Теперь уже очевидно, что степень остроты проблемы зависимости определялась глобальным противостоянием сверхдержав СССР и США. Поскольку такое противостояние, видимо, кануло в Лету, перед странами встает необходимость разработки разумной внешнеэкономической политики, опирающейся на соответствующее законодательство своих стран. Например, нет
556
ничего страшного в том, что развитая страна может построить в менее развитой стране какой-либо промышленный объект, если законодательство последней предусматривает защиту интересов своего населения по экологическим параметрам, социальное развитие, контроль за уплатой налогов и вывозом прибылей.
Кроме этого, выгода от внешней торговли и в том, что она позволяет сравнить экономические уровни стран, как бы подстегивая их развитие. При этом одни страны освобождаются от напряжения перепроизводством, а другие получают внешний импульс для экономического прогресса. Любые ограничения внешней торговли отрицательно сказываются на экономике страны, однако это вовсе не означает, что она не должна быть объектом государственного регулирования.
Государственное регулирование внешней торговли. Развитая внешняя торговля обостряет конкуренцию между товаропроизводителями, заставляя их закрывать неконкурентные и искать прибыльные производства, улучшать организацию труда и т. п. Поэтому хотя население в целом и выигрывает, положение каких-то отраслей производства может ухудшаться. Начнется давление на правительство страны с требованием создания барьеров, ограничивающих движение товаров через границу.
Правительству же, образно говоря, из двух зол нужно выбрать наименьшее. Поскольку выигрыш от свободы торговли больший, чем потери, следует выработать механизм компенсации последних (пособия по безработице, программы профессионального переобучения и повышения квалификации и т. п.).
Разгосударствление внешней торговли в ходе продвижения к рынку носит необходимый характер. Но этот процесс требует тщательного продумывания и взвешенного подхода. Например, теоретически можно предположить, что в ходе разгосударствления, когда идет ломка прежних устарелых структур управления народным хозяйством, произойдет спад производства, станут привычными кризисные явления, появится или увеличится безработица.
В этих условиях правительство может столкнуться с дилеммой: установить высокие таможенные тарифы на импорт в целях его ограничения из-за нехватки валюты и экспортных товаров или установить квоты на ввозимые товары.
При такой ситуации тарифы (т. е. обложение импортных товаров налогом для увеличения их цены на внутреннем
557
рынке) являются более предпочтительными, чем квоты (ограничения количества ввозимых товаров). Во-первых, тарифы увеличивают государственные доходы, а квоты искусственно повышают цены на иностранные товары из-за их сравнительно небольшого количества, что обогащает зарубежных товаропроизводителей. Во-вторых, мировые и внутренние цены будут изменяться в одну сторону при политике тарифов, тогда как внутренние цены могут сильно превышать цены мирового рынка при политике квот.
Это означает, что экономические потери для народного хозяйства при тарифной политике могут как-то ограничиваться, тогда как неэффективность при политике квот может достигать значительных размеров.
В идеале рынок должен сам определять, какие продукты будут экспортироваться и какие импортироваться. В этом случае нет необходимости в том, чтобы государство полностью регламентировало внешнеэкономическую деятельность предприятий. В деле перехода к рыночным структурам без сильного влияния государства нельзя обойтись, ибо на этом этапе важно оптимизировать экспортные и импортные группы товаров и услуг, опираясь на сложившуюся к данному моменту практику.
Так, на нынешней стадии для России наиболее выгодным, вероятно, будет экспортировать прежде всего энергоносители и лес, а импортировать технологии и предприятия «под ключ».
Такой подход можно считать целесообразным, если его рассматривать как этап на пути к высокотехнологичной экономике. При этом лучший способ обеспечить себе такое будущее это использовать прибыль, полученную от сегодняшнего экспорта сырья не на закупку товаров народного потребления, а для немедленного инвестирования в технический прогресс. Эти инвестиции заложат основания будущей развитой экономики России с высоким уровнем жизни ее населения.
А если этот сертификат приобретен незаконным путем и является фальшивым? Позвонить или направить запрос на фирму-изготовитель? Но расходы на такие мероприятия могут оказаться очень большими, и время, потраченное на эти действия, может иметь слишком высокую альтернативную стоимость.
Таким образом, в результате асимметричной информации нарушается сам принцип действия рыночного механизма, поскольку ценовые сигналы перестают отражать реальное положение дел. Классический пример изложен в статье Джорджа Акерлофа «Рынок лимонов» (1970 г.), описывающей ситуацию на рынке подержанных автомобилей.
На рынке есть просто подержанные автомобили, находящиеся тем не менее в хорошем состоянии.