d9e5a92d

Подобное может случиться и с коммерческой организацией.


Бизнесмен по собственному усмотрению реализует изготовленную им продукцию на рынке, получая при этом определенную сумму денег (ее называют сумма продаж или валовая выручка). При сопоставлении полученного валового дохода с расходами прежде всего проявляется забота о том, как обеспечить самоокупаемость. Выделенные на хозяйственную деятельность деньги должны полностью возмещаться за счет выручки от продажи товаров, чем обеспечивается безубыточность их изготовления. Все предприниматели стремятся получить также доход — прирост первоначально затраченной на производство суммы денег.

Иначе хозяйственная деятельность не имеет экономического смысла, а предприятие потерпит крах. Доход служит источником самофинансирования. Он используется для дальнейшего расширения и совершенствования производства, решения социальных проблем трудового коллектива и на иные цели. Если фирме не хватает собственных денежных средств для производственны] нужд, то она получает от банков заемные средства.

Коммерческий доход призван материально заинтересовать хозяев предприятия и работников в улучшении результатов производства. Его объем зависит не только от производственной, но и от коммерческой деятельности. Наконец, бизнесмен несет всю полноту экономической ответственности за конечные итоги работы.

В условиях рыночной экономики собственники, хозяева предприятий сами расплачиваются за допущенные ими убытки, невыполнение принятых обязательств и договоров с контрагентами.
Гражданский кодекс РФ устанавливает, что гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание (статья 24). Индивидуальный предприниматель, который не в состоянии удовлетворить требования кредиторов, связанные с осуществлением им предпринимательской деятельности, может быть признан несостоятельным (банкротом) по решению суда. С момента вынесения такого решения утрачивает силу его регистрация в качестве индивидуального предпринимателя (пункт 1 статьи 25).
Подобное может случиться и с коммерческой организацией. Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, по решению суда может быть признано несостоятельным (банкротом), если оно не может удовлетворить требования кредиторов. Признание судом юридического лица банкротом влечет его ликвидацию (пункт 1 статьи 65).
Все свойственные коммерческому расчету организационные отношения нацелены на то, чтобы лучше реализовать собственность на вещественные факторы производства — получить от нее доход. Такие отношения развивают инициативу и предприимчивость, благоприятствуют рациональному ведению дела, что и способствует увеличению прибыли.
В условиях рыночной экономики само предпринимательство с его новаторством и коммерческий расчет основаны на определенном риске, который связан с непредсказуемыми изменениями рыночной конъюнктуры. Против такого риска применяются два специальных средства.
Первое из них — соблюдение коммерческой тайны. Государство предусматривает в законодательном порядке правовую защиту всех видов предпринимательской тайны: производственной, коммерческой (с кем и на каких условиях заключены торговые сделки), финансовой, научно-технической и др. На Западе фирмы расходуют большие средства (примерно равные затратам на рекламу) на охрану своих секретов.

Информационная безопасность предотвращает разорение фирм.
Гражданский кодекс РФ определяет характер служебной и коммерческой тайны. Информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Лица, незаконными методами получившие информацию, которая составляет служебную или коммерческую тайну, обязаны возместить причиненные убытки.

Такая же обязанность возлагается на работников, разгласивших служебную или коммерческую тайну, в том числе по контракту, и на контрагентов, сделавших это вопреки гражданско-правовому договору (ГК РФ, пункты 1, 3 статьи 139).


Уголовный кодекс РФ рассматривает как преступление, требующее соответствующего наказания, собирание сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну, путем похищения документов, подкупа или угроз, а равно иным незаконным способом в целях разглашения или незаконного использования этих сведении (пункт 1 статьи 183).
Другим средством против коммерческого риска является страхование. Па Западе применяются многочисленные виды страхования. Так, страхованию подлежат: а) собственность (покрываются убытки от пожара, взрыва, урагана, повреждений транспорта и др.); б) несчастные случаи (порча имущества, телесные повреждения и т.п.); в) жизнь людей (защищаются права наследников собственности умерших); г) вознаграждение за труд (возмещаются потери при производственных травмах); д) обязательства перед фирмой (ответственность работника за кражу имущества, защита определенных обязанностей по хозяйственным договорам).
Страхованием занимаются специальные организации (государственные, акционерные и т.д.). Они создают и используют денежные фонды, в которые юридические и физические лица вносят установленные платежи. Затраты фирм на такие цели входят в общие издержки хозяйствования, а тем самым включаются в цену товаров.
В главе 48 Гражданского кодекса РФ установлен комплекс правовых норм, обеспечивающих добровольное и обязательное страхование. Например, по договору имущественного страхования могут быть, в частности, застрахованы следующие имущественные интересы:
1) риск утраты (гибели), недостачи или повреждения определенного имущества (статья 930);
2) риск ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц, а в случаях, предусмотренных законом, также ответственности по договорам — риск гражданской ответственности (статьи 931 и 932);
3) риск убытков от предпринимательской деятельности из-за нарушения своих обязательств контрагентами предпринимателя или изменения условий этой деятельности по независящим от предпринимателя обстоятельствам, в том числе риск неполучения ожидаемых доходов — Предпринимательский риск (статья 933).
Итак, мы рассмотрели основные принципы коммерческого расчета и условия их осуществлния. Теперь перейдем к более глубокому анализу экономической сущности коммерческого предпринимательства.
Сущность бизнеса можно в наиболее кратком и наглядном виде представить в его формуле
Д—Т —Д',
где Д — первоначально авансированные (выданные в счет предстоящих платежей) денежные средства;
Т — приобретенные товары;
Д' — возросшая сумма авансированных денег;
Д' = Д + д,
где д — прирост денег (прибыль).
Формула бизнеса показывает, как действует предприниматель. С самого начала он должен иметь денежные средства, пускаемые в обращение с целью получения выгоды. На них он закупает определенные товары. В конечном счете бизнесмен реализует на рынке имеющиеся у него товарные ценности и получает возросшую сумму денег.

Прирост денег по сравнению с авансированной суммой составляет его доход (прибыль).
Главный теоретический вопрос состоит в том, чтобы выяснить: откуда появляются д — новые деньги?
Хозяйственная практика свидетельствует, что формула бизнеса является общей для разных вариантов предпринимательской деятельности. Что это за варианты?
Первый вариант: спекулятивный бизнес.
Такой бизнес означает скупку товаров по пониженным ценам и их перепродажу по повышенным ценам с целью наживы. В условиях рыночной экономики спекуляция в большинстве случаев представляется естественным явлением и не преследуется по закону. Ее экономической основой является товарный дефицит, который образуется на рынке на какое-то время.

Сам спекулятивный рост рыночной цены приводит в действие закон предложения, а с увеличением производства товаров исчезают экономические условия для спекуляции.
Однако можно ли наживаться на неэквивалентном обмене на рынке? Безусловно, можно. Какой-то удачливый торговый посредник умело выбирает место и время для закупки и перепродажи больших партий товаров, ориентируясь на низший и высший уровни спроса, а также на неосведомленность и нерасторопность покупателей.

Еще больше выгадывают деловые люди, добившиеся монопольного положения на рынке: цены на сбываемые ими продукты могут многократно превышать их стоимость.
Однако данному варианту ответа на поставленный вопрос трудовая теория стоимости противопоставила довольно-таки веские контраргументы. Во-первых, на рынке происходит только смена форм стоимости (ее денежная форма меняется на товарную, и наоборот). А сама стоимость здесь не возникает вообще и не может возрастать (она, как мы знаем, создается трудом в производстве).

Во-вторых, неравноценный обмен только перераспределяет имеющуюся стоимоть между лицами: то, что один теряет, другой приобретает. Между тем общая сумма стоимостей всех продуктов остается прежней. В-третьих, если все предприниматели начнут в равной степени и постоянно пытаться наживаться за счет неэквивалентного обмена, то они не смогут обогатиться на спекулятивной перепродаже товаров друг другу.

Например, все бизнесмены повысят цены на продаваемые товары на 10%, тогда, выступая в роли продавцов, они будут выигрывать на эти 10%. Однако затем, попеременно становясь покупателями продуктов с возросшей ценой, они будут, разумеется, терять те же 10%.



Содержание раздела