d9e5a92d

Порогова выручка


Изображенная на 13.1 точка безубыточности это точка пересечения графиков валовой выручки и валовых издержек. Размер прибыли или убытков заштрихован. Если фирма продает продукции меньше объема Q', то она терпит убытки, если больше этого объема получает прибыль. Точка, соответствующая объему производства Q' и выручке R', получаемой фирмой, и является точкой безубыточности.

В этой точке получаемая фирмой выручка равна ее валовым издержкам, при этом прибыль равна нулю. Выручка, соответствующая точке безубыточности, называется пороговой выручкой. Объем производства (продаж) в точке безубыточности называется пороговым объемом производства (продаж).

Наиболее важное значение имеет показатель пороговой выручки, так как пороговый объем продаж может быть разным в зависимости от цены реализуемой продукции.
Как найти точку безубыточности? Рассмотрим этот вопрос на примере.


Пример 13.5. Фирма выпускает и продает один товар. Ниже приведены данные, характеризующие ее деятельность, руб.:

Выручка от реализации ............... 15 000
Переменные издержки ............... 10000
Постоянные издержки,............... 4000
Прибыль............................. 1000


Чтобы найти точку безубыточности, необходимо ответить на вопрос: до какого уровня должна снизиться выручка фирмы, чтобы прибыль стала нулевой? Нельзя просто сложить переменные и постоянные издержки, так как при снижении выручки переменные издержки также станут ниже. Поскольку мы предположили, что при снижении валовой выручки переменные издержки будут сокращаться в той же пропорции, можно воспользоваться формулой точки безубыточности:


R'=FC
K

где R' пороговая выручка; FC постоянные издержки; К коэффициент покрытия.
Тогда последовательность расчетов для нахождения пороговой выручки (выручки, соответствующей точке безубыточности) будет следующей:
1. Найдем сумму покрытия:
15 000 руб.-10 000 руб. == 5000 руб.
2.Вычислим коэффициент покрытия (долю суммы покрытия в выручке от реализации): 5000 руб.: 15 000 руб. = 0,33.
3. Определим пороговую выручку: 4000 руб.: 0,33 = 12 121 руб.
Как видно, фактическая выручка фирмы выше пороговой. Чтобы оценить, насколько фактическая выручка от продажи превышает выручку, обеспечивающую безубыточность, рассчитаем запас прочности процентное отклонение фактической выручки от пороговой:

St = R-R' . 100%
R

где St запас прочности; R фактическая выручка; R' пороговая выручка.

Чем больше запас прочности, тем лучше для фирмы. В рассматриваемом примере:

St = 15000 руб. 12121 руб. .100 = 19 %
15000 руб.
Значение запаса прочности 19% показывает, что если в силу изменения рыночной ситуации (сокращения спроса, ухудшения конкурентоспособности) выручка фирмы сократится менее чем на 19%, то фирма будет получать прибыль; если более чем на 19% окажется в убытке.

Пример 13.6. Фирма производит два товара: А и Б. Ниже приведены данные о выручке фирмы, ее издержках и прибыли, руб.:



Товар Товар Всего
А Б
Валовая выручка……………………………………………9100 7400 16500
Переменные издержки……………………………………..7000 6800 13800
Постоянные издержки……………………………………… 2300
Прибыль…………………………………………………….. 400


Требуется оценить положение фирмы, рассчитав пороговую выручку, запас прочности.
Для определения пороговой выручки выполним следующие расчеты:

  1. Найдем сумму покрытия: 16 500 руб. -13 800 руб. = 2700 руб.
  2. Исчислим коэффициент покрытия: 2700 руб.: 16 500 руб. = 0,16.

3. Пороговую выручку определим путем деления постоянных издержек на коэффициент покрытия: ; 2300 руб.: 0,16 = 14 375 руб.
4. Запас прочности равен:

16500 руб. 14375 руб. . 100 = 12,88 %
16500 руб.

Как известно, фирма производит два товара: А и Б. Чтобы определить, какой вклад вносит каждый из этих товаров в прибыль фирмы, необходимо распределить постоянные затраты между этими двумя товарами. На практике используются различные принципы распределения постоянных затрат. В данном примере постоянные издержки распределим пропорционально выручке от реализации каждого из двух товаров.
Выручка от реализации товара А составляет 54% суммарной выручки фирмы, товара Б соответственно 46%.
Распределение постоянных издержек и прибыли между товарами А и Б характеризуется следующими данными, руб.:



Товар А Товар Б Всего

Валовая выручка……………………………9100 7400 16500
Переменные издержки……………………..7000 6800 13800
Постоянные издержки……………………..1242 1058 2300
Прибыль…………………………………….+858 -458 +400

Как видно, прибыль от реализации товара А частично идет на покрытие убытков от реализации товара Б. Встает вопрос, насколько необходим товар Б для фирмы и не увеличится ли ее прибыль в случае, если товар Б будет снят с производства.
Предположим, что решили отказаться от выпуска товара Б как убыточного. Тогда все постоянные издержки фирмы будут приходиться на один-единственный товар А. В этом случае значение точки безубыточности изменится следующим образом, руб.:

Выручка от реализации товара А......................... ………..9100
Переменные издержки на производство товара А......... 7000
Постоянные издержки фирмы. .......................…………… 2300
Сумма покрытия...................................... …………………..2100
Коэффициент покрытия.............................………………….0,23
Пороговая выручка (точка безубыточности) ...........… 10 000

Из приведенных данных следует, что в случае отказа от производства убыточного товара Б производство товара А также оказывается убыточным (фактическая выручка от реализации товара А меньше пороговой). Вывод: товар Б необходим фирме, его производство следует сохранить.

Эффект производственного рычага
Производственный (операционный) рычаг показывает, какое воздействие изменение выручки фирмы оказывает на ее прибыль. Чем выше эффект производственного рычага OL(англ. operating leverage), тем более рискованным с точки зрения изменчивости прибыли является положение фирмы:
OL = sPr
sR

где 5Pr изменение прибыли в процентах; sR изменение выручки в процентах.
Например, если эффект производственного рычага равен 2, то увеличение (снижение) выручки на 1 % приведет к росту (сокращению) прибыли на 2%. Если же этот эффект равен 10, то увеличение (снижение) прибыли составит уже 10% при изменении выручки на 1%.
Если эффект производственного рычага равен 2, то фирма окажется без прибыли в том случае, если выручка снизится в два раза.
Если эффект производственного рычага равен 10, то для того, чтобы оказаться без прибыли, достаточно 10%-ного сокращения объема реализации.
Эффект производственного рычага можно рассчитать также по формулам:

OL = R VC или OL = FC + Pr = 1+ FC
Pr Pr Pr

где R выручка; FC постоянные издержки; VСпеременные издержки; Рr прибыль.
Используя формулу производственного рычага, можно рассчитать, насколько потребуется сократить постоянные или переменные издержки фирмы, с тем чтобы компенсировать данное изменение выручки от реализации.

Для примера 13.6 эффект производственного рычага составляет:
2700 руб.: 400 руб. = 6,75.
Это означает, что при снижении выручки на 1% прибыль сократится на 6,75%, а при снижении выручки на 14,8% прибыль станет нулевой.
Предположим, что выручка сократилась на 10% и составила 14 850 руб. При мой структуре затрат прибыль фирмы сократится на 67,5% и составит 130 руб.
Если мы хотим, чтобы прибыль осталась в размере 400 руб., необходимо сократить или постоянные, или переменные издержки. Для этого используем выводы из формулы эффекта производственного рычага:

FC=(OL-1)·Pr,
VC=R-Pr·OL.
Отсюда:
FC= (6,75 1) ·400 руб. =2300 руб.
VC= 14 850руб. - 400руб. ·6,75 = 12 150руб.
Таким образом, чтобы сохранить прибыль в объеме 400 руб. при 10%-ном сокращении выручки от реализации, необходимо сократить переменные издержки до 12150 руб.


2. Методы калькуляции. Выбор ассортимента выпускаемой продукции
Методы калькуляции затрат Калькуляция расчет затрат на производство и реализацию единицы товара.
Метод калькуляции полной себестоимости это метод, который предусматривает расчет всех издержек (постоянных и переменных), связанных с производством и продажей единицы товара (услуги). Здесь рассчитываются средние валовые издержки или полная себестоимость единицы изделия.
Например, некая фирма занимается пошивом платьев, и ее затраты на пошив одного платья составляют, руб.:








Если цена одного платья 100 руб., то прибыль, получаемая фирмой от реализации одного платья, составит 18 руб. (10082).
Метод калькуляции полной себестоимости позволяет получить представление о всех затратах, которые несет фирма в связи с производством и сбытом одного изделия. Однако этот метод не учитывает одно важное обстоятельство: себестоимость единицы изделия изменяется при изменении объема выпуска. Если фирма расширяет производство и продажу, себестоимость снижается за счет сокращения средних постоянных затрат; если же фирма сокращает объем выпуска себестоимость растет.
Метод калькуляции по величине покрытия предусматривает расчет только переменных издержек, связанных с производством и реализацией единицы товара (услуги). В основе этого метода лежит расчет средних переменных затрат и средней величины покрытия.



Содержание раздела