С мая 1996 г. Банк России отменил механизм установления официального курса рубля в форме привязки к курсу ММВБ и перешел к объявлению ежедневных курсов покупки и продажи долларов США по своим операциям на межбанковском и биржевом валютных рынках.
Последовательные реформаторские усилия по достижению основных целей валютной политики в конечном счете позволили России с 1 июня 1996 г. принять на себя обязательства по ст. VIII Учредительного соглашения (Устава) МВФ, в соответствии с которыми полностью снимаются все ограничения на валютные операции по текущим счетам и переводам. Тем самым был завершен переход к конвертируемости рубля по текущим операциям, что являлось одной из важнейших целей рыночных реформ в России.
В качестве начального курса иностранной валюты к рублю используется курс, зафиксированный на предыдущих торгах.
В начале торгов курсовой маклер сообщает о суммах заявок на покупку и продажу валюты. Если общий объем предложения валюты в начале торгов превышает общий объем спроса, то курсовой маклер понижает курс иностранной валюты к рублю, а участники торгов могут выставлять дополнительные заявки на покупку валюты и/или снимать свои заявки на продажу. В случае, если в начале биржевой сессии объем предложения меньше объема спроса, то при повышении курса иностранной валюты к рублю участники торгов могут выставлять дополнительные заявки на продажу валюты и/или снимать свои заявки на покупку иностранной валюты.
При достижении равенства спроса и предложения происходит установление фиксированного для текущих торгов курса иностранной валюты к рублю «фиксинг». По этому курсу происходит расчет по всем заключенным сделкам. С участников торгов биржа взимает комиссию в размере, как правило, не превышающем 0,150,2% от объема нетто-покупки (в иностранной валюте) или нетто-продажи (в рублях).
После завершения торгов все его участники получают биржевые свидетельства и операционные листы. Сроки расчетов на различных биржах варьируют от 0 до 7 дней.
Хотя еще и сохраняется достаточно сильная разобщенность российских валютных бирж, однако встает вопрос о формировании единого биржевого рынка в связи с формированием единого рынка торговли государственными ценными бумагами, и первое, что необходимо будет обеспечить, это унификацию системы расчетов на региональных валютных биржах.
В последнее время существенно возросла привлекательность межбанковского валютного рынка за счет усиления его конкурентных позиций по сравнению с биржевым рынком. Имеющиеся на межбанковском валютном рынке риски компенсируются скоростью перечисления средств. Так, здесь преобладают короткие и сверхкороткие сделки с поставкой валют в день заключения сделки или на следующий день (операции « today» и «tomorrow»).
В целом перспективы развития валютного рынка в России связаны с развитием межбанковского валютного рынка. Уже сейчас в отдельные периоды межбанковский валютный рынок опережает биржевой по объему операций в дватри раза. Однако банковский кризис в августе 1995 г., приведший к резкому свертыванию операций на межбанковском рынке, а также события после 17 августа 1998 г. показали, что этот рынок еще не обладает достаточно устойчивой институциональной структурой и без поддержки Центрального банка РФ перспективы данного рынка достаточно неопределенны.
Динамика валютного курса рубля и его регулирование
Стабилизация курса рубля в условиях рыночных преобразований не только цель валютной политики правительства, но и необходимая предпосылка для достижений финансовой стабилизации экономики в целом.
За пять лет реформ номинальный рыночный курс рубля по отношению к доллару снизился с 60 руб. в октябре 1991 г. до 6000 руб. в декабре 1997 г., а после деноминации до 24,0 25,0 руб. к середине 1999 г. Рыночный курс рубля к августу 1998 г. максимально приблизился к курсу, рассчитанному на базе паритета покупательной способности: если в 1992 г. рыночный курс превышал курс на базе ППС более чем в 12 раз, то в середине 1998 г. всего в 1,5 раза. После девальвации рубля в августе 1998 г. разрыв с ППС увеличился до Трехкратного. Динамику рыночного валютного курса рубля определяли следующие основные факторы:
инфляция, и прежде всего такие ее показатели, как кредитная эмиссия (точнее, динамика остатков на счетах предприятий, динамика взаимных неплатежей предприятий, наличная эмиссия (динамика массы наличных денег в обращении, индекс оптовых цен, индекс потребительских цен (в том числе по товарам наиболее эффективного импорта);
динамика процента, особенно соотношение процента по краткосрочным рублевым кредитам и депозитам и процента по валютным кредитам и депозитам;
государственное регулирование, и прежде всего валютные интервенции Центрального банка РФ на бирже, регулирование конверсионных операций на бирже, экспортные и импортные налоги и тарифы, лицензирование и квотирование во внешней торговле;
ожидания (курсовые, инфляционные, процентные). В начале рыночных реформ российское правительство предполагало, что курс удастся контролировать косвенным путем, т.е. за счет жесткой монетарной политики и создания стабилизационного валютного фонда, призванного играть на валютном рынке роль мощного психологического амортизатора. Общая схема взаимодействия в связке «эмиссия курс объем валютных операций» задумывалась следующим образом: ограничение денежной массы увеличение спроса на рубли в экономике в целом и рост предложения валюты на бирже относительное (с учетом инфляции) снижение курса доллара рост спроса на валюту нарастание объема биржевых конверсионных операций.
В конкретных условиях отечественной экономики эта схема была существенно скорректирована. Выяснилось, что монетарная политика не в состоянии противостоять инерционной экономической структуре, В результате контроль за ростом денежной массы оказался неэффективным ограничителем роста цен, а последний сопровождался резким нарастанием объема взаимных неплатежей между предприятиями.
Поэтому в течение первых трех лет реформ предложение валюты на рынке в решающей мере корректировалось интервенциями Банка России, а не перераспределением рублевого спроса. В условиях динамичного роста цен, развития инфляционных ожиданий и, как следствие, процесса долларизации экономики спрос на валюту оказывал постоянное давление на рынок.
Иными словами, схема регулирования курса в 19931994 гг. выглядела таким образом: интервенции Центрального банка РФ рост предложения валюты на бирже относительное (с учетом инфляции) снижение курса доллара рост спроса на валюту нарастание объема биржевых конверсионных операций.
Только с 1995 г. после того, как заявление правительства о последовательном проведении жесткой денежно-кредитной политики было реализовано на практике, валютный курс начал адекватно реагировать на ситуацию, складывающуюся на российском денежном рынке.
В июле 1995 г. Центральный банк РФ объявил о введении «валютного коридора», в рамках которого предполагалось удерживать валютный курс рубля в течение заданного периода времени. В условиях стабильного валютного курса привлекательность рублевых краткосрочных активов резко возросла, в связи с чем началась реальная дедолларизация экономики (снижались остатки на валютных счетах и.запасы наличной валюты на руках у физических лиц) и увеличилось предложение валюты на рынке. Удержание курса в рамках заданного коридора потребовало огромных рублевых интервенций Банка России на валютном рынке, что привело к резкому росту его валютных резервов.
«Горизонтальный валютный коридор» сохранялся до июля 1996 г. и, исполнив свою стабилизирующую функцию, был заменен на «наклонный коридор», параметры которого, привязанные к прогнозируемым темпам инфляции, устанавливались ежегодно.
После более чем трехкратной девальвации рубля осенью 1998 г. Банк России принял решение о серьезной корректировке своей валютной политики в условиях глубокого финансово-экономического кризиса в стране. Он начал проводить свою политику в режиме «плавающего» валютного курса без определения границ его отклонений. При этом, используя соответствующие инструменты денежно-кредитной и валютной политики, стремился сглаживать амплитуду резких курсовых колебаний рубля к доллару, зависящих от спроса и предложения валюты на рынке.
В то же время эффективность действий Банка России в этом направлении определялась уровнем его золотовалютных резервов (за 1998 г, они сократились на 31,3%, или с 17,784 млрд долл. по состоянию на 01.01.98 г. до 12,223 млрд долл. по состоянию на 01.01.99 г.), а также возможностями государства договориться с внешними кредиторами по своим долгам.