d9e5a92d

Исторический аспект



Страны бывшего. СССР занимают огромную территорию, шестую часть суши земного шара. Естественно, регион владеет и природными, и приобретенными ресурсами для развития индустрии туризма: обширные просторы Сибири с ее дикой природой, горные хребты Кавказа, чистейшие воды озер Байкал и Севан, солнечные берега Черного моря, бассейны рек Волга и Днепр, церкви и памятники культуры различных народов, населяющих огромную территорию и исповедующих разные религии, исторические места и монументы, созданные народами, жившими в древности, города-красавцы Москва, Санкт-Петербург, Киев и другие с их многочисленными музеями и выставочными залами и многое, многое другое.

Еще одним фактором развития туризма, а именно оздоровительного туризма в регионе, является наличие разнообразных природных и целебных источников.

Что касается сравнительных преимуществ, например уровня цен по отношению к ценам в других странах, то, если раньше цены здесь были ниже, чем на Западе (благодаря нерыночному установлению валютного курса все-таки существовала диспропорция между внутренними ценами и ценами для иностранцев в сторону увеличения), сейчас они приравниваются к ним, а в некоторых местах даже превышают, например в Москве.


Исторический аспект


В историческом плане развитие туризма в бывш. СССР берет свое начало со дня основания государства, когда идеологические догмы отделили его жителей от остального мира. В результате такой политики очень мало людей выезжало из страны, это были в основном дипломаты, люди, уезжающие по частным приглашениям к своим родственникам и друзьям, оставшимся за рубежом по разным причинам, и ограниченное число людей, выезжающих в составе туристских групп, как правило, в социалистические страны.

В СССР прибывало также ограниченное число зарубежных туристов (по некоторым оценкам, 80%) в составе организованных туристских групп. Однако справедливости ради надо заметить, что в СССР развивался внутренний, социальный туризм по линии профсоюзов, стоимость которого составляла почти одну десятую часть цены, предлагаемой иностранным туристам.

Туризм в СССР не считался приоритетной сферой экономики, и ему была предназначена роль непроизводственной индустрии. Поэтому капиталовложения в инфраструктуру международного туризма были очень низкими, хотя государство субсидировало развитие внутреннего туризма как части всей социальной политики. Следствием такой политики было ограниченное число иностранных туристов, прибывавших в страну. Положение стало меняться с началом перестройки в 1985 г. Тренд прибытий туристов показывает рост числа иностранцев, посетивших нашу страну.

В 1986 г. уровень прибытий сократился по сравнению с 1985 г. из-за чернобыльской аварии. Однако рост прибытий в СССР продолжился до конца 80-х годов, а самое большое число иностранцев, посетивших страну, было зафиксировано в 1989 г. Затем оно медленно пошло на спад из-за политической и экономической нестабильности. После распада СССР и образования СНГ самый низкий уровень в регионе за весь период с начала перестройки был зафиксирован в 1992 г., около 3 млн человек. Но постепенно число туристов начало расти, и в 1995 г. Россию уже посетило 10, 3 млн иностранных гостей (табл.

8.1).



Таблица 8.1.

Численность иностранных граждан, посетивших СССР, страны СНГ и Российскую Федерацию в 1985-1995 гг., тыс.человек


Источник: ГКФТ России



Больше всего иностранцев в 1995 г. в Россию прибыло из Финляндии - всего 1276,3 тыс. человек, что составляет 12,4% всех прибытий в страну. Почти половина из них прибыла с целью туризма. Второе место занимала Польша, хотя в советский период опережала Финляндию, - 666 тыс. человек, большинство из которых приезжало с целью туризма - 532 тыс. человек.

В 1989 г. поляки составляли 3,9% всех прибывших в СССР, всего - 3034,7 тыс. человек, а туристов в их числе было всего 792,5 тыс. человек. К этим статистическим данным надо относиться критически, так как СССР не использовал принятые ВТО категории и стандарты.

Гости из несоциалистических стран в конце 80-х годов составляли одну треть всех приезжающих. В этом немалую роль сыграли бюрократические ограничения, связанные с визовым оформлением.



Политика ограничений международного туризма была присуща не только Советскому Союзу, но и странам Восточной Европы, которые также уделяли мало внимания развитию международного туризма у себя, ограничиваясь развитием внутреннего туризма или в лучшем случае туристскими потоками между собой. Исключение составляла Югославия, которая в 60-70-е годы начала развивать индустрию отдыха, привлекая туристов с Запада.

Естественно, что из-за слабого развития туризма инвестиции в развитие его инфраструктуры были крайне низкие.

Сначала в СССР, а потом и в России динамика численности граждан, выезжавших за границу, показывает, что в перестроечный период их число начало быстро расти с небольшим перерывом в 1992 г. В 1995 г. оно составило 21,3 млн человек против 2,8 млн человек в 1985 г. Если посмотреть тренд выехавших в дальнее зарубежье, то наибольшее количество было накануне распада СССР, т.е. в 1989-1991 гг. - с 8 до 10,8 млн человек, но даже эти показатели были меньше 1 % общего мирового туристского потока. После 1992 г. большая доля численности выехавших из России обеспечивается благодаря выезжавшим в ближнее зарубежье. Так, в 1995 г. в дальнее зарубежье выехало всего 5,3 млн человек.

В среднем, по оценкам экспертов, каждый российский турист тратит за рубежом более 1,5 тыс. долл., что в 2 раза больше среднемирового уровня расходов.

Если в конце 80-х годов лидирующими странами по приему советских гостей были Польша, ГДР, Болгария, Финляндия, то в середине 90-х годов лидерство захватила Турция, куда в 1995 г. выезжали 764 тыс. человек, из них 538 тыс. с целью туризма. Далее идут Финляндия, Польша, Германия и Китай - соответственно 640,9 478,7 442,8 и 342,9 тыс. человек (табл. 8.2).



Таблица 8.2.

Численность граждан СССР, стран СНГ и Российской Федерации, выезжавших за границу в 1985-1995 гг., тыс.человек


Источник: ГКФТ России



У российских туристов популярны такие страны, как Италия, Испания, Греция, Кипр, Марокко, Тунис, Египет, которые предлагают нашим туристам и познавательный продукт, и пляжный туризм.

Особенно большие потоки россиян в Турцию, Грецию, Китай, ОАЭ связаны с так называемым шоп-туризмом, который в будущем, естественно, претерпит изменения со стабилизацией рынка потребительских товаров в России.

Индустрию международного туризма в СССР представляли Госкомитет "Интурист" и Бюро международного молодежного туризма "Спутник" ЦК ВЛКСМ, которые монопольно занимались организацией приемов иностранных гостей и отправкой граждан СССР за рубеж. Крупные гостиницы страны, принимавшие иностранных гостей, также принадлежали им. В Советском Союзе в начале 90-х годов, по оценкам ВТО, предлагалось всего 32 тыс. номеров, из которых не все отвечали международным стандартам для приема иностранцев.

Номерной фонд Госкомитета "Интурист" в 1991 г. составлял 27,5 тыс. в 112 гостиницах.

Гостиничный фонд страны состоял из трех основных видов:

- старые традиционные отели, построенные в прошлом и утерявшие свой некогда роскошный облик;

- современные сооружения из бетона и стекла, но с меньшими удобствами, которые были предназначены для приема гостей из социалистических стран или внутренних туристов;

- новые гостиницы, построенные по международным стандартам.

Некоторые иностранные компании в начале 90-х годов входили в совместные предприятия с советскими учреждениями и участвовали в реконструкции и построении новых гостиниц в СССР, а также в управлении ими, например:

- французская гостиничная цепь "Аккор" - гостиницы "Софитель" (195 номеров) и "Новотель" (488 номеров);

- британская группа "Интер-Континентал Отеле", с 1991 г. представленная фешенебельной гостиницей "Метрополь" в центре Москвы (403 номера);

- американская группа "Карлсон-Редиссон-Колони", участвовавшая в построении и управлении пятизвездного отеля в Москве "Редиссон-Славянская" (430 номеров), а также в открытии в 1995 г. отеля в Сочи "Редиссон-Лазурная" (300 номеров); в дальнейшем обе эти гостиницы стали представлять компанию "Карлсон-Редиссон-САС";

- группа "Пента", с 1991 г. представленная в Москве гостиницей "Олимпик Пента Ренессанс" (433 номера);

- канадская группа "ИМП Групп Лтд.", с 1991 г. представленная гостиницей "Аэростар" (413 номеров).

Только в Москве начиная с 1990 г. планировалось строительство тринадцати гостиниц с участием крупнейших гостиничных цепей мира: "Шератон Корп.", "Холидей Инн Уордвайд", "Оберой" и др.

В последнее время в России задействованы другие западные гостиничные цепи: "Марко Поло Отеле энд Резортс" с гостиницами в Москве "Марко Поло Пресня" (68 номеров), "Москоу Палас Отел" (221 номер), "Невски Палас Отел" (287 номеров) в Санкт-Петербурге, "Брест Палас Отел" (250 номеров) в Новгороде; "Кемпински" по одной гостинице в Москве и Санкт-Петербурге "Балчуг Кемпински" (234 номера) и "Гранд Отел Европ" (301 номер); группа "Форте" - с гостиницей "Националь" в центре Москвы. Крупнейшая американская гостиничная цепь "Мариотт" в 1997 г. открыла гостиницу "Грандъ" на 392 номера в центре Москвы. Кроме Москвы, Петербурга и Сочи иностранные компании начинают проявлять интерес и к другим городам России, перспективным в деловом отношении, например, группа "Чойс Отеле Интернэшнл" открыла гостиницу в Тюмени.



Содержание раздела