d9e5a92d

Экономика туризма


Туризм играет одну из главных ролей в мировой экономике, обеспечивая десятую часть мирового валового национального продукта (ВНП). Эта отрасль экономики развивается быстрыми темпами и в ближайшие годы станет наиболее важным ее сектором. Ежегодный рост инвестиций в индустрию туризма составит около 30%.

В последние годы туризм стал одним из самых прибыльных видов бизнеса в мире. Он использует примерно 7% мирового капитала, а годовой доход от международного туризма в 1995 г., по оценкам Всемирной туристской организации (ВТО), составил 372,6 млрд долл. при 567,4 млн совершенных международных путешествий.

В начале 90-х годов доля туризма уже составляла более 10% мировой торговли товарами и услугами, что позволило ему занять третье место после экспорта нефти и автомобилей, а к 2005 г. туризм должен выйти на первое место.

Международный туризм оказывает мощное воздействие на занятость населения. По оценкам специалистов, в настоящее время 100 млн человек работают в индустрии, а к 2005 г. каждый восьмой трудоспособный человек в мире будет занят в этом секторе экономики. Индустрия туризма - трудоемкий процесс, поэтому в нем заняты в основном неквалифицированные работники. Однако это не означает, что в сфере туризма не используется высококвалифицированный труд. В данной сфере новые рабочиеместа в географическом плане распространяются шире, чем в других развивающихся секторах экономики.

Международный туризм является активным источником поступлений иностранной валюты и оказывает воздействие на платежный баланс страны. Помимо влияния на экономику многих стран международный туризм воздействует на их социальную и культурную среду, экологию. А последние, в свою очередь, влияют на туристов.

Однако рост международного туризма вызывает некоторые негативные последствия, например инфляцию, разрушение окружающей среды и нарушение традиций местного населения. Это особенно наглядно проявляется в развивающихся странах, где туристы из более богатых индустриальных стран своим присутствием навязывают присущий им образ жизни и уровень потребления. Следовательно, своевременная и всесторонняя оценка последствий международного туризма является очень важным фактором для составления такой экономической и туристской политики, которая позволяла бы извлекать максимальную выгоду и предупреждать разрушительное воздействие туризма.

Первая глава настоящей книги посвящена экономическому анализу международной туристской деятельности с помощью формирования роли определителей обменного процесса (абсолютное и сравнительное преимущества, соотношение факторов, внутренний спрос).

Во второй главе рассматриваются международные туристские потоки и потоки валют, общие направления развития туристской деятельности и мировые туристские рынки (туристские центры -рецепторы и туристообразующие регионы).

Третья глава содержит характеристики воздействия международного туризма на экономику.

Детальное изучение этих трех глав содействует пониманию жизнедеятельности индустрии туризма, в которую входят гостиничное хозяйство, транспорт, в частности воздушный транспорт, посредники (туроператоры и турагенты). Все это рассматривается в четвертой главе.

В пятой главе кратко изложен маркетинговый комплекс индустрии международного туризма, характеризуются элементы комплекса, т.е. туристский продукт, ценообразование, продвижение этого продукта на рынок и организация его сбыта.

Политике международного туризма посвящена шестая глава. Здесь раскрываются роль властей в развитии туризма своей страны и его продвижение на международный рынок. В главе описываются международные туристские организации, их значение в развитии индустрии международного туризма.

Последние две главы посвящены будущему международного туризма, в частности первая из них -будущему международного туризма в мировом масштабе, а вторая - перспективам развития международного туризма в России.

В наши дни передвижение людей в туристских целях охватило все страны земного шара, и благодаря им контакты между людьми из разных стран становятся повседневной реальностью. Особенно интенсивно начали осваивать мир люди из закрытых прежде обществ. Можно с уверенностью утверждать, что международный туризм трансформирует эти общества.



Наши сограждане активно включились в процесс освоения прежде закрытых для них зарубежных стран. Естественно, что этот процесс требует от людей, которые непосредственно или косвенно отвечают за дальнейшее эффективное внедрение российского туристского рынка в общемировой (государственные чиновники, ученые, бизнесмены, туристы), глубокого понимания международного туризма. Это обстоятельство, а также острая нехватка литературы, учебно-методических пособий на отечественном рынке, посвященных такой важной для дальнейшего развития российской экономики сферы, как международный туризм, и побудили меня написать эту книгу.

Исходной целью послужил экономический подход к пониманию и раскрытию сущности международного туризма.

Замысел книги был реализован, когда я начал преподавать мировую экономику и международные отношения в Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации и параллельно создавать программу "Гостиничное хозяйство и туризм".

Выражаю искреннюю признательность за советы и консультации своим коллегам, за оказанное содействие при сборе статистической информации сотрудникам Государственного комитета по физической культуре и туризму РФ (ГКФТ России), а также Е.А.Папирян за помощь в подготовке издания.






Содержание раздела