К РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ Необходимость в общественных преобразованиях назревала давно, что выражалось в попытках проведения различных экономических реформ и экспериментов. Но все эти попытки не шли дальше совершенствования существовавшей системы. В итоге улучшения экономической ситуации не происходило.
Требовался новый, качественно иной подход к осмыслению достигнутого и к перспективе. В самом деле, если в огромной стране есть значительные природные и трудовые ресурсы, солидный интеллектуальный потенциал, но нет нужных результатов, причину надо искать в самой общественной системе.
§ 1. Основные черты и проблемы переходного периода к рынку. Формирование рыночной структуры
В предыдущей главе мы выяснили, какое наследство оставила командно-административная система к началу 1992 г., т. е. времени, когда экономическая реформа в России стала делать первые шаги:
тотальное огосударствление экономической сферы;
сверхмонополизация и деформированность структуры экономики с крайне высокой степенью милитаризации;
подавленная инфляция;
скрытая безработица;
тотальный дефицит товаров и услуг, их повсеместное рационирование;
отсутствие экономических мотивов к трудовой деятельности;
господство социального иждивенчества, эгалитаристской и патерналистской психологии подавляющего большинства населения.
Каковы основные проблемы, которые должны быть решены в переходный период? Это приватизация, макроэкономическая стабилизация, поощрение предпринимательства, либерализация внешнеэкономических связей. Обязательно социальная политика, направленная на защиту лиц с низкими доходами.
Как известно, рыночное хозяйство предполагает взаимосвязанную систему рынков: товаров, труда, капитала и др.
535
В связи с этим важнейшими целями в переходный период
являются.
Цель первая развитие рынка товаров и услуг. При этом речь идет как о товарах и услугах производственного, так и непроизводственного назначения. Казалось бы, что подобный рынок не нов, он уже был и есть.
Однако подлинный рынок товаров не просто место продажи и купли, подлинный рынок это свободное ценообразование, когда подавляющая масса продукции производится в частном секторе.
Цель вторая формирование финансового рынка. Речь идет о специфическом, ранее для нашего бытия не знакомом рынке ценных бумаг (акций, облигаций и др.). Значение такого рынка трудно оценить, если не опираться на опыт западных стран, свидетельствующий о его важной роли в жизни общества.
В принципе финансовый рынок это вершина рыночной структуры, сложнейший и чуткий механизм его регулировки и подстройки. Переходный период как раз и необходим, чтобы создать и апробировать такой рынок, ибо без акций, облигаций и других ценных бумаг рыночная экономика немыслима. Выпуск и свободное обращение ценных бумаг, свидетельствующих о том, что их владелец является собственником капитала и имеет право на доход необходимые условия покончить с монополизмом государственной собственности на заводы, фабрики, недвижимость.
Другими словами, обладатели ценных бумаг (а они в развитом рыночном хозяйстве исчисляются миллионами) получают возможность не только иметь дополнительные источники доходов, но и становиться собственниками; это серьезно снижает и социальную напряженность в обществе.
Цель третья создание и регулирование
рынка труда.
В рыночных условиях для населения закончился период гарантированной занятости, когда руководитель предприятия был лишен возможности уволить непроизводительного работника, если только с его стороны не было зафиксировано антиобщественного поведения. Рабочие места были гарантированы для выпускников высших и средних специальных учебных заведений, других категорий населения. Теперь же вводится контрастная система найма работников, которая призвана повысить ответственность обеих
сторон в ходе рационализации занятости. Ведь на рынке труда, так же, как и на рынке товаров и услуг, несоответствие между спросом и предложением вещь довольно болезненная.
Итак, рыночная экономика это экономика, в которой взаимодействуют рынки товаров и услуг, ценных бумаг, труда. Пути к такой экономике отнюдь не однозначны. Какая же дорога ведет к рынку?
Ответ на этот вопрос видится во взаимосвязи политических и экономических шагов, о чем будет сказано далее.
§ 2. Приватизация
Приватизация коренной вопрос перехода к рынку. Она означает движение к тому, чтобы ведущие позиции занял частный сектор: индивидуальное предпринимательство, акционерные общества, совместные предприятия. От того, как она будет проведена, зависит и социальный мир, и то, как заработают рыночные стимулы.
Приватизация позволит восстановить равноправие и неприкосновенность всех форм собственности государственной, коллективной и частной. Только возвратив человеку собственность, можно рассчитывать на появление заинтересованного и ответственного производителя конкурентоспособной продукции.
Приватизацию иногда называют тихой революцией, которая завоевывает мир. В самом деле, в той или иной мере в этом процессе ныне участвуют более 50 стран: распродаются государственные предприятия, сельское хозяйство и промышленность выводятся из-под государственного контроля, сдаются в аренду правительственные службы. Стремительность и размах этих преобразований особенно усилились в 1981 г., и теперь они проводятся в странах всех идеологических направлений и с любым уровнем развития.
Идея приватизации оказалась актуальной и привлекательной для многих государств, разительно отличающихся друг от друга.
Предпосылки приватизации. Основной причиной приватизации, особенно в наименее развитых странах, послужило вызванное бюджетными кризисами осознание того, что государственные предприятия, как правило, выступают растратчиками национального богатства. Сложилось довольно устойчивое мнение, что вместо накопления прибы-
536
537
ли или эффективного предоставления услуг они лишь опустошают казну. Отсюда, естественно, и делается вывод о необходимости упрочить роль частного сектора.
Со временем большинство государственных предприятий, являющихся монополиями, превратились в не что иное, как агентства по найму, обеспечивающие работой политических союзников, неудавшихся политических деятелей, отставных военных. Во всех странах эти предприятия существуют за счет прямых и косвенных налогов. На плаву они держатся благодаря налоговым льготам, получая, кроме того, дополнительные субсидии в виде иностранных займов и кредитов от внутренних банков, обкрадывая таким образом частный сектор на рынках капитала.
Само присутствие таких государственных монстров препятствует развитию предпринимательства и обновления.
В случае с российской экономикой проблема усугубляется тем, что долгие годы людям вбивали в голову идею о якобы порочности, неестественности частной собственности. Внушалась мысль о том, что процесс огосударствления носит объективный характер, не оставляющий частной собственности никакой перспективы. На подавление естественного стремления человека к частной собственности была брошена вся мощь государственной машины.
В разрушении и деформации отношений собственности кроются главные причины банкротства командно-административной системы.
Международный опыт приватизации. По некоторым оценкам, в 1984 г. доля государства в экономике 19 западноевропейских стран стала впервые снижаться за период с начала Второй мировой войны. Приватизация получила стремительное распространение в Европе, поскольку государственная собственность не принесла ожидаемых результатов меньшую степень иерархичности и более заинтересованное и инициативное участие трудящихся.
В «революции» приватизации на первое место вышла Великобритания: около трети занятых в производстве в общей сложности 600 тысяч рабочих мест были переведены в частный сектор в результате распродажи государственных компаний. Эта мера в сочетании с полученной прибылью от продажи государственного жилого фонда принесла британскому казначейству более 26 миллиардов долларов и снизила долю государства во внутреннем производстве с 10 до 6%.
Некоторым государственным предприятиям, например, было предложено распродать или безвозмездно раздать акции своим рабочим и служащим. Так, в 1982 г. рабочие и служащие крупнейшей в Англии компании автогрузовых перевозок «Нэшнл фрайт консорциум» приобрели 83% ее акций стоимостью примерно по 500 долл. каждая. С того времени производительность возросла на 30% и компания стала настолько прибыльной, что ее акции повысились в цене в 40 раз. Затем настал черед «Бритиш телеком», шестой в ряду наиболее крупных в мире телефонных компаний, нуждавшейся в средствах для модернизации оборудования. Английское правительство распродало 51 % акций на самую высокую по тем временам сумму.
Предпочтение отдавалось тем, кто работает в «Бритиш телеком»: акции купили 96 процентов ее рабочих и служащих.
Когда в 1979 г. M. Тэтчер стала премьер-министром, каждый дом или квартира в Англии принадлежали государству и сдавались внаем за частично субсидируемую плату. В последующие шесть лет почти миллион домов или квартир (около 17% общего государственного жилого фонда) были проданы со скидкой до 60% в зависимости от срока проживания.