d9e5a92d

Принципы налогообложения и виды налогов


Совокупность взимаемых в государстве налогов и других платежей (сборов, пошлин) образует налоговую систему. Это понятие охватывает также и свод законов, регулирующих порядок и правила налогообложения, а также структуру и функции государственных налоговых органов. Налоговая система включает также органы сбора налогов и надзора за их внесением в лице налоговой инспекции и налоговой полиции.
Не всякий обязательный платеж может считаться налогом. Специфика налогов заключается в их соответствии определенным принципам. Впервые принципы налогообложения были сформулированы Смитом в работе Исследования о природе и причинах богатства народов (1776). Он исходил из следующих принципов налогообложения: равномерность, то есть равнонапряженность налоговых изъятий, единство требований государ-
415
(OS,
_________Принципы налогообложения и виды налогов_________
ства к налогоплательщикам, всеобщность налоговых правил; определенность, означающая четкость, ясность, стабильность основополагающих характеристик налоговой системы, их неизменность в течение длительного периода времени (это касается перечня взимаемых налогов и уровня налогового изъятия); простота и удобство, понимаемые в прямом смысле этих слов; неотягощенность, то есть умеренность налогов, относительно невысокий уровень налоговых сумм, уплата которых не ложится тяжким бременем на налогоплательщика.
Эти исторически сложившиеся принципы оказались применимыми и к современному налогообложению. Однако по мере развития регулирующей функции государства в сфере налогообложения пришлось расширить их перечень. В ходе подготовки российского закона о налоговой системе были выдвинуты такие принципы: всеобщность — охват налогами всех экономических субъектов, получающих доходы; стабильность — устойчивость видов налогов и налоговых ставок во времени; равнонапряженность (платежеспособность) — взимание налогов по идентичным для всех налогоплательщиков ставкам, в доле от дохода и прибыли; обязательность — принудительность налога, неизбежность его выплаты; социальная справедливость — установление налоговых ставок и налоговых льгот таким образом, чтобы они ставили всех в примерно равные условия в отношении налоговой нагрузки и оказывали щадящее воздействие на низко доходные предприятия.
На сегодняшний день налоги разнообразны по видам и образуют довольно разветвленную совокупность. Прежде всего все налоги можно разделить на прямые и косвенные.
Прямые налоги взимаются непосредственно по ставке или в фиксированной сумме с дохода или имущества налогоплательщика, так что он ощущает их в виде недополучения дохода. К прямым налогам относятся подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль корпораций, имущественные налоги, налоги с наследств и дарений, земельный налог, налоги, регулирующие процессы природопользования, и ряд других.
Косвенные налоги изымаются иным, менее заметным образом, посредством введения государственных надбавок к ценам на товары и услуги, уплачиваемых покупателем и поступающих в государственный бюджет. К косвенным налогам могут быть отнесены акцизные налоги, таможенные пошлины (налоги на экспорт и импорт), налоги на продажу, налог с оборота, на-
416
_________Принципы налогообложения и виды налогов_________
лог на добавленную стоимость. Косвенные налоги именуют еще безусловными в связи с тем, что они не связаны непосредственно с доходом налогоплательщика и взимаются вне зависимости от конечных результатов деятельности, получения прибыли.
Прямые налоги распространяются на стадии производства и реализации продукции, косвенные — в большей степени регулируют процессы распределения и потребления. Поэтому если прямые налоги — это налоги на доходы, то косвенные можно в определенном смысле считать налогами на расходы, подчеркивая тем самым, что они в большей мере относятся к стадии потребления в условиях равновесной экономики.
Представляется целесообразным относить налоги к прямым или косвенным на основе признака совпадения или несовпадения объекта и источника налогообложения. В соответствии с таким подходом прямые налоги — это такие налоги, для которых источник и объект налогообложения идентичны, а косвенные — те, для которых источник и объект не совпадают.


Виды налогов различаются также в зависимости от характера налоговых ставок. В зависимости от налоговых ставок налоги делятся на пропорциональные, прогрессивные и регрессивные.
Налог называется пропорциональным, если при налогообложении применяется единая налоговая ставка. Она неизменна, не зависит от величины дохода, от масштаба объекта налогообложения. Название налога подчеркивает, что его общая величина прямо пропорциональна объему налогообложения объекта (дохода, прибыли, имущества).

Пропорциональное налогообложение сохраняет неравенство в доходах. Получающий более высокий доход и после вычета налога будет иметь больший доход.
При прогрессивном налоге налоговая ставка повышается по мере возрастания величины объекта налогообложения и сохраняет неравенство в экономическом положении. К примеру, доход в размере минимальной зарплаты может вообще не облагаться налогом, доход в размере 10 минимальных зарплат — 12 % -ным налогом, а доход, превышающий 10 минимальных зарплат, — 20 %-ным налогом.
Ставки регрессивного налога, наоборот, понижаются по мере увеличения объекта налогообложения (например, дохода), и неравенство в доходах после налогообложения возрастает. Регрессивный налог вводится с целью стимулирования роста дохода, прибыли, имущества, облагаемых налогом. Регрессивный
14 Зак 200 417
_________Принципы налогообложения и виды налогов_________
характер могут носить в основном косвенные налоги, которые непосредственно по отношению к доходу не устанавливаются.
Налог может взиматься в форме натуральной или денежной оплаты. Если налог взимается в виде процента от стоимости объекта налогообложения, то его называют адвалорным.
В зависимости от того, кто взимает налог, и в какой бюджет он поступает, налоги делятся на государственные и местные. При федеральном устройстве государства государственные налоги разделяются на федеральные налоги и налоги субъектов федерации, именуемые еще республиканскими.
Структура и основные виды налогов Российской Федерации на 1 января 1998 г.
Федеральные налоги
• налог на добавленную стоимость
• акцизы на отдельные группы и виды товаров
• нало! на доходы банков
• налог на доходы от страховой деятельности
• налог на операции с ценными бумагами
• таможенные пошлины
• отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы
• федеральные платежи за пользование природными ресурсами
• подоходный налог на прибыль предприятий
подоходный налог с физических лиц налоги на образование дорожных фондов
• гербовый сбор государственная пошлина налог на наследуемое имущество,
налог на обмеUные валютные операции и др.
Местные налоги (республиканские, налоги краев, областей и автономных обшзованм
• республиканские платежи за пользование природными ресурсами
• налог на имущество иредприяшй
• лесной налог
• плата за воду, забираемую промышленными структурами из водохозяйственных систем
• налог на имущество граждан
• налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне
• земельный налог
• целевые сборы с населения на поддержание порядка, благоустройство и другие сборы
• регистрационный сбор с предпринимательских структур и др.
418
_____ Принципы налогообложения и виды налогов_________
Налоговая система любого государства по своей сути не статична, а довольно динамична. Это связано с изменением экономической конъюнктуры, целей и задач экономического роста.
Являясь мощным инструментом финансовой политики, величина налоговой ставки и общая масса изымаемых в государственный бюджет ресурсов оказывают непосредственное влияние на динамику социально-экономического развития общества, в результате чего с течением времени изменяется степень их полезности для общества и государственной власти. Проведение экспертиз и исследований воздействия налоговых систем или отдельных налогов на развитие общественного производства и экономико-политическое состояние основывается на дискретном изучении этих воздействий в определенные моменты времени, и на этой основе делаются выводы о целесообразности и обоснованности каждого конкретного налога. Такие исследования имеют смысл и могут оказаться неплохим инструментом в разработке бюджетных планов в условиях абсолютно стабильного общества.

Однако таких обществ в природе не существует — любое государство постоянно развивается, изменяются представления людей о потребностях, происходят изменения во внешнем мире, изменяются потребности самого государства и т. д., следовательно, изменяется и структура налоговых систем.
14*
Фискальная политика
/ Фискальная политика
•__________
Фискальная политика представляет собой систему регулирования экономики, связанную с манипулированием государственным бюджетом и налогами, поэтому ее еще называют бюджетно-налоговой политикой.
Она оказывает непосредственное воздействие на уровень совокупных расходов, а, следовательно, на национальный объем производства (ВНП), на занятость, а также на регулирование совокупного спроса.



Содержание раздела