструктура экономики
макроэкономическая инфраструктура
 
производственная инфраструктура
 
социальная инфраструктура

2.3. Предприятия в рыночной экономической системе

частный сектор экономики
общественная организация
предприятие (фирма)
индивидуальное частное предприятие
смешанное предприятие
партнерство (товарищество)
совместное предприятие
корпорация (акционерное общество)
кооператив
 

2.4. Экономическая роль государства

государственный сектор экономики
экономическая политика
модель экономического кругооборота с участием государства
механизм экономической политики
экономические функции государства
цели экономической политики
недостатки рынка
основные направления экономической политики
макроэкономическая нестабильность
макроэкономическая политика
внешние эффекты
микроэкономическая политика
общественные блага
административно-правовые методы регулирования
асимметричная информация
экономические методы регулирования

МИКРОЭКОНОМИКА ТЕМА 3. СПРОС, ПРЕДЛОЖЕНИЕ И ЦЕНА

  • 3.1. Спрос и его факторы.
  • 3.2. Предложение и его факторы.
  • 3.3. Цена и ценообразование.
  • 3.4. Конкуренция и модели рынка.
  • 3.5. Недостатки рынка и необходимость государственного регулирования.
  • Важнейшие термины и понятия.
  • Вопросы для повторения и задания.

3.1. Спрос и его факторы Спрос, предложение и цена являются основными элементами рынка. Весь комплекс их многомерных связей и взаимодействий образует рыночный механизм.

Это механизм соединения продавцов и покупателей через формирование спроса на благо и предложения блага.
Спрос - это количество товаров или услуг, которое потребитель готов приобрести по конкретной цене из ряда возможных за определенный период времени.
В этом определении надо обратить внимание на два момента: наличие целого ряда цен (шкалы цен) и конкретный временной отрезок. Изменение цены ведет к изменению спроса, эта зависимость определяется законом спроса.
     Закон спроса говорит об обратной зависимости между ценой и величиной спроса.
Закон спроса: при прочих равных условиях снижение цены приводит к возрастанию величины спроса, повышение цены приводит к уменьшению величины спроса.

  • Эту зависимость обосновывают следующими причинами:
  • эффектом дохода;
  • эффектом замещения;
  • действием принципа убывающей предельной полезности.

1.



Содержание раздела