d9e5a92d

Мероприятия носят рекомендательный характер.


Под понятием предприятие в данном случае понимаются коммерческие организации, созданные в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.
Естественно, что для эффективной деятельности предприятий требуется благоприятная макроэкономическая среда, способствующая их экономическому росту. Ужесточение бюджетных ограничений и введение механизма банкротства для предприятий являются необходимыми, но недостаточными условиями для повышения их экономической эффективности. Необходимы, в частности, меры по дальнейшему совершенствованию налогообложения, регулированию цен и тарифов на услуги и продукцию естественных монополий.
     Однако, в конечном счете, успех реформ зависит от рыночных преобразований в самих предприятиях. Наряду с просчетами в макроэкономической политике, недостаточное внимание российских органов государственной власти к проведению активной микроэкономической политики не позволило максимально реализовать потенциал экономической реформы и наладить эффективное функционирование рыночного механизма. Таким образом, на современном этапе развития переходной экономики центр преобразований смещается на микроуровень, прежде всего на уровень предприятия.
     Необходимо отметить, что на практике необходимость радикальных преобразований становится для руководителей предприятий ощутимой чаще только тогда, когда перед ними выступает явная угроза банкротства. В иных случаях характерным остается пассивное ожидание улучшения ситуации или внешней помощи, в том числе со стороны государства.
     В России участие государства в реструктуризации предприятий имеет место на предприятиях таких отраслей, как авиация и космос, атомная промышленность, ряда подотраслей машиностроения, связанных с экспортом высоких технологий и др. В бюджете развития предусматриваются также государственные инвестиции, выделяемые предприятиям на конкурсной основе и на принципах долевого участия в наиболее перспективных и высокоэффективных проектах.
     Предприятия, получившие доступ к таким инвестициям, получают возможность при их использовании реструктурировать задолженность бюджету, отменить авансовую уплату налогов. Но даже для этих предприятий главным остается изыскание собственных источников, возможное лишь при завершенности и комплексности их реорганизации. Медленный процесс преобразований на уровне предприятий является одним из основных препятствий на пути к экономическому росту.
     Важнейшей предпосылкой, определяющей готовность предприятия к реформированию, является разграничение прав и ответственности между собственниками, акционерами и управляющими. Одними из главных условий рыночных преобразований предприятий являются открытость и прозрачность их финансово-экономического состояния. Акционерам и инвесторам необходима достоверная и полная информация.

Публикации полных отчетов с необходимыми сведениями содействуют повышению инвестиционной привлекательности потенциальным кредиторам и росту курса акций акционерного общества.
     В настоящее время для большинства российских предприятий почти неосвоенными остаются такие обширные сферы управления, как маркетинг, поставки, сбыт, финансовый менеджмент, логистика. Все аспекты управленческой работы при рыночной перестройке деятельности предприятий предполагают опору на стратегическое планирование, без которого нельзя решить ни перспективных, ни текущих проблем.
     С целью устранения отмеченных негативных явлений изменение среды функционирования предприятий, являвшееся до последнего времени основным направлением экономической реформы, в последние годы дополняется государственным стимулированием внутренних преобразований на предприятиях. Практика показывает, что реформирование предприятий выгодно как собственникам, так и государству в целом.
В Концепции реформирования предприятий и иных коммерческих организаций, утвержденной Правительством РФ в 1997 г., под реформой предприятий понимается изменение принципов их действия, направленное на их реструктуризацию, способствующую улучшению управления, повышению эффективности производства и конкурентоспособности выпускаемой продукции, производительности труда, снижению издержек производства, улучшению финансово-экономических результатов деятельности. В понятие реформы включаются также меры государственной поддержки указанных изменений.


Таким образом, поэтапный стимулируемый государством процесс перехода предприятий на общепринятые в рыночной экономике принципы функционирования составляет содержание реформы предприятий. Речь идет о превращении предприятий из планово-управляемых в рыночные, способные работать в условиях конкуренции.
     Целью реформы предприятий является их реструктуризация, способствующая улучшению управления на предприятиях, стимулированию их деятельности по повышению эффективности их производства и конкурентоспособности выпускаемой продукции, повышению производительности труда, снижению издержек производства, улучшению финансово-экономических результатов деятельности в условиях рыночной экономики.
     Решение о реформировании и конкретная программа мероприятий принимаются собственником, и реструктуризация должна производиться предприятиями самостоятельно. Однако в условиях трансформационного экономического кризиса лишь незначительное число предприятий способно реформироваться без государственной поддержки.
     В соответствии с принятой концепцией, федеральные и местные органы исполнительной власти не должны прямо вмешиваться во внутренние дела предприятий. Они должны лишь создавать более благоприятные условия хозяйствования тем предприятиям, которые активно реформируются.

  • Приоритетными задачами реформы предприятий являются следующие:
  • обеспечение инвестиционной привлекательности предприятий;
  • защита прав участников (учредителей);
  • четкое разграничение ответственности участников (учредителей) и управляющих, развитие механизмов корпоративного управления, обеспечение свободного перераспределения прав участия в капитале акционерного общества;
  • достижение прозрачности финансово-экономического состояния предприятий для их участников (учредителей), акционеров, инвесторов и кредиторов;
  • создание системы хозяйственно-договорной деятельности предприятия, обеспечивающей соблюдение контрактных обязательств;
  • создание эффективного механизма управления на предприятиях;
  • использование предприятием рыночных механизмов привлечения финансовых средств;
  • повышение квалификации работников предприятия как один из факторов повышения устойчивости развития предприятия.

Типовая (примерная) программа реформы предприятия предполагает проведение целого комплекса мероприятий. Причем условия и порядок выполнения некоторых из них (например, передача независимому регистратору ведения реестра акционеров для акционерных обществ, проведение реструктуризации задолженности по платежам в бюджет и другие) определены действующими законодательными и иными нормативными актами. Остальные мероприятия носят рекомендательный характер.

Необходимость их реализации определяется лицами, принимающими решение о реформировании предприятия, с учетом особенностей его функционирования, уровня развития и соответствия современным требованиям тех или иных компонентов менеджмента.

  • В соответствии с Типовой программой, основными направлениями реформирования предприятий являются следующие:
  • выявление и устранение нарушенных прав акционеров (для акционерных обществ);
  • инвентаризация имущества и осуществление реструктуризации имущественного комплекса предприятия;
  • рыночная оценка активов предприятия;
  • анализ положения предприятия на рынке, его финансово-хозяйственной деятельности и эффективности управления предприятием;
  • выработка стратегии развития предприятия;
  • подготовка и переподготовка кадров.

Соблюдение прав обеспечивается при представительстве акционеров в совете директоров, адекватной доле их участия в капитале общества и организации контроля деятельности управленческого аппарата со стороны участников (учредителей). Предполагается соответствующая форма отчетности по направлениям использования свободных финансовых ресурсов в пользу приоритетов долгосрочного развития.
     Инвентаризация и реструктуризация имущества необходимы для обеспечения оптимального его использования.

  • При этом может иметь место:
  • выделение вспомогательных и иных производств в самостоятельные структурные подразделения;
  • сдача в аренду и вывод неиспользуемых основных фондов (в том числе земель), консервация неиспользуемого имущества;
  • снижение накладных расходов на содержание избыточных производственных мощностей;
  • передача объектов социально-бытового и культурного назначения в ведение органов местного самоуправления.

Увеличение размеров уставного капитала акционерного общества (уставного фонда ООО или государственного унитарного предприятия) в результате рыночной оценки активов даст возможность повысить обеспечение минимальной гарантии возможных требований кредиторов и явится залогом устойчивых взаимоотношений между предприятиями.
     Углубленный анализ финансово-хозяйственной деятельности и эффективности управления предприятием, а также его положения на рынке необходим для выявления ключевых внутренних и внешних проблем предприятия и выработки оптимальных путей их решения.



Содержание раздела