экономики, где доля инвестированного капитала на душу населения уменьшается. В такой экономике существует превышение общей суммы предпринимательских убытков над общей суммой прибыли. Люди, не способные избавиться от ошибки мыслить категориями коллективов и целых групп, могут поднять вопрос о том, как в регрессирующей экономике вообще возможна какая-либо предпринимательская деятельность.
Зачем кто-либо будет ввязываться в какое-либо предприятие, если знает заранее, что математически его шансы получить прибыль меньше, чем понести убытки? Однако такая постановка вопроса ошибочна. Как и любой другой человек, предприниматели действуют не как представители класса, а как индивиды. Ни одного предпринимателя ни на йоту не беспокоит судьба всей совокупности предпринимателей.
Отдельному предпринимателю неинтересно, что происходит с другими людьми, которых теория, по определенным признакам, причисляет к тому же классу, что и его. В живом, непрерывно изменяющемся рыночном обществе всегда существует прибыль, зарабатываемая эффективными предпринимателями. То, что в рыночной экономике общая сумма убытков превышает общую сумму прибылей, не останавливает человека, уверенного в своей большей эффективности.
Потенциальный предприниматель не занимается вычислением вероятностей, бесполезных в сфере понимания. Он полагается на свою способность лучше понять условия, которые сложатся на рынке в будущем, чем его менее одаренные собратья.
Предпринимательская функция стремление предпринимателей к прибыли является движущей силой рыночной экономики. Прибыль и убыток представляют собой механизм, посредством которого потребители осуществляют свое господство на рынке. Поведение потребителей приводит к появлению прибылей и убытков и тем самым перемещает владение средствами производства из рук менее эффективных людей в руки более эффективных. Чем лучше человек служит потребителям, тем большее влияние он приобретает в сфере управления деловой активностью.
В отсутствие прибыли и убытка предприниматели не знали бы, в чем состоят наиболее насущные потребности потребителей. Даже если бы часть предпринимателей смогли их угадать, то они не имели бы инструмента, чтобы настроить производство соответствующим образом.
Предприятие, стремящееся к прибыли, подчинено суверенитету потребителей, в то время как неприбыльные институты сами себе господа и не несут ответственности перед публикой. Производство ради прибыли неизбежно является производством ради использования, так как прибыль можно заработать, только обеспечив потребителей теми вещами, в использовании которых они ощущают наиболее острую нужду.
Критикуя прибыль, моралисты и проповедники не понимают сути. Предприниматели не виноваты, что потребители народ, простой человек предпочитают спиртные напитки Библии, а детективы серьезной литературе, и что государство предпочитает пушки вместо масла. Предприниматель не получает большие прибыли, продавая плохие вещи, чем продавая хорошие вещи. Его прибыли тем выше, чем лучше ему удается обеспечить потребителей теми вещами, которые они требуют более настойчиво.
Люди пьют опьяняющие напитки не для того, чтобы осчастливить алкогольный капитал, они вступают в войну не с целью увеличить прибыли продавцов смерти. Существование оружейной промышленности является следствием воинственного духа, а не его причиной. Не дело предпринимателей заставлять людей менять хорошую идеологию на плохую.
Изменять идеи и идеалы людей прерогатива философов. Предприниматели обслуживают потребителей такими, какие они есть сегодня, какими бы безнравственными и невежественными они ни были. Мы можем восхищаться теми, кто воздерживается от выгод, которые они могли бы получить, производя смертоносное оружие или крепкие спиртные напитки.
Однако их похвальное поведение является не более чем жестом без всяких практических результатов. Даже если бы все предприниматели и капиталисты последовали их примеру, все равно войны и алкоголизм не исчезли бы с лица земли. Как и в докапиталистическую эпоху, государства сами бы производили оружие для своих арсеналов, а пьяницы сами бы готовили себе выпивку.
Она является следствием стремления одних покупателей перебить цену других, столь же страстно желающих приобрести часть ограниченного предложения.
Дивиденды корпораций обычно называются прибылью. На самом деле они представляют собой процент на инвестированный капитал плюс часть прибыли, которая не реинвестируется в предприятие. Если предприятие работает неудачно, то либо не выплачивается вообще никаких дивидендов, либо дивиденды включают в себя процент на весь капитал или его часть.
Социалисты и интервенционисты называют капитал и прибыль нетрудовыми доходами, результатом лишения рабочих значительной части плодов их усилий. По их мнению, продукция появляется на свет исключительно в результате приложения труда как такового и никак иначе, и по праву должна приносить выгоду только труженикам.
Однако голый труд сам по себе производит очень мало, если не облегчается применением результатов предыдущего сбережения и накопления капитала. Продукция есть результат взаимодействия труда с инструментами и другими капитальными товарами, управляемого предусмотрительным предпринимательским замыслом. Сберегатели, чьи сбережения накопили и сохраняют капитал, и предприниматели, которые находят капиталу применение, лучше всего отвечающее интересам потребителей, столь же необходимы процессу производства, что и труженики. Нелепо приписывать весь продукт поставщикам труда и обходить молчанием вклад поставщиков капитала и предпринимательских идей. Практичные товары создаются не просто физическими усилиями как таковыми, а физическими усилиями, соответствующим образом направляемыми человеческим разумом к определенной цели.
Чем больше с ростом общего благосостояния роль капитальных благ и более эффективно их применение во взаимодействии факторов производства, тем более абсурдным становится романтическое прославление простого исполнения рутинных ручных работ. Удивительный экономический прогресс последних 200 лет был достижением капиталистов, обеспечивших необходимые капитальные блага, и элиты технологов и предпринимателей. Массы работников физического труда получили выгоду от изменений, которые они не только не порождали, но которые чаще всего пытались пресечь.
Несколько замечаний по поводу жупела недопотребления
и дискуссии о покупательной способности
Говоря о недостаточном потреблении, люди подразумевают положение дел, при котором часть произведенных товаров не может быть потреблена, потому что люди, которые могли бы использовать их для потребления, по своей бедности не имеют возможности их купить. Товары остаются непроданными или могут участвовать в сделке только по ценам, не покрывающим издержки производства. Это приводит к различным расстройствам и пертурбациям, в совокупности называемым экономическим кризисом.
Итак, то и дело предприниматели ошибаются, прогнозируя будущее состояние рынка. Вместо производства тех товаров, спрос на которые наиболее значителен, они производят товары, потребность в которых меньше, или вещи, которые вообще нельзя продать. Неспособные предприниматели терпят убытки, в то время как их более эффективные конкуренты, предвосхитившие желания потребителей, получают прибыль.
Причина убытков первой группы предпринимателей не в том, что публика вообще отказывается от покупок; они вызваны тем, что публика предпочитает покупать другие товары.
Если бы действительно, как подразумевает миф недопотребления, рабочие были слишком бедны, чтобы покупать товары, из-за того, что предприниматели и капиталисты несправедливо присваивают то, что по праву принадлежит наемным рабочим, положение дел все равно бы не изменилось. Никто не утверждает, что эксплуататоры эксплуатируют вследствие своей испорченности. Как нам незаметно внушают, они хотят за счет эксплуатируемых увеличить либо свое потребление, либо свои инвестиции. Они не удаляют награбленное добро из Вселенной.
Они тратят его либо на покупку предметов роскоши для своего дома, либо на покупку производственных товаров для расширения своих предприятий. Разумеется, их спрос направлен не на те товары, которые купили бы наемные рабочие, если бы прибыль была изъята и распределена между ними. Предпринимательские ошибки, которые связаны с различными классами товаров, созданных эксплуатацией, никаким образом не отличаются от любых других предпринимательских недостатков.
Предпринимательские ошибки приводят к убыткам для неспособных предпринимателей, которые уравновешиваются прибылью способных предпринимателей.