d9e5a92d

Любая экономическая деятельность сопровождается выбором.


Избираемые цели экономической политики того или иного государства могут основываться не только на критериях экономической эффективности. Они тесно связаны с политикой, религией, идеологией, национальными интересами и др. Но в большинстве развитых стран к числу основных экономических целей относятся: • экономический рост;
• полная занятость;
• экономическая защищенность, то есть жизнеобеспечение обществом больных, инвалидов, престарелых;
• стабильность цен, то есть минимизация инфляции;
• экономическая свобода;
• пераспределение доходов для обеспечения той или иной степени социальной справедливости;
• внешнеторговый баланс;
• экономическая эффективность, то есть ответственность общества за более эффективное размещение своих ресурсов.
39
Как осуществляется
выбор оптимального решения?
Поведение экономических рыночных агентов (домохозяйств, фирм) характеризуется экономической рациональностью, которая должна сопровождать принятие любого экономического решения. Экономическое поведение учитывает два взаимосвязанных ключевых ограничения экономики: экономические блага редки, и общество должно использовать свои ресурсы эффективно с тем, чтобы максимально удовлетворить свои безграничные потребности. Всякое изобилие порождает застой в развитии, снижает стимулы к эффективной деятельности.

Трудно представить последствия возможностей производства неограниченного количества любого товара или удовлетворения любой потребности. В таком обществе отсутствовали бы необходимые условия развития экономики: конкуренция, заинтересованность, предпринимательство, эффективное ценообразование и распределение доходов и др., а, следовательно, отсутствовала бы и проблема выбора. Принимаемые решения были бы возможны, но неэффективны.

Многовековым опытом доказано, что достижение эффективного состояния экономики возможно в условиях конкуренции.

Любая экономическая деятельность сопровождается выбором. Проблема выбора бесконечна. Это значит, что мы не ограничены каким-то одним решением, а имеем множество их вариантов, между которыми следует делать выбор.

Этот выбор осуществляется между экономическими вариантами использования ресурсов, ведь каждый ресурс может быть применен для удовлетворения различных потребностей.

Разной может быть и технология его использования. Множественность экономических целей при ограниченности ресурсов ставит проблему выбора наилучшего варианта, при котором достигается максимальное удовлетворение потребностей при данных затратах. Экономическая рациональность предполагает, что каждый хозяйствующий субъект стремится к достижению поставленной цели и рассчитывает сравнительные издержки выбора средств достижения своей цели. Потребитель должен распределить свои потребности, выделить первоочередные, соизмерить свои предполагаемые расходы с ожи-
40
______Как осуществляется выбор оптимального решения?
даемыми доходами. Относительно потребления основополагающий принцип экономики — принцип оптимизации был сформулирован X. Вэрианом как такой, при котором люди стремятся выбирать наилучшие структуры потребления из числа тех, которые могут себе позволить. Производитель должен решить, что именно произвести, в каком количестве и соответствующего качества, какую применить технологию, рассчитать величину ожидаемой прибыли и ее соотношение с затратами.

Профсоюзы на рынке труда стремятся максимизироJать экономическую ренту своих членов.
Еще более сложные проблемы встают перед государством: создание условий повышения уровня жизни^ благосостояния населения, выбора направления экономического развития, социального взаимодействия и др. Поэтому, критерием рационального экономического поведения выступает эффективность, рациональность, основанная на выборе из множества альтернативных вариантов того, который может принести максимальную выгоду (результат) по сравнению с остальными. Вот почему свобода выбора — непременное условие успеха, экономического процветания и могущества любого экономического субъекта.

Эффективность означает отсутствие потерь, или насколько эффективное использование ресурсов экономики возможно для удовлетворения нужд и желаний людей.



Экономика работает эффективно, если она не может произвести дополнительное благо, не снижая при этом производство другого блага. Назначение эффективной, рациональной экономической деятельности состоит в осознании реальности и понимании того, как общество должно использовать имеющиеся ресурсы, согласовывать экономические и социальные интересы.
Проблема согласования интересов нашла свое отражение в экономической теории в рамках теории социального выбора, основателем которой является К. Эрроу.
Таким образом, можно показать не только значимость выбора оптимального решения в ходе реализации экономической деятельности, но и различие в рыночном и нерыночном согласовании интересов.
Конкуренция и ее виды
/ Конкуренция и ее виды
Конкуренция (от лат. конкурро — сталкиваться) — это соперничество между участниками рыночной экономики за лучшие условия производства, купли и продажи товаров (А. Смит). По И. Шумпетеру конкуренция — это соперничество старого с новым.

Таким образом, конкуренция — это соперничество между продавцами и покупателями за право наилучшего применения имеющихся у них экономических ресурсов, т.е. за наиболее выгодные условия хозяйствования, за получение максимальной прибыли. Критерии классификации видов конкуренции:
1. Характер поведения продавца:
• полиполическая конкуренция — борьба против всех;
• олигополическая конкуренция — борьба против нескольких конкурентов.
2. Степень дифференциации товара — по этому критерию выделяется однородная или гомогенная конкуренция (без дифференциации товара) и конкуренция разнородная или гетерогенная (с дифференциацией товара).
3. Степень свободы проникновения в отрасль:
• открытая конкуренция;
• закрытая.
4. Применяемые действия:
• ценовая;
• неценовая конкуренция;
• эффективная (реальная) — когда покупатели и продавцы действуют независимо.
Таким образом, конкуренция является формой функционирования рыночных отношений. В конкурентной борьбе субъекты отношений соперничают за использование лучших условий производства, купли и продажи товаров.
Конкурируют продавцы, стремясь продать свой товар дороже. Но нередко побеждают те из них, кто продает товары дешевле, что позволяет привлечь покупателей и продать больше товаров. Конкурируют покупатели, стремясь купить товар по низкой цене.

Но при ограниченности объема предложения побеждают те, кто соглашается на более высокую цену. Объектом конкуренции продавцов и покупателей является уровень
42
цены товара: первые хотят продать товар дороже, вторые — купить дешевле.
Существуют два основных вида конкуренции. Совершенная конкуренция имеет место на рынке совершенной конкуренции. Здесь множество фирм предлагают стандартный товар.

Каждая фирма поставляет на рынок столь небольшую часть от общего объема предложения товара, что она не может оказать влияние на уровень цены. Существует свободное вступление новых фирм в отрасль и свободный выход из отрасли, то есть отсутствуют барьеры — законодательные, технологические и другие — для свободного перемещения капитала.

На рынке не используются методы неценовой конкуренции.
На конкурентном рынке продукт приобретают множество независимых покупателей. Это означает, что необходимое количество товара покупатель приобретает по установившейся на рынке цене и не может оказать влияние на уровень цены. Совершенная конкуренция встречается редко.

Но существуют отрасли, рыночные характеристики которых близки к признакам и параметрам рынка совершенной конкуренции, например рынок зерна.
Несовершенная конкуренция имеет место, если на рынке не соблюдается хотя бы один признак совершенной конкуренции. Крайним случаем такого рынка является чистая монополия. Абсолютная, или чистая, монополия существует, если одна крупная фирма является единственным производителем продукта, у которого нет заменителей.

Фирма представляет всю отрасль.

Чистый монополист, диктующий цену, осуществляет значительный контроль за ценой. У него нет прямых конкурентов, потому что возникновению новых фирм препятствуют экономические, технические и другие барьеры. Вхождение в отрасль других фирм заблокировано.
Однако монополист не может установить какую угодно высокую цену на свою продукцию. Он регулирует соотношение цена — объем продаж таким образом, чтобы получить максимум прибыли. Чтобы продать больше продукции, приходится снижать цену.
Обычно прVдукцию монополиста покупают множество независимых потребителей. Наличие на рынке одного покупателя называется монопсонией. Монополист конкурирует с продавцами других товаров за кошельки покупателей и нередко с импортерами — производителями аналогичного товара.
43
Конкуренция
На олигополистическом рынке несколько крупных фирм производят стандартную, но дифференцированную продукцию. Конкуренция небольшого числа фирм приводит к их всеобщей взаимозависимости. Так, если одна из четырех фирм снижает цену, чтобы увеличить свою долю на рынке, то это неблагоприятно повлияет на положение других фирм.



Содержание раздела