d9e5a92d

Условия максимизации прибыли на рынке


MR может быть как положительным так и отрицательным. .
Пусть ТС — валовые издержки.
Тогда TC=TFC+TVC, где: TFC — валовые постоянные издержки, TVC — валовые переменные издержки
Когда TCTR, предприниматель прекращает производство. Только при условии TFC—TR производство продолжается, ибо предприниматель всегда теряет больше при производстве, чем при его прекращении в условиях меньшего TR по сравнению с TVC.
Фирма должна прекратить производство, если:
• TR от продажи любого объема ее производства не превосходит переменные издержки производства этого количества, т.е. если не превосходит TVC.
153
Условия максимизации прибыли на рынке совершенной...
• Так как П^ТЕ-ТС, то вторым условием будет TRTC и PAVC (цена меньше или равна средним переменным издержкам)
Если же PAVC, то фирма остается в отрасли. Дополнительная единица товара должна приносить дополнительную прибыль, тогда предельный доход (МЛ) будет больше предельных издержек (МС), это означает прибыльность производства этой единицы продукта, но вследствие действия закона убывающей отдачи, дополнительные издержки, увеличиваясь, приведут к равенству с предельным доходом. И при увеличении объема фирма не получит дополнительUой прибыли.
Чтобы максимизировать прибыль, фирма должна производить такой объем продукции, при котором MR=MC, то есть MR=MC=P — условие максимизации прибыли на рынке совершенной конкуренции. Поэтому TRTC является лишь условием прибыльности.
Условием равновесия, а значит получения максимальной прибыли на рынке совершенной конкуренции выступает условие равенства цены предельным издержкам (МС).
P=AVCmin — при этом условии фирма получает нулевую прибыль. Максимальный объем и прибыль формируются только при условии Р=МС. Если же QQmax, то РМС, следовательно, необходимо продолжить расширять производство, если же QQmax, то РМС и такой объем производства не выгоден.
AVC3 демонстрирует ситуацию убытка. Любой предприниматель стремиться минимизировать потери, т.к. в этих условиях цена меньше AVC. Данный объем оценивается как точка закрытия фирмы.

Ведь в этой ситуации нет покрытия заработной платы и приходится осуществлять постоянные издержки из дополнительных доходов. AVC2 — ситуация нуле-
МС.АС
Условие максиммизации
прибыли на рынке совершенной конкуренции
Условия максимизации прибыли на рынке совершенной...
вой прибыли (П=0), когда существует безубыточное производство и соблюдается условие P=AVC =MC=MR.
mm
Кривая предложения совершенно-конкурентной фирмы показывает, какой объем продукции будет производить фирма при каждой возможной цене. Как известно, фирма будет наращивать производство до Qmax , в котором Р=МС.
Кривая предложения фирмы для ненулевого объема производства должна совпадать с той частью кривой МС, которая лежит выше кривой AVC.
АТС
Кривая МС пересекает AVC в точке ее минимума, тем самым кривая предложения совпадает с кривой МС, когда AVC растает.
Ситуация нулевой прибыли предполагает, чтоР=АТС, тем самым каждая фирма формирует экономическую прибыль равную нулю. Когда в отрасли отсутствуют мотивы выхода, и отсутствуют мотивы вступления в отрасль — такая ситуация считается ситуацией долгосрочного равновесия.
Фирмы расширяют производство и снижают средние издержки производства, достигая положительного эффекта масштаба. Процесс входа в отрасль продолжается до тех пор, пока цена не упадет до значения средних издержек и не сформируется нулевая прибыль.
На совершенно конкурентном рынке в долгосрочном периоде также может быть достигнуто равновесие. Однако должны выполняться три условия:
1) Функционирующие фирмы наилучшим образом используют имеющиеся ресурсы, это означает, что каждая фирма отрасли в краткосрочном периоде всегда будет стремиться к максимальному объему прибыи при условии Р=МС.
2) Не существует побудительных причин для фирм других отраслей входить в отрасль.
154
Условия максимизации прибыли на рынке совершенной...
3) Фирмы отрасли не имеют возможности снизить АТС и получать прибыль за счет положительного эффекта масштаба. Это значит, что каждая фирма производит такой объем, который соответствует минимуму АТС в долгосрочном периоде.


Кривая предложения в долгосрочном периоде вследствие различных эффектов масштаба может приобрести следующий
вид:
а) кривая предложения горизонтальна (постоянный эффект масштаба);
б) кривая предложения имеет нисходящий вид, т.к. издержки падают (положительный эффект масштаба);
в) кривая предложения имеет классический вид (отрицательный эффект масштаба);
Полагая, что фирмы в долгосрочном периоде обязательно достигают равновесия, для установившихся отраслей кривая предложения в условиях совершенной конкуренции имеет либо вид а), либо вид в).
г Рыночная власть
в________________
Если основная масса продукции производится несколькими фирмами, то каждая имеет нисходящую кривую спроса, Чтобы увеличить спрос, фирма вынуждена снижать цену, и наоборот, уменьшая объем продаж, повышает цену. Спрос на продукцию каждой фирмы, конечно, не является совершенно эластичным, но он более эластичен, чем рыночный спрос на продукцию всех фирм.
Если при некотором объеме производства достигается максимум прибыли, выполняется равенство предельного дохода MR предельным издержкам МСи цена превышает предельные издержки Р МС, то фирма обладает монопольной властью. Она может установить цену выше предельных издержек и получить дополнительную прибыль. Напомним, что для конкурентной фирмы условием максимизации прибыли является равенство цены товара и предельных издержек Р = МС.
Следовательно, монопольная власть может быть измерена величиной, на которую цена превышает предельные издержки. Такой способ определения монопольной власти предложил в 1934 году Абба Лернер. Сегодня его называют показателем монопольной власти Лернера: L = (Р~МС)/Р.

Показатель позволяет рассчитать, какую можно сделать надбавку к предельным издержкам и тем самым определить цену, при которой прибыль будет максимальной.
Из условия максимизации прибыли MR = Р(\ -11ed) = МС
МС
следует Р =---------. Рассчитав коэффициент ценовой элас-
\-\led
тичности спроса, менеджер фирмы всегда может определить разность (Р-МС).
Коэффициент Лернера изменяется в пределах 0 L 1. В этом нетрудно убедиться. На рынке совершенной конкуренции Р = МС и /, = 0. Монополист выпускает продукцию на эластичном отрезке линии спроса, там, где ed 1, или в крайнем случае ed = 1. При единичной эластичности спроса коэффициент Лернера равен единице.
157
г Индекс Херфиндаля-Хиршмана
Одним из признаков, по которым различаются рынки совершенной конкуренции, монополистической конкуренции, олигополии и чистой монополии, является число предприятий — продавцов и их рыночные доли в поставках продукции. Для оценки численности и масштаба продавцов широко используется индекс Херфиндаля-Хиршмана (НШ). Индекс рассчитывается как сумма квадратов долей фирм конкрет-
п
ной отрасли: НШ = ^S2, где 5, — доля / — го предприятия в
общем выпуске отрасли, выраженная в процентах. В отрасли п предприятий и S} 5, ... Sa .
На рынке монополии все 100% продукции поставляет одна фирма, и индекс принимает максимальное значение HHI = 1002 = 10000. Если рыночную долю монополиста выразить не в процентах, а в долях единицы, то НШ = 1~ =1. В таком смысле индекс характеризует меру многочисленности предприятий отрасли.
На рынке олигополии, например, три крупных фирмы поставляют 90% продукции отрасли, остальная доля в 10% приходится на 100 мелких фирм. Тогда индекс Херфиндаля-
Хиршмана равен НШ = ЗО2 • 3 + ОД2 • 100 = 2701 .
Если рыночные доли 1000 предприятий равны и каждая
составляет 0,1% общего выпуска, то ЯЯ/ = 1000-0,12 =10, что характерно для рынка совершенной конкуренции. Если доля каждого предприятия q\ = д, =... = д„ =1/и, число фирм
= 1000, то ЯЯ/=- =и~ = - = — — • Чем больше
1000
предприятий реализует примерно одинаковую долю продукции на рынке, тем ближе значение HHI к нулю. И наоборот, чем больше значение НШ , тем немногочисленнее фирмы, формирующие предложение товара.
Числовое значение HHI не позволяет однозначно квалифицировать некоторый рынок, т.е. определить, к какой ры-
158
Индекс Херфиндаля-Хиршмана
ночной структуре его следует отнести. В то же время индекс используется в качестве показателя, учитываемого в проведении антитрестовской политики, в частности при оценке допустимости слияний предприятий. Антитрестовская политика направлена на ослабление рыночной власти фирм.
При ЯЯ/1000 рынок неконцентрированный, достаточно конкурентный и слияния фирм допускаются. При 1000 НШ 1800 рынок умеренно концентрирован и дополнительно изучается допустимость слияния. При ЯЯ/1800 рынок является немногочисленным, и если после слияния фирм индекс увеличивается на 50 пунктов, то слияния разрешаются, если на 100 пунктов, то слияния запрещаются.
Специалисты по организации промышленности применяют НШ в характеристике плотной, или компактной, олигополии, на четыре ведущих предприятия которой приходится 60 % рыночного предложения. Сговор в таком случае возможен и легко осуществим. В случае неплотной, или просторной, олигополии на долю четырех ведущих фирм приходится 40 % поставок продукции и сговор между ними практически невозможен.



Содержание раздела