d9e5a92d

Основные черты совершенной конкуренции


Между объемами производства (12 изделий), где заканчивается снижение издержек и начинается их рост (18 изделий), находятся выпуски, для которых увеличение затрат всех ресурсов сопровождается пропорциональным увеличением выпуска. Им соответствует горизонтальный отрезок кривой средних издержек. Так, при увеличении затрат труда с 6 до 9, капитала с 2 до 3 единиц выпуск увеличивается в такой же пропорции, т.е. в 1,5 раза, и имеет место постоянная отдача от масштаба.
Если воспользоваться производственной функцией Q = f(L,K), то аналитически отдачу от масштаба можно представить следующим образом. Увеличим затраты труда L и капитала К в Я раз (Я положительное число), выпуск возрастает в Я*раз: /(A L, Я/О = Я''/(L, ЛГ). Если А 1, то имеем возрастающую отдачу; если Л 1 убывающую отдачу; если
h = 1 отдача от масштаба производства постоянна.
Эффект масштаба имеет огромное значение для фирм. Тот, кто сумел воспользоваться положительным эффектом масштаба, создал эффективное малозатратное производство, успешно конкурирует благодаря относительно низким ценам на продукцию, становится олигополистом и даже чистым монополистом. Ведь нередко экономически выгодно иметь одну крупную фирму, выпускающую продукцию при низких издержках, чем множество мелких фирм с высокими средними валовыми издержками.

Так общество соглашается с существованием естественных монополий. Эффект масштаба является одним из барьеров для вступления новых фирм в отрасль.
2.6. Максимизация прибыли фирмы на всех типах рынков (включая ресурсные)
Каковы основные черты совершенной конкуренции?
Конкуренция (от лат. конкурро — сталкиваться) — это соперничество между агентами рыночной экономики за лучшие условия производства, купли и продажи товаров (А. Смит). Й.Шумпетер характеризует конкуренцию как соперничество старого с новым.

Таким образом, конкуренция — это соперничество между продавцами и покупателями за право наилучшего применения имеющихся у них экономических ресурсов, т.е. за наиболее выгодные условия хозяйствования, за получение максимальной прибыли.
Таким образом, совершенно конкурентный рынок или рынок свободной конкуренции характеризуется, прежде всего, тем, что на нем устанавливается единая цена на один и тот же продукт в одно время. Однако модель рынка совершенной конкуренции основана на ряде допущений относительно организации рынка.
Характерные черты рынка совершенной конкуренции

Характерная черта
Совершенная конкуренция
Число фирм Тип продукта Контроль над ценой Условия вступления в отрасль Нецсновая конкуренция Примеры
Очень большое число Стандартизированный Отсутствует Очень легкие, препятствия отсутствуют Отсутствует Сельское хозяйство

1„ Основной чертой рынка совершенной конкуренции является нHличие большого числа независимо действующих продавцов, обычно предлагающих свою продукцию на высокоорганизованном рынке. Примером может служить рынок сельскохозяйственных товаров, фондовая биржа и рынок иностранных валют.
2о Конкурирующие фирмы производят стандартизированную, или однородную продукцию. При данной цене потреби-
149
______Каковы основные черты совершенной конкуренции?______
телю безразлично, у какого продавца покупается продукт. На конкурентном рынке продукты фирм В, Г, Д и так далее рассматриваются покупателем как точные аналоги продукта фирмы А. Вследствие стандартизации продукции отсутствует основание для неценовой конкуренции, то есть конкуренции на базе различий в качестве продукции, рекламе или стимулировании сбыта.
3. Соглашающиеся с ценой (ценоприкимающие) экономические субъекты. На рынке совершенной конкуренции отдельные фирмы не имеют контроля над ценой продукции. Это свойство вытекает из предшествующих двух.

В условиях совершенной конкуренции каждая фирма производит настолько небольшую часть от общего объема производства, что увеличение или уменьшение ее выпуска не будет оказывать ощутимого влияния на общее предложение, или цену продукта.
Предположим, что имеется 10 тыс. конкурирующих фирм, каждая из которых в настоящее время выпускает по 100 единиц продукции. Общий объем предложения, таким образом — 1 млн. единиц. Предположим, что одна из этих 10 тыс. фирм сокращает свое производство до 50 единиц.



Скажется ли это на цене? Нет. Причина ясна: сокращение выпуска одной фирмой оказывает почти незаметное влияние на общее предложение — точнее, общее предложенное количество уменьшается с 1 млн. до 999950 единиц.

Это, очевидно, недостаточное изменение в объеме предложения, для того чтобы заметно повлиять на цену продукции. Отдельный конкурирующий производитель соглашается с ценой; конкурентная фирма не может устанавливать рыночную цену, но может только приспосабливаться к ней.
Иначе говоря, отдельный конкурирующий производитель находится во власти рынка; цена продукта есть заданная величина, на которую производитель не оказывает влияния. Фирма может получить ту же самую цену за единицу продукции как при большем, так и при меньшем объеме производства. Запрашивать более высокую цену, чем существующая рыночная цена, было бы бесполезно.
4. Свободное вступление и выход из отрасли. Все продавцы и покупатели обладают полной свободой входа в отрасль и выхода из нее. Это значит, что предприятия вольны начать производство данной продукции, продолжить или прекратить его, если сочтут это целесообразным. Точно так же
150
______Каковы основные черты совершенной конкуренции?
покупатели вольны покупать товар в любом количестве, увеличить, сократить или вовсе прекратить его закупки. Нет никаких легальных или финансовых барьеров на вход в отрасль: патентов или лицензий, обеспечивающих преимущественные права выпускать определенную продукцию, существенных первоначальных затрат. Реализованная уже укоренившимися в отрасли предприятиями экономия от масштаба не столь велика, чтобы ограничивать вход в отрасль предприятиям-новичкам.
С другой стороны, никто не обязан оставаться в отрасли, если это не соответствует его желаниям. Отсутствует вмешательство в организацию рынка. Свобода входа и выхода предполагает также совершенную мобильность покупателей и продавцов внутри рынка, отсутствие каких-либо форм прикрепления покупателей к продавцам.

Если каждый из миллиона покупателей будет поставлен один на один с одним из миллиона продавцов, то, несмотря на их множественность и вероятную малость, мы получим не рынок совершенной конкуренции, а миллион ситуаций двусторонней монополии. Свобода входа и выхода обеспечивается мобильностью производственных ресурсов, свободой их перетока из одной отрасли в другую, туда, где их альтернативная ценность выше. Это, значит, что работники могут свободно мигрировать как между отраслями, так и между профессиями, их обустройство на новом месте жительства или переобучения не требует больших затрат.

Предложение сырья, других ресурсов производства не монополизировано.
Таким образом, в условиях совершенной конкуренции товаропроизводители вынуждены изыскивать способы производства товаров с минимальными издержками и по минимальной цене и как можно лучшего качества. В противном случае им не удастся продать свой товар, и покупатель предпочтет покупать подобный товар у конкурирующей фирмы, потому что покупатели тоже вступают в соперничество между собой за право покупать товар по минимальной цене.
Совершенная конкуренция выполняет:
• сопоставительную функцию - сравнения эффективности хозяйствования различных фирм, выявление и стимулирование наиболее эффективных и экономически дееспособных из них;
151
______Каковы основные черты совершенной конкуренции?______
• функцию вымывания тех фирм, которые не в состоянии производить товары по равновесным ценам и обеспечивать их качество
Таким образом, механизм конкуренции повышает эффективность рыночной системы в ^елом, но конкуренция сопровождается дестабилизирующим фактором, поскольку выступает как метод регулирования a posteriori (после того, как).
В Федеральном законе О развитии конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках конкуренция определяется как состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможности каждого из них воздействовать на общие условия обращения товаров на данном рынке и стимулируют производство тех товаров, которые требуются потребителю.
Условия максимизации прибыли на рынке совершенной конкуренции
Совершенно конкурентная фирма является ценополучателем, и в связи с этим кривая спроса фирмы на рынке совершенной конкуренции отличается абсолютной эластичностью.
D2=MR
TR
D,=MR
Кривые спроса и предложения
совершенно конкурентной
фирмы
Совершенный конкурент может продать любое количество продукта, который произвел по существующей или более низкой цене, но если цена выше, чем существующая, то предполагается, что спрос будет равен нулю.
Валовой доход (ТК) представляет собой выручку от продажи всего объема произведенной продукции TR=P x Q.
Средний доход (AR) определяется как отношение валового дохода к объему произведенной продукции AR=TR / Q.
Предельный доход (MR) — изменение в валовом доходе фирмы, вызванное изменением ее продаж на дополнительную единицу товара.



Содержание раздела