ВОЙНА СТЫДЛИВО ИМЕНУЕМА КОНФЛИКТОМ
Нельзя одназначно сказать,насколько медународное признание хорватии повлияет на укрепление политической стабильности в ней.Возможно,чисто психически оно возродит на короткое время обстановку эйфории в связи с осуществлением тысячилетней мечтыхорватского народа.Однако реальное положение дел в республике легкого будущего не сулит.Как местные, так и зарубежные наблюдатели предсказывают новому государству даже при условии окончания войны бурные времена политических и социальных потрясений.Впрочем не исключено и продолжение войны.
Известно что стабильность Югославии всегда держалось на взаимоотношениях двух республик-Хорватии и Сербии.Формально Сербия,Крупнейшая югославская республика,находится в стороне от конфликтов в Хорватии (а ранее-в словении).Первоначально она твердо предерживалась превращения Югославии в обновленную федерацию:выступало за модель,предполагавшую достаточно широкую самостоятельность республики,но с очень сильным центром.Распад федерации означала для Сербии ослабление ее ведущей роли в сообществе югославских республик, ухудщение положения сербов,живущих в других республиках,и,наконец,усиление центральных тенденций в самой Сербии. (Автономные края этой республики-Воеводина и Косова-и без того все больше выходили из ее подчинения,превращались фактически в самостоятельнх субьектов СФРЮ.Особенно болезненно оказалась проблема Косова).Поэтому с порога были отвергнуты тогдашние предложения Словении и Хорватии о конфедеративном устройстве страны.Сербское руководство осудило и провозглашение данными респуликами независимости,назвав эти акты противозаконными,угрожаюшими целостности СФРЮ,таящими в себе опастность гражданской войны.С целью пресечения действий сепаратистов оно настаивало на решительных дайствиях союзных органов и ЮНА,чтобы полжить конец военным действиям в этих республиках.
Тем не менее по мере развития событий в стране появились некоторые изменения и в позиции Сербии.К примеру,здесь относительно быстро смирились с уходом из Югославии Словении и полностью поддержали вывод частей Югославской народной армии с территории республики.Словения для них не главное,ибо первоочередная задача-решение территориальных споров с Хорватией.Во главу угла всех усилий республики была поставлена задача обеспечить всестороннюю поддержку хорватским сербам, взять их под свою защиту.
Руководства Сербии твердо стоит на том,что самоопределение хорватского народа нельзя связывать с отделением республики в ее нынешних границах.В случае выхода хорватии из югославской федерации вопрос о внутренних границах следует решать на основе права и других народов на самоопределение(заметим,что данное положение никоим образом не относятся к албанскому населению автономного края Косово,входящего в состав Сербии).При этом руководство недвусмысленно подчеркивает,что речь идет также о сербах,проживающих в других республиках,прежде всего в Боснии и Герцеговине.
Черногория до недавнего времени солидаризировалось с руководством Сербии практически по всем принципиальным политическим вопросом и выступала за модельпрочной югославской федерации. Но в свете бурных событий связанных с одностороним провозглашением Словении и Хорватией независимости,руководство этой республики также внесло коррективы в свою позицию;чтобы конкретно способствовать успеху Гаагской конференции,речь можно вести о союзе суверенных государств и только при изменении внутренних границ.
Серьезная эволюция в вопросе о будущем устройстве Югославии произошла в позиции Македонии.После решения Хорватии и Словении о независимости руководство этих республик как бы пытается наверстать упущенное и не отстать от северныхреспублик.Итоги проведенного здесь в сентебре 1991 года плебисцита фактически означали изменение государственного статуса Македонии-республика перестает быть прежней федеральной единицей СФРЮ и приобретает статус самостаятельного государства.В продолжение начатой линии парламент Македонии не так давно принял решение обратится к Европейскому Сооществу с просьбойпризнать ее независимость.
До сих пор здесь было относительно спокойно,но в самые последние дни обстановка значительно обострилась.Ее соседка-Греция продолжает настаивать,чтобы Республика Македония сменила название на Республику Сколье(по имени столицы).Согласно греческой версии,македонской нации просто не существует.Другая соседка-Болгария,также не признающая ни македонскую нацию,ни македонский язык,тем не менее признала Македонию под ее теперешним именем.Болгар беспокоит другое:растущая,по их сведениям,активность федеральной армии на территории республики.
По мнению многих отвенственных и зарубежных обозревателей,ключ к развязке югославского кризиса нужно искать совсем в другой республике, а именно в Боснии и Герцеговине.Распад СФРЮ на самостоятельные государства может обернутся крахом для этой многонациональной республики.(В Боснии и Герцеговине практически в одинаковой пропорции представлены 3 этнические группы:сербы (30%),хорваты (20%), мусульмане(40%).До сих пор спорным остается вопрос:кто такие мусульмане-силаницированые сербы или хорваты?),поскольку с точки зрения права народа на самоопредиление она является совершенно искуственным образованием.Если один из живущих здесь народов пожелает отделится,то автономческие территориальная целостность Боснии и Герцеговины будет поставлена под вопрос. Как бы там ни было,ни Сербия, ни Хорватия не скрывают,что в случае передела Югославии республика будет разделена и прекратит свое существование.Поэтому в свете определения будущего устройства страны именно Босния и Герцеговина выдвинулись на первый план политических событий.
Под влиянием событий в Словении и Хорватии обострились противоречия между национальными партиями этой республики.Сербская демократическая партия и Хорватское демократическое содружество четко следуют курсу материнских республик,а мусульманской партии демократической акции,ренее пытавшейся хоть как-то сохранить нетралитет,все труднее оставатся на этой позиции.
Картина кризиса будет далеко не полнай,если хотя бы кратко не сказать о ситуации во входящем в состав Сербии автономном крае Косово. Этот регион,где прожевают главным образом албанцы(около грех чеовертей населения),многие годы является одним из самых нестабильных и взрывоопасных в стране.События в Словении и Хорватии подчеркнули сепаратисткие процесы в крае.Вновь,не без помощи Тираны,активизиравались голоса в поддержку создания в перспективе единой албании,а поначалу-преобразования Косово в республику.
Несмотря на афициальный запрет сербских властей,организованно действует и набирает силу албанская оппозиция,претендующая в крае на паралельную власть.Политическая напряженность усиливается. Все это дает основание многим аналитикам югославских событий заявить о возможности возникновения в Югославии южного фронта.К тому же есть опасения,что Словения и Хорватия,имеющие прямой выход на сепаратистовКосово,могут спровоцировать беспорядки албанцев с целью расшатать возглавляемый С.Милошевичем сербвкий коммунистический режим,вынудить его действовать на нескольких фронтах.
В условия острого кризиса наступил паралич высших федеральных органов власти.Скупщина СФРЮ давно уже недееспособна,ибо мятежные республикиотозвали из парламента своих депутатов.Президиум СФРЮ, колективный глава (президент)государства,также не правомочен примать решения ибо его покинули представители Словении,Македонии,Боснии и Герцеговины.И даже сам как отозван Собором Хорватии.
Дольше всех держалось Союзное исполнительное вече-югославское правительство.Пожалуй,именно оно наиболее активно отстаивало идею обновления государства.И это понятно.Для перехода к рынку и проведения связанных с ним реформ неохождимо сохранение общеюгославской экономического пронстранства,единой валюты,системы связи,транспарта, энергоснабжения.Активнейшим проводником этой политики был премьер-министр А.Маркович.Его програма преобразования эконмики страны была признана ведущими экономистами и финансистами мира.
Однако те,кто сейчас заседает в Скупщине и Президиуме СФРЮ, буквально заставили правительство разработать прект бюджета несуществующего государства на 1992 год.Его главным и,пожалуй,единственным назначением было:обеспечить боевые действия югославской армии на фронтах Хорватии. Имено на эти цели предназначалось 86% всех расходов.А так как большинство республик перестали отчислять средства в федеральный бюджет,то остался ондин путь-работающий на полных оборотах печатных станок.Это означало бы окончательный крах всех реформ с непредсказуемыми социальными последствиями.И Маркович решил оставить свой пост.
Центробежные процесы в Югославии столь сильны,что они уже привели к фактической ликвидации общеюгославского экономического пространства,к разрыву складывавшихся десятилетиями многочисленых хозяйственных связей между республиками,отдельными отраслями промышленности, фирмами и предприятиями.Экономическая война,разгоревшаяся между Сербией,с одной стороны,и Словенией и Хорватией-с другой,достигла предельной остроты.Принятие Любляной и Загребом решения о введении собственной валюты подорвали единую валютно финансовую и банковскую систкму страны.Вкрайне тяжелом положении находится транспорт.
Все это,вместе взятое,уже привело к тому,что в новый 1992 год Югославия вступила с сокращением промышленного производства на 30 процентов.Разрыв уже подписанных между предприятиями и фирмами договоров,перебой или даже прекращение материально-технического снабжения вынудили многие фирмы свертывать производства,освобождать тысячи неожиданно лишнимилюдей.Сокращается экспорт и импорт. Мы уже не говорим о прямом ущербе,нанесенном Хорватии(а следовательно, и стране)в результате военных действий.
Каков же суммарный ущерб от полугодовых вооруженных столкновений? По разным источникам он состовляет от 10,5 миллиардов до 20 миллиардов доларов.
Распад югославского дома на отдельные квартиры резко понизил жизненый уровень населения.В результате политическая напряжонность, опредиляющая общественный климат Югославии,все больше дополняется грозящей взрывом напряженностью социальной.
********************************
Анализ происходящих в СФРЮ драматических процессов,несмотря на всю их скоротечность,стихийность и порой непредсказуемость,позволяет сделать следующие выводы.
Современную ситуацию в межнациональных отношениях в Югославии нельзя оценить иначе,как ситуацию вялотекущей межэтнической войны.
Национализм,является бичом страны с 1918 года,сдерживался лишь силой политического авторитета И.Броз Тито.Однако сейчас,кагда коммунистическое движение в большинстве югославских республик потерпело поражение(во время первых многопартийных выборов коммунисты остались у власти только в Сербии и Черногории),монстрнационализма начал снова свою подрывную деятельность,угрожая единству этого многоликого государства.
После смерти Тито в 1980 году кончилось время главенства идеи югославянства,братство и единства народов и народностей Югославии.
Один за другим всплыли на поверхность нерешеные вопросы,дали о себе знать допущенные более чем за четыре десятилетия ошибки и деформации, вспыхнули тлевшие несколько лет межнациональные конфликты.В тугой узел переплелись проблемы социально-экономические ,государственно-правовые, демократические,проблемы развития культуры,языка и других.Актуальным стал лозунг о праве народов на самообпределение вплоть до отделения.
Сепаратизм,замешенный на националистических насроениях в его крайне экстремистких проявлениях,остается одним из основных,если не главным, источникам крииса.Дух национального ренессанса-характерная особеность политики большинства ведущих политических партий и движений в Югославии.Многие исследователи приходят к заключению,что в стране происходят процесы,больше напоминающие национально-демократические революции.А это с учетом многонационального состава югославского сообщества обуславливали их особый дранатизм.
Война между сербали и хорватами задает много загадок.И тем не менее ее можно свести к сравнительно простой формуле:здесь с запозданием по меньшей мере в одно столетие утверждается национальная идея.Тут мы имеем дело с глубинным и достаточно протяженным во времни историческим процессом складывания и самоутверждения наций.И,так показывает исторический опыт,этот процесс неотделим от стремления нации в конечном счете к созданию собственной государственности.Самоутвердение автономий,их конфликты с республиками,обретающими самостоятельность,-это сегодня главная причина межнациональных противостояний и конфликтов в Югославии.С большей или меньшей уверенностью можно утверждать:обретение независимости всеми югославскими республиками неизбежно.Не ясно иное:как решить вопрос о спорных территориях?
Итак,исходя из вышесказаного,война в Югославии-это не война между Хорватией и Сербией,а это война хорватов,отстаивающих свое право на отделение от СФРЮ в существующих ныне респуюликанских границах,и хорватских сербов,не желающих жить с хорватами в едином государстве и признающих за собой право самим решать свою судьбу.Поэтому первостепенное значение для развязки югославского кризиса имеют отношения между Сербией и Хорватией,состояние которых всегда определяю обстановку в стране.Главную роль в противостоянии двух республик будет играть вопрос о внутренних границах.Только его урегулирование позволит снять напряженность и начать конструктивные переговоры о будущем устройстве Югославии.
Нет сомнеия,что поиск приемлимых основ такого соглашения-дело весьма трудное:насколько в тугой узел переплелись политические,экономические, этнические,религиозные и другие проблемы,настолько велики различия в позициях сторон.А если принять во внимание прямое вооруженное противостояние,возникщее сначала в Словении,а затемв Хорватии,когда в ходе братоубийственных столкновений пролилась кровь,то эти усилия вообще могут показаться никчемными.Но это на первый взгляд,ибо каждая из сторон все же осознает,что выход из тупика нужно искать и без совместных усилий здесь не обойтись.
С учетом диаметрально противоположных подходов к данному вопросу из приемлемых моделей,по-видимому,может стать та,которая окажется приемлемой для обеих сторон.Суть ее-заключение на переходный период договора о трансформации СФРЮ по обзацу ЕС в югославское экономическое сообщество,которое сторилось бы на признании суверенитета всех республик и предполагало бы согласование общей линии в области внешней политики и обороны.
На оптиместической ноте начались первые дни нового,1992 года.В Белграде представители 160 различных партий приняли ковенцию о новой Югославии.В Сараеве Сербия и Хорватия достигли соглащения об абсолютном прекращении огня.Во многом ожидания сейчас связываются с размещением войск ООН в охваченных конфликтом районах.Удастся ли положить конец многомесячному сербскохорватскому военному столкновению?Очередное,15-е перемирие в основном пока соблюдается. Но до скончания югославской драмы,вероятно,еще далеко.Вместе с тем распад Югославии приорел официальный характер.На карте Европы появились два новых государства.Вслед за двенадцатью странами ЕС эти новые государства на Балканах признали Швейцария,Австрия,Венгрия,Болгария, Польша,Чехословакия,Канада,Украина.Признал независимость котолических республик Югославии-Хорватии и Словении-иВатикан,вернув тем самым войну на Балканах к ее религиозным истокам.США,в свою очередь,вновь подтвердили независимость своей позиции: официального признания независимости не будет.Открытым остается вопрос о Македонии,Боснии и Герцеговине,в отношении которых у Европейского Сообщества нет пока четкого мнения.Ожидает своего признания еще одно независимое югославское государство-Республика Сербская Краина,провозглашеная хорватскими сербами.
Никто сегодня не может сказать,по какому пути пойдет процес формирования новых государств,возникшех из бывших югославских республик,и каким образом они будут взаимодействовать. Югославский кризис в целом еще не преодолен.Прежде всего далеко не закончена сербско-хорватская война.Пока в Белграде существует национал-коммунистический режим президента С.Милошевича,а хорватские власти не обеспечат на деле прав сербского меньшинства в республике,потенциальная возможность конфликта будет сохранятся.
Но это лишь одна из проблем.
Ведь и саму Сербию ожидает неминуемый раскол:албанцы,живущие в автономном крае Косово,стремятся к воссоединению с исторической родиной.Жесткая политика федеральных властей прошлых лет в отношении албанского населения не оставляет никаких надежд на то,что события будут развиваться как-то иначе.И тогда на повестку дня немедлено встанет вопрос защиты прав сербкого православного меньшинства мусульманском Косове.Так обязательно случится потому,что(и это показал опыт СССР,да и самой СФРЮ)подавлявшиеся тоталитарными режимами национальные и религиозные чквства,получив выход,зачастую приобритают весьма непривлекательные черты.
Если вспомнить и о существовании венгерского меньшинства в другом автономном крае сербской республики-Воеводине,и о возможном христианско-мусульманском противостоянии в Боснии и Герцеговине, становится ясно-трупный яднационально-конфессиональных конфликтов долго еще будет развиватся по останкам югославской федерации.
К этому следует добавить и то,что назревают противоречия в отношениях между руководством Сербии и недавно провазглашенной Республики Краина.В Краине выступают против размещения сил ООН по поддержанию мира.Нельзя забывать и недавние слова президента Хорватии Ф.Туджмана о том,что после признания его респулики нанется борьба за возвращение каждой завоеваной пяди ее территории.
Содержание раздела