d9e5a92d

Акционерное общество - закрытое и открытое


В России и других странах СНГ предприятия, основанные на собственности работников, только создаются. Отношение к ним в обществе неоднозначное. Среди ученых, например, есть немало критиков «народных предприятий», апеллирующих часто к югославскому опыту «рабочего самоуправления», которое, как известно, не выдержало проверку временем.

Однако при этом из виду упускается главное: в югославском эксперименте собственность работников не создавалась и не использовалась. Там господствовала обезличенная коллективная собственность, реально не принадлежавшая ни работникам, ни государству.
Отношение трудовых коллективов в нашей стране к «народным предприятиям» весьма благожелательное, а это значит, что в ходе приватизации они получат широкое распространение. Но чтобы такие предприятия не стали исторической разновидностью советских колхозов, необходимо всестороннее изучение западного опыта их органи-
204
зации. Причем сегодня этот опыт не ограничивается американским, вариантом. Недавно Совет БС принял рекомендации по расширению программ перехода к «собственности работников» (программа ЕСОП) во всех западноевропейских странах.

Как метод приватизации программа ЕСОП начала широко применяться также в Польше, Венгрии, Чехии, Словакии.
Вместе с тем было бы ошибкой распространять предприятия с рабочей собственностью на всю экономику. Западные страны потому и добились успеха в социально-экономическом и научно-техническом развитии, что создавали условия для развития разнообразных форм собственности и предпринимательства. В тех же США из 16 млн. различного рода предприятий 70% составляют предприятия индивидуальной собственности, 10% партнерства (принадлежащие двум или более лицам), 20% корпорации или акционерные общества («Экономические науки».

1991, № 9. С. 80).
Во многих странах современного мира активным предпринимателем является государство, в собственности которого находится от 5-10 до 35-40% основного капитала. В бывших социалистических странах государству принадлежала подавляющаяся часть производственных фондов, что сделало его, no-существу, единственным хозяйствующим субъектом в экономике. В середине 80-х годов доля предприятий государственного сектора в создании добавленной стоимости составляла; %: Чехословакия 97, ГДР 97, СССР 96, Югославия 87, Венгрия 86, Польша 82, Франция 17, Италия 14, ФРГ 11, Англия 11, Дания 6, США 1.
Из приведенных данных видно, что в так называемых социалистических странах доминировала «государственная экономика», тогда как в западном мире государству отводилось относительно ограниченное поле деятельности. Однако и эти масштабы по меркам рыночной экономики оказались слишком большими, что побудило правительства западных стран пойти по пути приватизации. Эта приватизация не носит столь грандиозного характера, как в восточноевропейских странах и СНГ, но важна сама тенденция к расширению негосударственной экономики.
Вместе с тем и в этих условиях многие государственные предприятия играют заметную роль в национальном хозяйстве, а порой являются лидерами среди промышленных
205
фирм. Так, например, в Италии список крупнейших промышленных предприятий возглавляют государственные «ИРИ», «ЭНИ», во Франции «Эльф-Акитен», «Рено», в Финляндии «Несте». I
Правовой статус государственных предприятий в различных странах отличается большим разнообразием. При этом даже в одной стране, как правило, не существует единого законодательного акта, регулирующего положение всех государственных предприятий. Практически каждое предприятие образуется и действует на основании специального постановления государственных органов, регламентирующих методы контроля и руководства со стороны государства, а также регулирующего финансовые и имуществен ные отношения с государством и рынком.
На основании вышеназванных условий государственные предприятия можно подразделить на три группы: бюджетные предприятия; государственные корпорации («Паблик Корпорейшнз»); смешанные акционерные общества.
Бюджетные предприятия. В эту группу входят предприятия, не имеющие ни юридической, ни хозяйственной самостоятельности. По своему положению они относятся к системе государственного административного управления и непосредственно подчиняются или структурно входят в какие-либо министерства, ведомства или органы местного самоуправления.



Они не платят налоги на полученную прибыль, все их доходы и расходы проходят через госбюджет.
Внешними источниками финансирования они обычно не пользуются, а субсидируются за счет государственной казны. Руководители предприятий назначаются соответствующими государственными органами и наряду с остальным персоналом считаются государственными служащими. К числу бюджетных предприятий обычно относятся службы связи, верфи, арсеналы и т. п.
Государственные корпорации. Это распространенная организационно-правовая форма государственных предприятий. Они наделяются определенной правосубъективно-стью и имеют собственное имущество. Как правило, наряду с хозяйственной деятельностью они выполняют определенные регулирующие и управленческие функции в установленных пределах от имени государства.

Другими словами, государственные корпорации сочетают в себе черты ком мерческого предприятия и государственного органа. Госу-


дарственные корпорации могут быть образованы в форме акционерного общества, все акции которого принадлежат государству.
Предпринимательская деятельность государственных корпораций обычно осуществляется на коммерческой основе в рамках устанавливаемых соответствующими министерствами или ведомствами планов. Экономической основой такой деятельности служит собственный капитал корпораций, образуемый за счет государственных фондов, акционерный капитал и капитализируемая прибыль. Используется также заемный капитал в форме облигационных займов, кредитов банков и других финансовых институтов.

Но размеры заемных средств обычно ограничиваются, что снижает возможность маневрирования финансовыми ресурсами.
Показатели рентабельности и эффективности деятельности государственных корпораций зачастую несопоставимы с аналогичными показателями частных фирм, поскольку убыточное производство у первых обычно безвозмездно субсидируется государством, а реализация производственной продукции и услуг осуществляется по регламентированным ценам.
Смешанные компании. Они образуются в форме акционерных обществ и товариществ с ограниченной ответственностью, акции которых принадлежат государству и частным вкладчикам.
Смешанные компании действуют в соответствии с законом об акционерных обществах и являются юридическими лицами, участвуя в хозяйственном обороте на коммерческой основе наравне с частными фирмами. Тем не менее они обычно пользуются определенными привилегиями по сравнению с частными фирмами, которые могут выражаться в предоставлении государственных субсидий и дотаций, льготном режиме получения импортных лицензий, гарантированных поставок сырья и полуфабрикатов с других государственных предприятий по твердо фиксированным ценам, гарантированном рынке сбыта производимой продукции, экспортных дотаций и т. д.
Собственный капитал смешанных фирм складывается из акционерного капитала, капитализированной прибыли и эмиссионного дохода, если их акции реализуются на фондовой бирже. Государство и частные акционеры получают доход от их деятельности в виде дивидендов. Смешанные
206
207
компании имеют более широкие возможности,' чем государственные корпорации, пользоваться заемными средствами.
Хозяйственная деятельность смешанных компаний осуществляется на предпринимательской, коммерческой основе. Однако для наиболее важных для экономики страны компаний могут устанавливаться планы, разрабатываемые их администрацией совместно с соответствующими министерствами и ведомствами. По сравнению с государственными корпорациями они пользуются большей хозяйственной самостоятельностью.
Проведенный анализ показывает, что государственное предпринимательство на Западе, вопреки распространяемому иногда у нас мнению о его нежизнеспособности, играет важную экономическую и социальную функцию. Отсюда следует, что и наше обновляющееся общество, переходя к рынку, также не может обойтись без государственной формы собственности и хозяйствования. Вопрос может стоять лишь о ее масштабах, сферах распространения, экономических границах, одним словом о ликвидации монопольного положения государства в хозяйственной системе страны.
Разумеется, мы должны отказаться от догматического представления о том, что государственная форма собственности и общенародное хозяйствование из единого центра в наибольшей степени отвечают интересам социально-экономического прогресса. Однако при этом нельзя забывать о сильных сторонах государственной собственности, связанного с ней централизованного управления (возможность концентрации ресурсов, мобильность в решении ряда макроэкономических проблем). Не случайно послевоенное восстановление экономики стран Западной Европы сопровождалось национализацией ряда базовых отраслей промышленности.
В то же время надо ясно видеть и другую сторону государственного предпринимательства, связанного с характером владения и управления принадлежащими государству предприятиями.Поскольку государство олицетворяет монополию политической власти, черты монополизма в той или иной мере проявляются и в процессе экономической реализации государственной собственности. Кроме того, поскольку в системе государственного управления центральное место занимает чиновничий аппарат, управ-
208
ление государственной собственностью имеет тенденцию к бюрократизации, а процесс ее использования к расточительству.
Эти негативные тенденции особенно нетерпимы в уело виях инновационного прогресса, когда резко возрастает значение конкуренции и инициативы. Поэтому представление о том, что эволюция форм собственности и предпринимательства идет от частнокапиталистических к кооперативным формам и далее к государственной, является упрощенным и требует критического пересмотра с учетом современной практики. На Западе в 80-е годы, когда сформировался инновационный тип экономического развития, развернулся процесс приватизации, обеспечивающий большинству стран дальнейшее продвижение по пути научно-технического прогресса.
Из всего вышеизложенного следует, что многообразие организационных форм бизнеса придает современной рыночной экономике характер «смешанной экономики». Такая экономика доказала неоспоримые преимущества по сравнению с «одноклеточной» экономикой, поскольку в ней уживаются разные уклады, доказывая свое право на существование через конкуренцию, эффективное удовлетворение разнообразных потребностей членов общества. В этом состоит главный урок и для нашей экономики, переживающей тяжелые времена перехода от тоталитарной системы к модели смешанного предпринимательства.

Если процесс реформ в бывшем СССР будет продолжен, то мы получим структуру организационных форм бизнеса, близкую к той, что нужна для нормальной «смешанной экономики», в которой госсобственность займет не более 20%, а остальные ресурсы будут принадлежность негосударственным юридическим и физическим лицам.
Основные понятия:
Индивидуальное частное предприятие
Товарищество
Акционерное общество (закрытое и открытое)
Кооператив
Ограниченная ответственность
Бюджетные предприятия
Смешанные компании
209



Содержание раздела