Невозврат экспортной выручки и товаров под импортные авансы в 19961998 гг. оставался на уровне 8,611,5 млрд долл. в год, а объем наличной иностранной валюты за этот же период в экономике России увеличился на 21 млрд долл., что превышает объем вложений нерезидентов в ГКООФЗ.
Когда сформировался рынок ГКО и доходность по этой рублевой ценной бумаге превысила в несколько раз доходность по активам в иностранной валюте, практически прекратилось увеличение средств российских резидентов в иностранной валюте на текущих счетах и депозитах.
Баланс движения средств по предоставленным кредитам в 1994 1998 гг. был традиционно положителен, и изменялась только его величина. Это объясняется значительным превышением графика погашения основного долга нашими должниками в секторе государственного управления над предоставлением новых кредитов.
По привлеченным кредитам в секторе государственного управления баланс положителен и задан графиком погашения, объемом перенесенных сумм и вновь привлеченных кредитов, необходимых для финансирования дефицита бюджета и платежного баланса.
Резервные активы претерпели значительные колебания: в 1995 г. они возросли на 10,4 млрд долл., а в 1998 г. сократились на 5,3 млрд долл. В целом объем резервов оставался на недостаточно высоком уровне и не мог быть серьезным источником финансирования текущих или капитальных операций.
Большое отрицательное сальдо по статье «Чистые ошибки и пропуски» означает, что остается неучтенным значительный объем вывезенного капитала. Это можно объяснить несовершенством статистической и информационной базы платежного баланса России. Основные направления ее совершенствования очевидны: более полный учет движения наличной валюты, операций в рамках «челночной» торговли, введение более жесткой системы таможенно-валютного учета и контроля по импортным товарным операциям и по экспортно-импортным операциям в сфере услуг.
3. Анализ внешних активов и обязательств страны: пример России
Стандартные компоненты платежного баланса используются и для определения м е ж д у н а р о д н о й и н в е с т и ц и о н н о й по з и ц и и с т р а н ы, которая представляет собой статистический отчет о величине ее внешних активов и обязательств на начало и конец отчетного периода.
В качестве основных классификационных групп, используемых для определения чистой инвестиционной позиции страны,выступают внешние активы и обязательства резидентов, разность между которыми и дает искомую величину.
Международная инвестиционная позиция содержит информацию, имеющую важное значение для анализа экономического состояния страны. Чистая международная инвестиционная позиция страны характеризует состояние и тенденции развития ее внешнеэкономических связей с остальными странами мира. В зависимости от того, положительна или отрицательна эта позиция, можно говорить, является ли страна «чистым кредитором» или «чистым должником».
В целом анализ показателей платежного баланса и международной инвестиционной позиции имеет важное значение при выработке экономической политики страны, например, при разработке и практическом осуществлении программ экономической стабилизации, оценке потребности в финансировании, связанном с реализацией таких программ.
До настоящего времени официально публикуемая статистика по международной инвестиционной позиции России в целом отсутствует. Центральный банк РФ с 1996 г. начал публиковать данные по международной инвестиционной позиции без учета Внешэкономбанка России, который является агентом правительства по обслуживанию внешнего долга и ведет учет всех связанных с ним категорий активов и пассивов.
Чистая инвестиционная позиция только банковского сектора не позволяет судить о чистой инвестиционной позиции страны в целом, так как остается ряд неизвестных параметров. Кроме того, неучтенный за последние пять лет нелегальный вывоз капитала значительно осложняет реальную ситуацию с определением международной инвестиционной позиции России.
Отсутствие ясности в вопросе о накопленных внешних активах объясняется незавершенностью процесса переоформления долговых обязательств развивающихся стран перед бывшим СССР на Россию. В настоящее время общая сумма задолженности иностранных государств по предоставленным в рамках межправительственных соглашений кредитам приближается к 100 млрд руб., что в пересчете по курсу Госбанка СССР, котируемому Банком России для платежно-расчетных и торговых соглашений бывшего СССР, составляет более 150 млрд долл. Следует, однако, отметить условность такого пересчета, поскольку кредиты предоставлялись в рублях, переводных рублях, свободно конвертируемой валюте (СКВ) и товарными поставками и услугами на клиринговой основе, а проблема признания курса Госбанка СССР до настоящего времени еще не урегулирована с некоторыми странами-должниками.
В обоих случаях реструктурированные основные части долгов должны погашаться постепенно увеличивающимися платежами, начиная с 2002 г. Также было достигнуто соглашение о полной реструктуризации долга бывшего Советского Союза и с членами Лондонского клуба кредиторов. В декабре 1997 г. были выпущены облигации на сумму основного долга (22,1 млрд долл.) и просроченных процентов (6,1 млрд долл.), погашение которых растянуто на 25 лет, начиная с 2002 г.
Правительство России признало также долг бывшего Советского Союза бывшим странам членам СЭВ и начало его погашать. Уменьшение задолженности связано в основном с соглашениями, достигнутыми с Болгарией и Польшей по взаимному списанию задолженностей. Правительство РФ заключило также со-.глашения с другими бывшими странами членами СЭВ по урегулированию взаимных обязательств.
Примерно 30% обязательств должны быть выплачены в денежной форме, а остальная часть будет погашена в виде товаров.
График обслуживания внешнего долга с учетом достигнутых условий его реструктуризации в 19961997 гг. предполагал плавное нарастание ежегодных платежей до 1215 млрд долл. к 2005 г. с последующим уменьшением их вплоть до 2020 г. Таким образом, предполагалось, что реструктуризация внешнего долга позволит России освободиться от статуса неплатежеспособного государства и рассрочить платежи по долгу на достаточно длительный период в соответствии с реальными возможностями экономики обслуживать этот долг.
Однако в этот же период резко возрос объем привлеченных иностранных портфельных инвестиций в активы краткосрочного характера (ГКООФЗ). После 17 августа 1998 г. стало очевидно, что Россия уже не вписывается в ранее согласованный график платежей по реструктурированной задолженности. Страна оказалась на грани дефолта.
Необходимость новой реструктуризации долгов стала очевидной.
4. Регулирование платежного баланса