Последние также могут снизить цену, и тогда все фирмы потеряют часть своих прибылей. Если конкуренты не последуют примеру первой фирмы, ее доля продаж на рынке уменьшится. Таким образом, олигополия при установлении цен принимает во внимание не только величину издержек производства — спрос, но и ответные действия конкурентов.
Это объясняет, почему цены на олигополистическом рынке имеют тенденцию быть негибкими, жесткими. Монополистическая конкуренция сочетает в себе значительную конкуренцию с небольшой монопольной властью. На таком рынке относительно большое число фирм (20 или даже 70) продают дифференцированный продукт. Каждая фирма поставляет на рынок сравнительно небольшую долю совокупного предложения товара, поэтому оказывает ограниченное влияние на рыночную цену.
Фирмы не согласовывают свои намерения относительно объема производства и цены, не учитывают возможные действия своих Конкурентов, отсутствует их взаимная зависимость.
На рынке широко применяются методы неценовой конкуренции.
1.4. Экономические блага
f Виды и классификация экономических благ
Благо — это средство удовлетворения потребностей человека.
Неоклассическая школа уделяет особое внимание разграничению экономических и неэкономических благ. Это разграничение связано с понятием редкости. Благо неэкономическое имеется в неограниченном количестве.
Экономическое благо является редким благом.
По мнению К. Менгера, представителя австрийской школы, соотношение между потребностью и доступным для удовлетворения этой потребности количеством благ делает их экономическими или неэкономическими. Неоклассическая школа подчеркивает, что товар — это экономическое благо, предназначенное для обмена, но в этом определении отсутствует указание на то, что товар должен обязательно быть продуктом труда. На этот факт обращает внимание К. Менгер, давая научное объяснение категории товара.
Товары — это экономические блага, предназначенные для обмена.
Экономическа природа благ, определяется их стоимостью (ценностью). Согласно теории К. Маркса, стоимость (ценность) экономического блага определяется затратами общественно необходимого труда, то есть труда, осуществляемого при средних общественно-нормальных условиях производства, средней интенсивности производительности труда. Согласно неоклассическим представления о природе благ, их ценность зависит от редкости, от интенсивности потребления и количества благ, способных данную потребность удовлетворить.
Предполагается, что любая потребность может быть удовлетворена несколькими благами, а любое экономическое благо может использоваться для удовлетворения разных потребностей.
Если qt, qz,..,qn — совокупность количеств каждого из п благ, a рг рг,.„ рп — цены благ, то стоимость совокупного набора благ, удовлетворяющих потребности, можно записать как Евд, где i=l,...,n.
Классификацию экономических благ можно представить следующим образом:
45
_________Виды и классификация экономических благ_________
• долговременные, предполагающие многократное использование (товары длительного пользования);
• недолговременные, блага разового потребления (продукты питания);
• взаимозаменяемые блага (субституты, к ним могут относится не только потребительские товары, но и производственные ресурсы);
• взаимодополняемые блага;
• настоящие;
• будущие;
• прямые (потребительские);
• косвенные (производственные).
Т
Для создания экономических благ (товаров) необходимо вовлечение в производство ресурсов.
Ресурсы — это все, что используется для создания экономических благ, то есть совокупность природных, социальных и духовных сил, используемых в процессе создания товаров, услуг и иных ценностей.
Экономические ресурсы принято делить на четыре группы:
1) природные — потенциально пригодные для применения в производстве естественные силы и вещества;
2) материальные — все созданные человеком (рукотворные) средства производства, которые сами являются результатом производства;
3) трудовые — население в трудоспособном возрасте, способное к труду;
4) финансовые — денежные средства, которые общество в состоянии выделить на организацию производства.
Кривые безразличия для таких товаров имеют вид, представленый на рисунке. Как видно из этого рисунка потребитель выбирает набор в угловой точке в пропорции 2:1.
Полная взаимодополняемость благ
Функция полезности для совершенных комплементов имеет вид: U(X,Y) = min{aX,bY} где а и b — положительные числа, показывающие пропорции потребления. 48
Полная и частичная взаимодополняемость и взаимозамещение...
Выбор потребителя в данном случае точно определен, поэтому кривая безразличия характеризуется тем, что равна либо нулю, либо бесконечности, но не принимает никаких промежуточных значений.
Однако чаще всего имеет место частичная взаимодополняемость, которая может быть выражена кривыми безразличия, представленными на рисунке зоной комплемнтар-
Частичная взаимодополняемость благ
ности служит отрезок кривой от точки А до точки В. Снижение цены одного из пары подобных товаров, например, бензина, приводит к увеличению спроса на него. С ростом спроса на бензин увеличивается спрос на мотоциклы, что при прочих равных условиях повышает цену на них. Таким образом, снижение цен одного из товаров-комплементов ведет к росту спроса и соответственно цен на другой, и наоборот.
Следовательно, между ценой одного из взаимодополняемых товаров и спросом на другой существует обратная связь. Степень чувствительности спроса на один товар при изменении цены другого блага показывает коэффициент пе-
рекрестнои эластичности:
„ _ v,r ~
' Если Е" 0, то
товары являются взаимодополняемыми. Чем меньше данный показатель, тем больше взаимодополняемость. Полная комплементарность характеризуется значением Е%г=х, то есть бесконечно малое увеличение цен на благо У ведет к исчезновению спроса на товар X.
Взаимозаменяемость — это свойство благ удовлетворять потребности людей за счет других благ. Такие характеристики применимы не только для потребительских товаров и услуг (автомобильный и железнодорожный транспорт, тюльпаны и
49
Полная и частичная взаимодополняемость и взаимозамещение...
лилии, кино и театр и т.п.), но и для производственных ресурсов (тепловые и гидростанции, уголь и газ и т.п.). Взаимозаменяемые блага в экономической теории называются товарамисубститутами (substitute goods).
Взаимозаменяемость может быть полной (абсолютной, жесткой, совершенной) и частичной (относительной). Полные субституты — это товары, при потреблении которых индивид готов их заместить в постоянной пропорции, например, желтые и белые розы. Кривые безразличия для таких благ представлены на рисунке. Функция полезности для со-
Полная взаимозамещаяемостъ благ
вершенных товаров-субститутов имеет вид: U(X,Y) = аХ +bY.