d9e5a92d

Административная школа


Более того. Управление современным крупным машинным производством приобретает не только плановый, но и научный характер. Не случайно в состав управленческого персонала вовлекается большой отряд научно подготовленных специалистов.

Описывая управленческий персонал корпорации, Дж. Гэлбрейт пришел к выводу: В итоге мыслительным центром, определяющим действия фирмы, становится не отдельная личность, а целая совокупность ученых, инженеров и техников, специалистов по реализации, рекламе и торговым операциям, экспертов в области отношений с общественностью, лоббистов, адвокатов и людей, хорошо знакомых с особенностями вашингтонского бюрократического аппарата и его деятельности, а также посредников, управляющих, администраторов63.
Столь значительное изменение роли и характера управленческой деятельности привело к возникновению особой отрасли научных зна-•ний и умений — менеджмента.
Менеджмент (англ. management — управление) — система теоретических и практических знаний о принципах, методах, средствах и формах управления производством в целях повышения его эффективности и увеличения прибыли.
Менеджмент возникал постепенно из разных направлений поиска лучших результатов управленческой деятельности. На первых порах появилась школа научного управления (1885—1920). Основатель этой школы американский инженер Фредерик Тейлор и его последователи стремились найти наиболее рациональные трудовые приемы, исключить лишние движения, проводили серии наблюдений за технологическими операциями и замеры времени на каждую из них, анализируя способы повышения производительности труда рабочих.
В результате усовершенствования ручных операций по переноске чугунных деталей, например, выработка рабочих возросла в четыре раза, заработок увеличился в 1,6 раза, люди стали меньше уставать. Из каждых восьми человек, занятых на этой операции, семь были переведены на другие работы. Описывая механизм научной системы управления, Ф. Тейлор включил в него: а) точный учет рабочего времени с применением инструментов и методов, необходимых для надлежащего учета; б) стандартизацию всех орудий труда и элементарных операций и движений в каждом виде работы; в) установление урока (производственного задания рабочим) и крупных премий за его успешное выполнение и т.д.64
Позже возникла административная школа (1920—1950). Она перешла от изучения низкого уровня производства (рабочих мест) к исследованию управления всей организацией в целом. Родоначальник этой школы француз Анри Файоль сформулировал 14 универсальных (примерных для всяких организаций) принципов управления, сохранивших определенную ценность и до наших дней: 1) разделение труда (специализация управленческих работников на выполнении отдельных видов деятельности, что повышает ее качество); 2) полномочия (право отдавать приказ) в единстве с ответственностью; 3) дисциплина; 4) единоначалие (работник получает приказы только от одного начальника); 5) единство направления (каждая управленческая группа действует по единому плану, с одним руководителем); 6) подчиненность личных интересов общим; 7) вознаграждение персонала; 8) централизация труда в необходимых границах; 9) скалярная цепь (иерархия, или ступенчатое построение, управления в порядке подчинения и перехода от низшего к высшему); 10) порядок (место для всего и всё на своем месте); 11) справедливость (сочетание доброты и правосудия); 12) стабильность рабочего места для персонала (предотвращение текучести кадров); 13) инициатива (разработка плана и обеспечение его успешного выполнения); 14) корпоративный дух (союз, гармония персонала — это сила)65.
Новое направление связано со школой человеческих отношений (1930—1950) и разработкой поведенческих наук (с 1950 г. по настоящее время). Самыми крупными авторитетами в развитии школы человеческих отношений были американские ученые Мэри Фоллет и Элтон Мэйо. Исследователи заинтересовались вопросами: какими мотивами руководствуется человек в труде, как протекает социальное взаимодействие людей, каков характер авторитета и кто является лидером в производственном коллективе?

Используя достижения психологии и социологии, они выработали ценные практические рекомендации по широкому вовлечению работников в управление предприятием, по улучшению содержания и качества трудовой жизни, более полному использованию каждого человека в соответствии с его потенциалом.
Менеджмент творчески обогатился за счет других научных направлений: а) количественного подхода (использования математики и статистики для исследования отдельных управленческих операций и разработки их моделей); б) процессного подхода (изучения управления как серии непрерывных взаимосвязанных действий: планирования, организации, мотивации и контроля); в) системного подхода (выяснения системных качеств управления) и г) ситуационного подхода (применения науки управления к ситуациям — конкретному набору обстоятельств, которые существенно влияют на организацию в данное конкретное время).
В последние годы усилился международный характер менеджмента, что обусловлено интернационализацией производства и ростом международной конкуренции. В связи с этим исследуются новые проблемы:
что общего и особенного в хозяйственном управлении различных стран;
каковы универсальные закономерности, формы и методы руководящей деятельности; как лучше управлять внешнеэкономической деятельностью?
В итоге менеджмент научно отразил основные принципы и способы организации производства на предприятии, определил функции управления, методы деятельности хозяйственного руководителя и пути обеспечения эффективной деятельности организации. Возникла такая междисциплинарная область знаний, которая включает сведения из экономики, организации и управления производством на предприятии, из права, психологии и т.п. Образовался сплав науки, опыта руководящей деятельности, управленческого искусства66.
Какими навыками и способностями должен обладать менеджер завершающегося столетия? Созданный исследователями своеобразный словесный портрет включает следующие индивидуальные качества: 1) способность управлять собой; 2) разумные личные ценности: 3) четкие личные цели; 4) упор на постоянный личный рост; 5) навык решать проблемы; 6) изобретательность и способность к инновациям (нововведениям); 7) высокая способность влиять на окружающих; 8) знание современных управленческих подходов; 9) способность руководить; 10) умение обучать и развивать подчиненных; 11) способность формировать и развивать рабочие группы.
Итак, менеджер представляет собой тип профессионального работника, способного управлять фирмой на строго научной основе. Он придает деятельности предприятия плановую упорядоченность, согласованность и урегулированность, которые соответствуют природе современного индустриального и постиндустриального производства. Это позволяет находить верные пути и средства для реализации целей предпринимательства.

Такие цели связаны с производством новой стоимости.
4. Процесс производства новой стоимости
Свойственная микроэкономике рыночная среда накладывает свой отпечаток на содержание и характер экономической деятельности предприятий: она основывается на коммерческом расчете.
Коммерческий (лат. commercium — торговля) расчет — это метод ведения хозяйства на предприятии в рыночных условиях. Он основывается на том, что торговая выручка от продажи произведенных товаров должна покрывать все затраты ресурсов и давать доход (прибыль). Принципы коммерческого расчета — предпринимательская самостоятельность, самоокупаемость и прибыльность, самофинансирование, материальная заинтересованность, экономическая ответственность (рис.

8.2).

Административная школа


Рис. 8.2. Принципы коммерческого расчета 216
Что представляет собой каждый из этих принципов? Чтобы эффективно вести хозяйственную деятельность, предприятия должны быть свободны от чьей-либо опеки, а его руководители должны обладать абсолютной или относительной предпринимательской самостоятельностью. Они сами выделяют собственные или заемные деньги на покупку средств производства и заработную плату работникам, определяют, как рационально использовать производственные факторы, какие выпускать товары, как учитывать конъюнктуру рынка, спрос покупателей.
В нашей стране законодательство на страже инициативной предпринимательской деятельности. Строго наказуемым преступлением является воспрепятствование законному предпринимательству. Речь идет о неправомерном отказе в регистрации индивидуального предпринимателя или коммерческой организации либо уклонении от их регистрации, неправомерном отказе в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности либо уклонении от его выдачи, ограничении прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или коммерческой организации в зависимости от организационно-правовой формы или формы собственности, а равно ограничении самостоятельности либо ином незаконном вмешательстве в деятельность индивидуального предпринимателя или коммерческой организации, если эти деяния совершены должностным лицом с использованием своего служебного положения (УК РФ, пункт 1 статьи 169).



Содержание раздела