d9e5a92d

Объекты и направления государственного регулирования


И в настоящее время ни в одной из развитых стран нет интегрированного государственного сектора. Предприятия с государственным участием подчиняются общим правилам рыночной экономики.

Внешнеэкономический инструментарий Данный инструментарий воздействует на различные стороны внешнеэкономических отношений стран Запада торговлю, миграцию капиталов и рабочей силы, валютно-расчетные отношения. К нему относятся таможенные пошлины и количественные ограничения импорта (квоты на ввоз определенных товаров); субсидии и налоговые льготы отечественным экспортерам; налоговые и другие льготы иностранным инвесторам; квоты на привлечение рабочей силы из-за рубежа; покупки или продажи национальных валют центральными банками на валютных биржах для стабилизации обменных курсов соответствующих денежных единиц.
3. Объекты и направления государственного регулирования экономики По объекту воздействия со стороны государства выделяются различные направления регулирования.

Регулирование инвестиций
Капиталовложения в экономику, социальную инфраструктуру и все прочие сферы общественной жизни оказывают определяющее влияние на рост ВВП, занятость населения, уровень и качество его жизни. Именно поэтому воздействие на инвестиционный процесс следует рассматривать как главное направление госрегулирования. Все прочие направления так или иначе связаны с ним.
Прежде всего, государство воздействует на общие, «рамочные» условия инвестирования, формируя для капиталовложений благоприятный климат. Посредством денежно-кредитной политики оно обеспечивает движение ссудного .процента в таких пределах, в которых у частного капитала, безусловно, имеются стимулы для инвестирования. Параллельно с этим предоставляются налоговые льготы общеэкономического характера, которыми могут воспользоваться все производители.

Так, реинвестируемая, т.е. вновь вкладываемая в производство, часть прибыли либо вообще не облагается налогами, либо облагается ими по льготной (пониженной) ставке. В отличие от этого распределяемая, т.е. в конечном счете используемая для потребления, часть прибыли облагается налогами по обычной шкале.
Особой разновидностью инвестиционных налоговых льгот является предоставляемое государством частным фирмам п р а в о н а у с к о р е н н о е а м о р т и з а ц и о н н о е с п и с а н и е о с н о в н о г о к а п и т а л а. Вещественные элементы основного капитала (машины, оборудование, производственные здания и сооружения) в процессе их эксплуатации подвергаются физическому износу и постепенно теряют свою первоначальную стоимость. Однако последняя не исчезает бесследно, а переносится на создаваемый продукт, после реализации которого она по частям в денежной форме возвращается к его изготовителю. Последний накапливает эти средства в амортизационном фонде, служащем в первую очередь для восстановления выбывающих вследствие износа элементов основного капитала.
Сущность ускоренной амортизации состоит в том, что государство разрешает предпринимателям списывать в амортизационный фонд денежные суммы не по мере фактического износа элементов основного капитала (например, 1/10 первоначальной стоимости станка при ожидаемом сроке его эксплуатации в 10 лет), а в большей мере. При этом в амортизационный фонд включается часть прибыли, которая таким путем освобождается от налогов, ибо амортизационный фонд в принципе не подлежит налогообложению по законодательству развитых стран. Оно, как правило, предписывает фирмам составление долгосрочного амортизационного плана, включающего в том числе выбор одного или нескольких из предусматриваемых хозяйственным правом методов амортизационного списания. К ним наряду с отмеченным выше линейным (пропорциональным) методом относятся и другие методы ускоренного списания, такие как арифметически-дегрессивный, геометрически-дегрессивный и т.д.).

Изменения в амортизационном плане допускаются лишь в исключительных случаях, при солидном обосновании и доказательстве фирмой ее аудитору их вынужденной необходимости, ибо такие изменения глубоко затрагивают всю систему ведения счетов и бухгалтерского учета фирмы, расчета издержек, прибыли и налоговой базы.


Фактическое завышение объема амортизационного фонда позволят использовать его не только по сущностной принадлежности, т.е. для замены изношенных, выбывающих элементов основного капитала, но и для расширения последнего. В результате стимулируется весь инвестиционный процесс, а следовательно, рост ВВП.
Наряду с общеэкономическим осуществляется целенаправленное регулирование инвестиций в рамках с т р у к т у р н о й п о л и т и к и.

Госрегулирование сбыта После промышленных революций XIX в. в странах Запада сложилась устойчивая тенденция к превышению предложения над спросом. Дело в том, что машинное производство, имея колоссальные преимущества перед предшествующим ему мануфактурным производством, многократно увеличило предложение товаров. Это не сопровождалось такими изменениями в обществе, которые бы обеспечили аналогичное увеличение спроса.
Временное соответствие между спросом и предложением стало устанавливаться в ходе и результате циклических кризисов. Что касается превышения спроса над предложением, то оно, как правило, выступало как кратковременное явление в каждом конкретном случае, ибо рыночная экономика обладает богатейшими возможностями быстро адаптироваться к изменяющимся требованиям потребителя.
Противоречие между спросом и предложением сдерживает экономический рост; оно является одной из важнейших причин такого негативного социального явления, как безработица. Поэтому государство стремится различными способами стимулировать сбыт, а через него рост ВВП и занятости. Кроме того, регулирование сбыта преследует и другие цели, например фискальные (пополнение доходной части госбюджета).
Фискальная часть госрегулирования сбыта реализуется посредством взимания различных налогов: с оборота и добавленной стоимости, акцизов и др. (см. гл. 27). При этом с некоторых товаров первой необходимости, например продовольственных, налоги на добавленную стоимость и с оборота, как правило, взимаются по пониженным ставкам.
Важным средством стимулирования сбыта являются г о с у д а р с т ве н н ы е з а к у п к и с е л ь с к о х оз я й с т в е н н о й п р о д у к ц и и, которая в значительной мере используется для гуманитарной помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий или военных действий в зарубежных странах, а также общего экономического содействия третьему миру. Закупки осуществляются полномочными государственными органами по регулируемым ценам.
По своей экономической природе к закупкам сельскохозяйственной продукции весьма близки государственные заказы на различного рода оборудование и военно-техническую продукцию, а также на строительные работы и услуги. Поскольку такие заказы гарантируют их получателю обычно на несколько лет сбыт по согласованным ценам, за них ведется острейшая конкурентная борьба, особую роль в которой играют лоббисты тех или иных компаний.
Чаще всего государственные заказы достаются национальным производителям, если они в состоянии их выполнить. После вступления в действие в 1993 г. Маастрихтских соглашений об образовании экономического и валютного союза в рамках ЕС здесь также предпринимаются попытки создать единый, интегрированный рынок государственных заказов. На них должны объявляться конкурентные торги с равными условиями для всех участников из стран членов ЕС.

Определенные шаги в этом направлении уже сделаны, но национальные лобби чаще всего по-прежнему оказываются сильнее зарубежных.
Наконец, госрегулирование сбыта осуществляется путем воздействия на ц е н о о б р а з о в а н и е . Государство прямо устанавливает цены лишь там, где оно является основным или единственным собственником экономических ресурсов (железнодорожные и почтовые тарифы и т.д.). Как правило, оно оказывает сильное влияние на прочие цены и тарифы экономическими средствами косвенного действия регулированием величины оптовых и розничных наценок, косвенными налогами и акцизами.

Госрегулирование рынка труда
Оно нацелено главным образом на сокращение безработицы и обеспечение высокого уровня занятости самодеятельного населения, а также на достижение соответствия предложения рабочей силы в отраслевом и региональном разрезе спросу на нее в количественном и качественном отношении. С этим тесно связаны принимаемые в рамках социальной политики меры поддержки безработных. При этом необходимо иметь в виду, что приближению к указанным целям способствует государственное стимулирование капиталовложений и экономического роста, ибо увеличение ВВП, как правило, в той или иной степени влечет за собой сохранение уже имеющихся и создание дополнительных рабочих мест.
Вместе с тем, государство осуществляет специальные, целенаправленные мероприятия в области занятости и безработицы. Прежде всего, ч е р е з с е т ь г о с у д ар с т в е н н ы х б и р ж т р у д а (чаще они называются ведомствами или службами занятости) безработным облегчается поиск и нахождение нового рабочего места.
Подготовке рабочей силы в достаточном для рынка труда количестве и нужной квалификации способствует с о д е й с т в и е г о с у д а р с т в а о б щ е м у и п р о ф е с с и о н а л ь н о м у о б р а з о в а н и ю . В развитых странах школы чаще всего принадлежат государству или муниципальным органам, как и учебные заведения, аналогичные российским техникумам. Подготовка квалифицированных рабочих осуществляется непосредственно на фирмах. Государство посредством субсидий и налоговых льгот нередко стимулирует создание дополнительных ученических мест на предприятиях.



Содержание раздела